В то же время заметно, что, несмотря на нехватку времени и трудности с выкраиванием времени на совмещение работы и семьи, среди родителей меньше тех, кто чувствовал бы, что воспитание детей выше их сил. И родители маленьких детей, по сравнению с теми, у кого их нет, также более счастливы.
И хотя очень большая часть людей чувствует, что им не достает времени на посвящение его семье, еще больше людей считает, что у них остается совсем мало времени на самих себя после исполнения рабочих и семейных обязанностей.
Целых 80% родителей детей в возрасте до 7 лет в течение последнего года испытывали нехватку времени на самих себя. При этом 28% мам маленьких детей ощущали это чаще остальных.
Мамы с детьми пусть сидят дома
Исследование показало, что многие принципы трудовой и семейной жизни в Эстонии по-прежнему довольно традиционны. 79% мужчин и 78% женщин убеждены, что мамы детей до трех лет должны скорее посвятить себя уходу за ребенком, нежели работе.
На важную роль детей в возникновении конфликта между работой и семьей указывают оценки людей - почти 2/3 людей считают, что мамам с маленькими детьми сложно найти работу и порядка 30% считают, что та же проблема есть и у мужчин с маленькими детьми. Возможности для профессионального роста также считаются более высокими у бездетных мужчин и женщин.
Наиболее распространенными мерами по поддержке совмещения рабочей и семейной жизни со стороны работодателя являются организационные. У 78% работников (70% мужчин и 61% женщин) есть возможность заниматься во время работы личными делами. На мужских работах среди гибких форм труда распространена возможность работать в нетрадиционное время (48%), работать ненормированно (42%) либо при необходимости самим определять начало и конец рабочего дня (41%).
Женщинам эти возможности менее доступны - как нетрадиционные часы работы, ненормированные дни, так и возможность самостоятельно решать, когда начинать и когда заканчивать работать, могут использовать порядка четверти женщин. Гендерные различия в части гибкости рабочего времени, очевидно, можно объяснить сильной сегрегацией по половому признаку на рынке труда.