Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Приехали!

    Много лет Министерство финансов пытается прищучить предпринимателей, приобретающих легковые автомобили на собственные фирмы, пишет доктор экономических наук, научный руководитель клуба "Кардис" Владимир Вайнгорт.

    Вначале ставилась амбициозная цель переломить тенденцию преобладания покупок машин на юридические лица и хотя бы приблизиться к среднеевропейскому соотношению служебных и личных машин.
    В одной из минфиновских пояснительных записок к налоговому законодательству была даже таблица по этому поводу, где явно было видно, что у нас отдают предпочтение служебным автомобилям.
    Затем, наверное, до чиновников дошло, что живём мы в бедной стране и основная масса бизнес-сообщест­ва, если и может считаться частью среднего класса, то располагается в самой его нижней зоне по обеспеченности.
    Потому даже не только сотня-другая евро личных расходов, переброшенных на фирму (и, следовательно, полученных без налогового довеска), а даже несколько десятков евро личных денег, сэкономленных таким образом, для многих существенны.
    Со временем решение проблемы использования автомобилей фирм в личных целях получило следующую редакцию: добиться, чтобы с каждого легкового автомобиля, находящегося в собственности юридических лиц (и, без сомнений, используемого для личных поездок), ежемесячно предприятие платило налоги со специальной льготы размером в 256 евро, что означает взнос в бюджет 64 евро подоходного налога и 105,60 социального.
    Вряд ли при этом Минфин руководствовался соображениями социальной справедливости.
    Скорее, действовал по принципу «с паршивой овцы хоть шерсти клок». Но поскольку обязать всех эти деньги платить означало бы полную «презумпцию винов­ности» в использовании имущест­ва фирм для личных целей, была предложена альтернатива: вести учёт служебных и личных поездок.
    Более или менее обеспеченному человеку в голову не придёт, что из-за 170 евро предприниматели добровольно взвалят на себя или своих работников совершенно нелепый труд по ведению учёта поездок. И ведь ничего. Программы покупают для сочинения графиков поездок, вручную графики в стиле «фэнтези» создают…
    В июньском (нынешнего года) только что рассмотренном Рийгикогу пакете поправок к налоговым законам, чтобы всё же получать что-либо от фирм, владеющих легковыми автомобилями, заложен принципиально иной, чем действующий, алгоритм автомобильного налогообложения.
    Прежде всего, меняется механизм расчёта величины специальной льготы. Теперь она привязана к мощности двигателя машины и её возрасту. Как сказано в сопровождающей проект закона справке, «в сравнении с действующей… цена спецльготы останется неизменной (256 евро) для автомобилей мощностью 130 кВт и возрастом до 5 лет».
    А дальше, в зависимос­ти от мощности и возраста, цена будет ниже или выше. Журнал поездок отменяется, но в случае, если предприниматель утверждает, что никогда и ни мет­ра по личным делам на служебном автомобиле он не ездит, ему придётся зарегистрировать такое положение дел в Департаменте шоссейных дорог (где - надо полагать - появится специальный регистр).
    И если вдруг, порой, придётся съездить на таком автомобиле по личным делам, надо будет предварительно уведомить шоссейный департамент. Не станем дальше развивать эту тему. Новая норма достаточно понятна, во-первых, по механизму действия и, во-вторых, по ожидаемому влиянию.
    Будем, друзья-предприниматели, наконец, все платить налоги со спецльготы как миленькие. Кроме, конечно, автомобилей для таксоизвоза, учебных машин, а также представительских машин с водителями, гаражируемых в специальных условиях, где налажен порядок их выпуска на линию и возвращения (с механиками, путёвками и т. п.).
    Одновременно в закон включены «заманухи» для расширения использования в служебных целях личного транспорта. Сверх максимальной суммы безналогового возмещения в 335 евро можно будет возмещать оплату парковки без ограничений (лишь бы парковка была связана с рабочей поездкой). Существенно также отнесение к разряду служебных переездов между местом жительства и местом работы (при указанных в законе расстояниях).
    Прикидки эффективности использования личных машин в сравнении со служебными на основе новых требований показывают, что в ряде случаев вариант поездок на личном транспорте даже имеет смысл. Вся эта «машинная возня», конечно, не решает ни одной из серьёзных проблем, существующих в нашей налоговой системе, но «движуха» происходит, и предмет для разговоров имеет место быть.
    Autor: Владимир Вайнгорт
  • Самое читаемое
Вкус биржи: любишь какао, люби и денежки платить. Биткойн отдыхает
Выполнили обещание: угощаем шоколадкой! Мы обещали рассмотреть, почему цены на какао растут как на дрожжах (Какао? На дрожжах? Мда) – и вот вам пожалуйста!
Выполнили обещание: угощаем шоколадкой! Мы обещали рассмотреть, почему цены на какао растут как на дрожжах (Какао? На дрожжах? Мда) – и вот вам пожалуйста!
Тийт Пруули: обсудим введение налога на собак!
Продвижение идеи налога на собак – стоящая мысль, считает предприниматель Тийт Пруули.
Продвижение идеи налога на собак – стоящая мысль, считает предприниматель Тийт Пруули.
«Вечером стулья – утром деньги». Боль в спине вдохновила таллиннца начать бизнес
Когда многочисленные походы по врачам не смогли избавить малого предпринимателя Эдуарда Тереханова от болей в спине, он нашел «полезные» стулья в России, и был настолько впечатлен ими, что немедля решил привезти технологию в Эстонию.
Когда многочисленные походы по врачам не смогли избавить малого предпринимателя Эдуарда Тереханова от болей в спине, он нашел «полезные» стулья в России, и был настолько впечатлен ими, что немедля решил привезти технологию в Эстонию.