• Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    На стыке бизнеса и науки

    Kомaнда Ubik Solution придумала то, что никто, по крайней мере, в Европе, особенно не пропагандирует и при этом надо, чтобы мы могли использовать имеющуюся топологию и чтобы нам не пришлось начинать с нуля. Фото: Andras Kralla

    Работающее в Таллинне инвестиционное предприятие Marble Invest OU, одно из дочерних предприятий Ubik Solutions OU, хороший пример удачного сотрудничества науки и бизнеса, результатом которого явился современный преобразователь солнечной энергии, рассчитанный на мелкое потребление.

    «Я учёный, для меня Ubik – это, прежде всего, электроника, – говорит Дмитрий Винников, руководитель технологического отдела Ubik, завоевавший в 2016 году титул учёного года TTU. – Продукт, созданный в Ubik – плод моей длительной научной работы».
    Винников добавил, что для него это было настоящим испытанием: что получится из нового направления, было не угадать, внутренний голос сулил успех, но технология была ещё не протестирована. «За три года мы достигли результата, и должен сказать, что второго такого решения в мире нет, оно абсолютно уникально», – признался Винников.По словам менеджера по развитию Ханнеса Агабуса из Neli Energia AS, сотрудничество предпринимательства с наукой было серьёзным вызовом. «Делать всё приходилось очень конструктивно, и думать на много шагов вперёд», – заметил Агабус.Для университета это тоже был первый урок: как себя повести, как науку сплавить с бизнесом. Как организовать регистрацию патента, в какой момент и на чьё имя.
    Ubik Solutions OU создали в декабре 2011 года. Вначале разработали преобразователь топливного элемента и создали много прототипов. Поскольку к этому времени рынок электростанций на основе топливных элементов, по сути, усох, то начали испытывать иные перс­пективные возможности в секторе возобновляемой энергии. В разработку пошли солнечные батареи 3,2 kW и предназначенный для маленьких турбин преобразователь 5 kW. В первом случае, это был очень перспективный рынок, но с очень плотной конкуренцией, во втором случае, рынок был малюсенький, так называемый, нишевый – всё это поставило предприятие в 2014 году, по сути, в кризисное положение, надо было решать, с каким продуктом всё же выходить на рынок. Стали думать: «Нет ли чего такого, что никто, по крайней мере, в Европе, особенно не пропагандирует, и при этом надо, чтобы мы могли использовать имеющуюся топологию и чтобы нам не пришлось начинать с нуля», – рассказал Ханнес Агабус.
    Так начался путь технологии Optiverter, которая на сегодня оформилась в готовый для выхода на рынок продукт. Патент уже действителен в США, сейчас ожидается окончательное утверждение EU, чтобы можно было выбрать подходящие для нас государства.
    Работает и в эстонском климате
    Винников объяснил, что обычная практика в солнечной энергетике такова, что несколько солнечных панелей последовательно соединены между собой и в конце стоит один большой преобразователь, преобразующий постоянный ток, выработанный солнечными панелями, в переменный, пригодный для сети. Эффективность солнечной батареи зависит от погодных условий и освещённости панелей, так что на выходе производство энергии происходит неровно. «Традиционный преобразователь берёт максимум только в идеальных условиях, а наш Optiverter работает при любой погоде и всегда снимает с солнечной панели по максимуму», – заметил Винников.
    По словам члена правления и исполнительного директора Ubik Solution Анд­ре Линдвеста, этот преобразователь подходит для любых панелей, и клиенту не нужно ломать голову, чтобы понять, годится он ему или нет. «Самое крупное наше конкурентное преимущество в том и состоит, что в плохих условиях, например, при частичной затенённости панели наш преобразователь способен получить с неё примерно на 30% больше энергии», – отметил Линдвест.
    Агабус добавил, что все детали они объединили в одной установке. «Если обычно нужны дополнительные приспособления для считывания или передачи данных и пр., то у нас всё это совмещено. А информацию о своих солнечных батареях потребитель может мониторить в вэб-приложении (FlowEM – ред.), название которого в качестве торгового знака также защищено предприятием – для облегчения маркетинга и продаж», – уточнил Агабус. Связь с потребителем может осуществляться и посредством Google Play и среды App Store.
    Дорогостоящий проект
    По словам Линдвеста, область эта весьма капитало- и трудоёмкая, что требует, как от разработчика, так и от инвесторов терпения и выдержки. «Кроме того, в этой области и конкуренция плотная с очень высокими требованиями к продукту. Хорошая технология – это как хороший фундамент, на котором можно строить устойчивое производство, – разъяснил Линдвест. – Но при этом, чтобы выдать целостный продукт и предложить конкурентоспособную услугу, вдобавок к уникальной технологии надо разработать всё в целом: безупречные коммуникационные решения, облачную серверную систему, собирающую и анализирующую данные производства энергии, а также необходима развитая вэб-среда, которая позволит потребителю мониторить свои данные».
    Он пояснил, что всё это предполагает помимо основной компетенции, при­­­в­лечение и многих других компетенций, что, в свою очередь, ставит перед начинающим предприятием в рамках ог­раниченных ресурсов большие вызовы.
     
    Традиционный преобразователь берёт максимум только в идеальных условиях, а наш Optiverter работает при любой погоде и всегда снимает с солнечной панели по максимуму.

    В 2007 лаборатория начала сотрудничество с Neli Energia AS (тогда ещё Neli Energia OU).В 2009 году под началом Агабуса начали внедрять топологию нового преобразователя, в результате чего в Эстонии было запатентовано совершенно новое решение.В 2011 году создали Ubik Solutions OU.

    Наладка продукта продолжается
    Настройка продукта продолжается, параллельно идёт тестирование и начато сертифицирование эффективности энергоёмкости, чтобы к осени этого года выйти в готовом виде на европейский рынок.
    «Уже сейчас можно мониторить производство электроэнергии и параметры состояния солнечных панелей, чтобы удостовериться, что всё в порядке. Следующий наш шаг – предложить более глубокий анализ для оптимизации энергопотока и двигаться дальше навстречу всё более интегрированному и опытному потребителю», – подчеркнул Агабус.
    Винников добавил, что всё идёт к тому, что в 2020 году в ЕС начнёт действовать директива о почти нулевой энергоэффективности зданий. «Все здания общественного сектора, которые начнут строить с 2018 года и все частные дома с 2020 года должны будут отвечать условиям почти нулевого потребления электроэнергии, – объяснил Винников. – Достижение этого критерия мотивирует установку солнечных батарей. Для небольших домохозяйств никто не станет возводить ветряки, да это просто и невозможно в условиях плотной застройки, так что решение проблемы за солнечной энергией».
    Агабус подчеркнул, что цель в том, чтобы их продукт можно было бы без проблем интегрировать в любой «умный дом». 
    Линдвест же ставит ещё более амбициозные цели: «Хотим завоевать с этим продуктом весь мир, но для этого надо развивать его дальше и инвестировать в это развитие. Сегодня наша цель – привлечь капитал с тем, чтобы уже имеющееся решение валидировать с клиентом на рынке, начать производство и продажу, но при этом продолжать работу по дальнейшему развитию, сделать продукт ещё более функциональным, компактным, умным и дешёвым. Опираясь на имеющуюся технологию, мы имеем хорошие возможности и сейчас внедриться в очень популярное во всём мире направление энергосбережения и предложить там инновативные решения энергосиловой электроники. Солнечная энергия с её накоплением – это безусловное будущее. Но это весьма капиталоёмкое и трудоёмкое дело, чего многие опасаются».
    К сведению
    Исходя из Директивы ЕС по энергетическим характеристикам зданий, страны-члены, в том числе, и Эстония обязаны во вновь строящихся и основательно реконструированных зданиях придерживаться требований по энергосбережению. Иными словами, здания должны производить столько же энергии, сколько они тратят. После 31 декабря 2020 года все новостройки должны быть с почти нулевым потреблением энергии. Те же требования уже относятся и к строящимся после 31 декабря 2018 года зданиям, которые поступят в эксплуатацию или собственность госучреждений. 
    Европейский парламент рассматривает здание с почти нулевым энергопотреблением как «здание, которое имеет очень высокую энергетическую эффективность. Близкое к нулю или очень низкое количество годового потребления необходимой энергии в значительной степени должно покрываться энергией, получаемой из возобновляемых источников, в том числе энергией, получаемой из возобновляемых источников на месте или вблизи объекта».
    Кто есть кто
    Дмитрий Винников – учёный-электронщик, с Таллиннским техническим университетом связан с 1993 года. На сегодня Винников руководит научно-исследовательским звеном TTU по силовой элект­ронике. Цель работы – создание инновативных полупроводниковых преобразователей для возобновляемой энергетики, транспорта и промышленности. Откуда взялось название Технология Ubik и название Optiverter составлены из двух различных технологий и английского наименования технологий microinverter (микроинвертер) и power optimizer (оптимизатор мощности). Продукт вобрал в себя все лучшие свойства обеих технологий. Для успешного маркетинга и продаж Ubik запатентовал и торговый знак Optiverter.
    что есть что
    Cобственники Marble Invest OU
    Vestman Energia (Мерит и Айвар Берзин) 11,6%Ivard OU (Пеэтер Мянд) 27,8%Atradius OU (Калле Кийгске) 11,6%Solarcom OU (Мартин Круус) 11,6%VARDAR AS (Норвегия) 39,9%Marble Management OU (AL Investments OU, Nelja Energia AS, OU Atradius OU Solarcom, Vardar Eurus AS) 0,75%HTB Investeeringute OU (Ханнес Тамъярв) 1,64%Nelja Energia AS (Vardar Eurus AS) 0,19%
     
  • Самое читаемое
Статьи по теме

TextMagic о миллионных убытках: опасения по поводу ухода с биржи слишком драматичны
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.