• Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Следы каблучков дочки миллионера на таллиннских стройках

    Дочь мультимиллионера Петра Левина НатальяФото: Andras Kralla

    Дочь мультимиллионера Петра Левина Наталья, прозванная «ангелом-спасителем» строительного рынка, оставляет все больше следов своей семьи на таллиннском ландшафте. Её самый свежий объект – почти готовый бизнес-центр в помещении старой мебельной фабрики Лютера.

    Родилась 14.01.1976 (41) в Москве.

    Окончила в 1998 году Московский Государственный Университет, где изучала коммерческое право.

    В 1998 году переехала в Мадрид, где в университете Pontificia de Comillase  получила степень магистра по международной экономике.

    Работала на испанских предприятиях руководителем по экспорту и аналитиком, концентрируясь на инвестициях в Восточную Европу. Также читала в университете курсы на темы восточно-европейского экспорта.

    Наталья Левина, дочь московского водочного магната Петра Левина, скидывает с себя светлое пальто Burberry прямо посреди машинного зала строящегося центра и почти попадает в бадью с клеем для ковровых покрытий, оставленную рабочими без присмотра. Видно, что чувствует она себя среди всей этой строительной сутолоки прекрасно и пришла сюда не впервые. «Если я ввязываюсь во что-то, люблю наблюдать сама. Я любопытна. И предпочитаю держать всё под контролем, чтобы понимать, за что плачу», – говорит Левина. Каждый свой проект она посещает неоднократно, причём на протяжении всего строительного периода.
    Таллиннские стройплощадки знакомы с её каблучками последние пять-шесть лет. Всё началось с того, что в период бума Пётр Седин, бизнесмен в сфере недвижимости, испытал затруднения с фанерной фабрикой в Кохила. Долг обанкротившегося производства взыскал SEB. В трудности попал и квартал Лютера в Таллинне, под развитие которого был взят кредит в Swedbank. Седин нашёл инвестора в лице своего однокурсника по горному институту миллионера Петра Левина, и тот, по сути, выкупил долг у Swedbank. Выкуп осуществила дочь Левина Наталья, которая и осталась в Эстонии заниматься отцовскими инвестиционными сделками.
    Левина спасла от банков и компанию Arco Vara с её проектом застройки жилого комплекса Tivoli. Она также инвестировала в девелоперские проекты Тоомаса Луумана и Эгона Матса и откупила у «дочки» Swedbank  акции их предприятия Arealis. В эстонских медиа женщину стали называть «ангелом-спасителем», уберегшим в кризисное время от рук крупных шведских банков здешний сектор недвижимости.
     

    Наталья Левина учредила в Эстонии фирмы Elle Capitalи International Invest Project.

    Elle Capital: в руководстве фирмы отец Левиной Пётр Левин и Лариса Седина. Elle Capital принадлежит половина предприятия Arealis, другая половина принадлежит Тоомасу Лууману.

    International Invest Project: наряду с Левиной, фирмой с малой долей участия владеют Лариса Седина, бывший видный политик (партия Isamaa) Яанус Рейснер и Юри Трилецки.

    Grove Invest: Левина вместе с отцом и Ларисой Сединой входит в совет фирмы Петра Седина Grove Invest.

    Между Мадридом и Таллинном
    Живёт Наталья Левина в Мадриде, но каждые три месяца по разу-два наведывается в Таллинн. «Я много езжу, но как иначе – разве можно инвестировать бесконтрольно?» – говорит о своей жизни последних пяти-шести лет Наталья. Поначалу она останавливалась в квартире в квартале Лютера, теперь в квартале Ротерманни, как сама говорит, по соседству с Урмасом (Урмас Сыырумаа – ред.). Это удобнее, так как её офис находится именно в Ротерманни.
    Наталья поясняет, что поскольку она юрист, то вначале она пыталась здесь помочь Седину, но и потом с Эстонией осталась связь, захотелось начать что-то новое именно в этой стране. «Нельзя же уезжать с одними проблемами, надо придумать что-нибудь такое, что затмило бы проблемы. Потому и стараемся найти новое дело, новые проекты». На сегодня об Эстонии у нее намного больше позитивных впечатлений, чем негативных воспоминаний.
    Левиной принадлежит половина фирмы Arealis Тоомаса Луумана с его 12-этажным зданием бюро на улице Лийвалайя, бюро Skype, Nordea и Eesti Raudtee. Последняя отделка идет и в бизнес-центре Лютера, а стоящей за ним девелоперской фирмой руководит представитель Левиных адвокат Рамон Раск. В Кадриорге на морском берегу ждёт своей очереди строительство жилого комплекса Tivoli. Там предприятию Левиной принадлежат сейчас два участка.
    По её словам, человек она не сентиментальный, и гуляя по Таллинну, не ощущает, что много сделала для него. «Но иногда, если вложила в дело душу, невольно испытываешь гордость. Помнятся, конечно, и проблемы, которые пришлось преодолеть, но когда до тебя доходит, что справилась, все получилось, приходит умиротворение», – рассказала Левина.
    Предложений всегда куча
    Бизнес-центр Лютера практически готов, и Левина планирует после него больше сосредоточиться на жилом комплексе Tivoli. Но если попадётся ещё что-нибудь интересное, с радостью включится. «Я всегда открыта. Я не фирма-гигант, в которой на решение вопроса уходит от 3-х до 5-ти месяцев. Так что в этом смысле со мной проще», – замечает она.
    По словам Левиной, у неё на столе всегда есть предложения, сейчас она изучает два или три. Следующий шаг – решение. Окончательное – инвестировать в проект или нет – для Левиной всегда делает Excel. «Ибо часто мне проект нравится, а Excel далеко не в восторге. Ответ этой программы важнее моих желаний. В бизнесе нормально зарабатывать прибыль. Это первое правило бизнеса. И я не благотворительная организация, я тоже работаю на прибыль».
    «Вообще-то, я очень пассивный инвестор», – признаётся Левина, не скрывая при этом, что в здешних девелоперских проектах свое слово всё же сказала. Она стремится предлагать идеи, чтобы вложить в проект свою душу и знания. «Разумеется, иногда возникают проблемы, ведь то, что по душе мне, не обязательно должно нравиться таллиннским людям». Поэтому она всегда советуется с дизайнерами и архитекторами, которые объясняют, насколько её взгляд на вещи соотносится со здешним климатом и культурой.
    Привыкшая к Мадриду Левина признается, что вначале ей в Эстонии пришлось нелегко. «Всегда трудно приезжать из другой страны. Из-за языка, из-за нехватки связей, контактов, друзей. Но шаг за шагом всё преодолимо».
    Теперь, похоже, всё это у неё есть. Кроме эстонского языка, которым она всё же немного занимается частным образом. «За пять-шесть лет у меня появились друзья из бизнес-среды, с которыми можно поболтать за чашкой кофе или чая, с которыми мы даже не работаем вместе, а просто нравимся друг другу, и у нас симпатичные отношения, что здорово», – говорит Наталья.
    Нельзя сказать, чтобы у неё был какой-то конкретный человек, которому она всегда и  беспрекословно доверяла бы, но спрашивать мнения у местных бизнесменов и обмениваться с ними опытом ей интересно. «Иногда другой угол зрения очень полезен», – утверждает она. Левина чувствует, что здешний бизнес принял её тепло.
    Под наблюдением папы
    Кроме того Левина обсуждает свои инвестиционные решения со своим отцом-мультимиллионером, живущим в Москве. «Считаю, что прежде чем принять важное решение, или если у меня возникает сомнение, всегда полезно обсудить дело с отцом и выслушать его мнение, ведь у него опыта побольше моего».
    Левина полагает, что отец доверяет её решениям, ведь они много работали вместе. К проектам дочери он всегда проявляет интерес, вот и теперь приезжал пару недель назад, знакомился с будущим бизнес-центром Лютера.
    По собственному мнению, Левина унаследовала от родителей и дедов важное качество – всегда выкладываться по полной. Очевидно, родители «виноваты» и в том, что она пошла на юридический. «Думаю, что это их влияние, иначе как это возможно, чтобы одиннадцатилетняя девочка уже знала, что хочет поступить в МГУ и стать адвокатом. Уверена, что идея была ими подброшена, и они исподволь готовили меня к этому», – говорит Левина.
    Вместо счёта в банке – биржа
    «Поскольку в банках сейчас процентов по вкладам всё равно, что нет, часть своих денег я держу на бирже», – говорит предприниматель-девелопер Наталья Левина.
    Как сейчас выглядит рынок недвижимости в Эстонии? Продолжается ли рост?
    Думаю, всё идёт как обычно. Больше предложений – и цены идут вниз. Когда рынок перестаёт расти так стремительно, это не кризис, это нормально. Рынок успокоится, и я готовлюсь к этому посредством высокого качества и безупречного администрирования. Если клиент попадает в затруднительное положение и не может больше платить, от меня уже ничего не зависит. А вот если он собирается продлить аренду, тогда всё решает цена и качество. Когда за ту же цену предложишь лучшее качество, клиент остаётся с тобой.
    Почему вы инвестируете именно в недвижимость?
    Для меня было не важно, инвестировать в недвижимость или во что-то другое, главное – инвестировать в проекты, где двигаются деньги, в проекты с нормальным денежным потоком. Поэтому выбор пал на недвижимость, но если найдётся промышленность с денежным потоком, то для меня это тоже приемлемо.
    А вы сами инвестируете в биржевых эмитентов?
    Совсем немного, потому как сама не очень в этом деле разбираюсь и полагаюсь на советников. Иногда покупаю акции. Но для меня это очень незначительные инвестиции, так как я и, правда, не понимаю рынка ценных бумаг.
    Значит, просто для забавы?
    Нет, не для забавы. А потому, что банки на вклады сейчас не дают интрессов, и вот я подумала, что вложу сколько-нибудь в рост на биржу на 3-5 лет.
     
    Комментарий:
    Урмас Сыырумаа, сосед
    Многие должны быть благодарны
    Считаю, что Наталья полностью нашла свое место в бизнес-ландшафте Эстонии. Могу сказать, что когда она в 2008 году попала в кризисную Эстонию, многие наши бизнесмены получили у неё поддержку, позволившую пережить тяжёлое время. Я в их числе. Многие должны быть ей благодарны.
    В своей предпринимательской деятельности она предельно конкретна и корректна, считаю, что у неё можно многому научиться. У неё трезвый и холодный рассудок. При этом она очень доброжелательна и всегда готова помочь, отчего испытала и некоторые удары.
    Мы часто беседуем о бизнесе. Думаю, взаимообогащаемся. А если говорить об эстонской бизнес-среде, то мой опыт будет побогаче.
    С общими знакомыми мы вместе отдыхаем, играем в теннис. Могу претендовать на звание её первого тренера в теннисе. Наталья общительна и отзывчива. Она помогала организовать, а также финансово поддерживала многие культурные и спортивные мероприятия. К примеру, международные теннисные турниры, оказывала поддержку талантливым спортсменам.
  • Самое читаемое
Справедливость перехода Кивиыли проверит на себе: может закрыться главный работодатель города, который его отапливает «Это тепло просто пойдет на воздух»
Завод сланцевого масла Kiviõli Keemiatööstus должен прекратить работу до начала 2025 года по требованию Департамента окружающей среды. Директор завода закрывать его к сроку не собирается и намерен судиться с государством.
Завод сланцевого масла Kiviõli Keemiatööstus должен прекратить работу до начала 2025 года по требованию Департамента окружающей среды. Директор завода закрывать его к сроку не собирается и намерен судиться с государством.
Активность Китая на рынке капитала упала до минимума за десятилетия
Китайские компании стали минимально активны в размещении акций – оно в худшем состоянии за десятилетия, как и сделки слияний и поглощений. Так потеря темпов второй по величине экономики мира повлияла на доверие инвесторов.
Китайские компании стали минимально активны в размещении акций – оно в худшем состоянии за десятилетия, как и сделки слияний и поглощений. Так потеря темпов второй по величине экономики мира повлияла на доверие инвесторов.
Эксперт: банки ожидают резкого роста цен на медь
Цена на медь достигла наиболее высокого уровня за последние 15 месяцев. Лишь за последние два месяца цена выросла более чем на 15%, пишет член правления Kuusakoski Тоомас Колламаа.
Цена на медь достигла наиболее высокого уровня за последние 15 месяцев. Лишь за последние два месяца цена выросла более чем на 15%, пишет член правления Kuusakoski Тоомас Колламаа.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.