Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Либеральный камбэк? Едва ли

    Качественные перемены в политике Партии реформ, не говоря уже о создании какой-то новой либеральной партий, дело сегодня почти невозможное, причём даже не по причине денег, которую обычно считают основной.

    Письмо председателя Партии реформ Ханно Певкура соратникам, которому предшествовало большое интервью газете Postimees, вызвало шквал откликов, комментариев и рассуждений на тему – а что бы это могло значить? В письме однопартийцам Певкур, в сущности, заявил о намерении повесить лидерскую майку в шкаф и призвал на внутрипартийных выборах сплотиться вокруг кандидатуры Каи Каллас.
    Тут требуются некоторые пояснения. «Законный» срок Певкура на председательском посту истекает в самом начале 2019 года. Если бы в партии всё обстояло благополучно, то он преспокойно допредседательствовал бы до конца срока и даже, быть может, был бы рутинно переизбран. Но дела в Партии реформ далеки от обычной партийной рутины, и затевать перевыборы лидера за два месяца до выборов в Рийгикогу, которые реформисты твёрдо намерены выиграть, рискованно. Певкур хотел бы провести партийные выборы уже в январе, но это его желание поддержкой не пользуется. Скорее всего они состоятся весной или в начале лета, как это предложил Сийм Каллас. Победа Певкура над его соперником Кристеном Михалом после ухода с председательского поста Таави Рыйваса, стала, по почти общему признанию, победой «ветра перемен» над «затхлостью застоя». Несмотря на то, что никаким реформатором реформистов Певкур не стал, да и не собирался становиться, или как раз поэтому, а, скорее всего, по обеим причинам одновременно, Певкуру не удалось стать и подлинным, и признанным вожаком партии. Крыло Михала продолжало тянуть одеяло на себя и гнуть свою линию, что чрезвычайно ярко проявилось во время муниципальных выборов. А тут ещё и имя депутата Европарламента Каи Каллас стало звучать всё чаще и чаще, да и «патриарх» Сийм Каллас, ныне старейшина волости Виймси, дал повод заподозрить, что он вынашивает камбэк (если не лично свой, то семейный). Одним словом, турбулентности в Партии реформ хватает.
    Весь пафос обращения Певкура в том, что пора прекратить внутрипартийную грызню, которая к тому же отвлекает внимание общественности от главного супостата – правительства во главе с центристами. В большом интервью он тоже резко обрушивается на правительство и центристов, но достаётся также Михалу и слегка Калласу. Кая Каллас там тоже фигурирует, но в том смысле, что «она, в конце концов, конечно, будет премьер-министром». Без указания, когда это могло бы случиться. А вот письмо соратникам, в сущности, заявление об отставке. Любопытно, что и интервью, и письмо были опубликованы в Postimees в один день. Но поскольку интервью давалось днём раньше, следует предположить, что за сутки что-то произошло – то ли в голове Певкура, то ли в окружающей её (голову) среде.
    Журналист Ахто Лобьякас остроумно, хотя и не без некой гиперболы, сравнивший в Eesti Paevaleht письмо Певкура с «заявлениями старых большевиков перед казнью», рассуждая о побудительных мотивах пока ещё председателя, в качестве одного из возможных предположил желание «прыгая в пропасть, увлечь за собой и Михала». В этом он, надо полагать, преуспеет, и Партию реформ, похоже, действительно поведёт на парламентские выборы Кая Каллас. Наверняка она постарается хотя бы внешне отмежеваться от политики «позднего» Андруса Ансипа, незадачливым продолжателем которой стал Таави Рыйвас. Но это вовсе не означает, что Партия реформ вернётся на пути истинно либеральной партии. Ведь с этого пути она стала сходить ещё при её отце, Сийме Калласе, включаю в свою повестку пункты, которые подлинному либерализму включать не пристало, и сводя его к простым и единообразным (хотя и вовсе не низким) налогам. Ансип довёл жонглирование либерализмом на поле национального консерватизма до совершенства, стёршего всякую разницу между первым и вторым. Но именно это и обеспечивало и продолжает обеспечивать высокие рейтинги Партии реформ. На подлинный либерализм сегодня нет общественного спроса. Он есть на популизм, в том числе на правый популизм, замешанный на национализме и ксенофобии. И это тренд отнюдь не одной Эстонии.
  • Самое читаемое
Статьи по теме

Вкус биржи: любишь какао, люби и денежки платить. Биткойн отдыхает
Выполнили обещание: угощаем шоколадкой! Мы обещали рассмотреть, почему цены на какао растут как на дрожжах (Какао? На дрожжах? Мда) – и вот вам пожалуйста!
Выполнили обещание: угощаем шоколадкой! Мы обещали рассмотреть, почему цены на какао растут как на дрожжах (Какао? На дрожжах? Мда) – и вот вам пожалуйста!
Тийт Пруули: обсудим введение налога на собак!
Продвижение идеи налога на собак – стоящая мысль, считает предприниматель Тийт Пруули.
Продвижение идеи налога на собак – стоящая мысль, считает предприниматель Тийт Пруули.
«Вечером стулья – утром деньги». Боль в спине вдохновила таллиннца начать бизнес
Когда многочисленные походы по врачам не смогли избавить малого предпринимателя Эдуарда Тереханова от болей в спине, он нашел «полезные» стулья в России, и был настолько впечатлен ими, что немедля решил привезти технологию в Эстонию.
Когда многочисленные походы по врачам не смогли избавить малого предпринимателя Эдуарда Тереханова от болей в спине, он нашел «полезные» стулья в России, и был настолько впечатлен ими, что немедля решил привезти технологию в Эстонию.