Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Устаканивается всё потихоньку

    Владимир Вайнгорт д.э.н., руководитель клуба «Кардис»Фото: Raigo Pajula

    Поднявшееся в среде налогоплательщиков недовольство предложенной схемой реализации новой нормы о пятисот­евровом неналогооблагаемом минимуме начинает давать результат.

    Намедни Департамент социального страхования сообщил, что «согласно только что достигнутой договорённости между финансовой комиссией Рийгикогу и Минис­терством финансов, работники, получающие пенсию и зарплату менее 500 евро, смогут подавать заявления об использовании освобождения от подоходного налога как работодателю, так и в Департамент социального страхования». Что это значит?
    Посмотрим на примере пенсио­нера у которого размер пенсии 300 евро в месяц и такая же зарплата. По действующей модели (опирающейся на норму закона о подоходном налоге), этот человек мог получать в 2018 году ежемесячно 540 евро, а в следующем (2019) году дополучил бы ещё 480 евро (поскольку он имел право подать заявление об учёте необлагаемого минимума только одному плательщику). Получив право на два заявления (и подав их), он обес­печит себе возможность иметь ежемесячно 580 евро и не ждать полгода по окончании налогового периода, чтобы ему вернули удержанный сверх необходимого подоходный налог. Потребности в двух заявлениях не будет, если в нашем примере пенсия или зарплата более 500 евро. Тогда достаточно подать заявление именно туда, где платят больше пятисот.
    Сразу заметим, если человек получает только пенсию, а других доходов не имеет, то никаких заявлений подавать никуда не надо. Пенсионный департамент учтёт ему необлагаемый минимум. Не надо вообще беспокоиться пенсионеру, у которого есть дополнительные источники дохода, обеспечивающие вместе с пенсией более 2100 евро в месяц. Необлагаемого минимума у него просто не будет.
    Новость о согласованном изменении закона в части работающих пенсионеров, несомненно, свое­временна и успокоит часть налогоплательщиков. Но в связи с принятием (ожидаемым) такой поправки в закон возникнет несколько вопросов. Во-первых, почему такая возможность (подать два заявления) предоставлена только пенсионерам? Неужели (как пошутил знакомый пенсионер, узнав об этой новости), чтобы успели получить налоговую льготу те старики, которые не доживут до компенсационных выплат? Наверное, ближе к истине те, кто полагает, что власть не хочет перед выборами 2019 года раздражать пенсионеров.
    Но почему тогда она не сняла возможность раздражения остальных получателей дохода из нескольких источников при том, что суммарный их доход позволяет применить необлагаемый минимум?
    Вряд ли из желания придержать несколько десятков евро в каждом таком случае, чтобы вернуть их спус­тя полгода. Думаю, настоящая причина не та и не другая. Сработало чиновничье рутинное сознание. Модель с одним заявлением отработана, и чиновники не хотят её менять. Расшумелись пенсионеры - давайте пойдём им навстречу. Остальные не так организованы - потерпят. А в основании алгоритма действий на основе единого заявления работника - необходимость (в случае нескольких заявлений) перестроить существующий порядок учёта уплаты социального налога. В случае с пенсионерами этой проблемы нет (поскольку пенсионер всяко уже застрахован). Чиновники могут сильно дискредитировать саму идею льготного налогообложения для малообеспеченных слоёв населения, заставив их вес­ти специальный документооборот.
    И есть ещё одна проблема, которую авторы системы не учли. Как ни называй новый порядок налогообложения и как ни обзывай его увеличением минимального необлагаемого уровня дохода, всё же - по экономичес­кому смыслу - это реализация принципа ступенчатого налогообложения. Просто вместо существующей пока двухступенчатости появилось три: 500 евро; от 1200 до 2100 евро; и свыше 2100 евро. В этой рубежной цифре заключена проблема.
    На недавно прошедшей конференции читателей «Деловых ведомостей» под названием «Ключ к успеху» одна из участниц чётко эту проблему сформулировала. Для тех, кто получает зарплату не намного более 2100 евро в месяц, по сравнению с нынешним годом налог вырастет на 36 евро в месяц (20% от 180 евро сегодняшнего необлагаемого минимума) или на 432 евро в год. А это при месячной зарплате около 2200-2500 евро в месяц всё же заметная величина. Но те же 432 евро при зарплате около 10 000 евро в месяц и больше - несущественная мелочь. Несправедливо!
    В общем, раз уж пошли на ступенчатый налог, нельзя останавливаться на третьей ступеньке. Как минимум должны быть четвёртая, пятая и хотя бы шестая (с интервалом в две или три тысячи евро). Иначе создаётся впечатление, что помощь бедным ложится на плечи тоже не шибко богатых, а по-настоящему хорошо обеспеченные люди к этому делу имеют весьма косвенное отношение. Раз уж решили снять разделение на податное сословие и налоговое дворянство, придётся идти до конца. И становиться нормальной европейской со­циально-ориентированной страной, где ставка подоходного налога растёт вслед за ростом доходов.
    Autor: Владимир Вайнгорт д.э.н., руководитель клуба «Кардис»
  • Самое читаемое
Статьи по теме
Все статьи по теме

Акции Ekspress Grupp неожиданно упали
Акции медиакомпании Ekspress Grupp, котирующейся в основном списке Таллиннской фондовой биржи, в начале дня упали почти на 10% из-за низкой ликвидности.
Акции медиакомпании Ekspress Grupp, котирующейся в основном списке Таллиннской фондовой биржи, в начале дня упали почти на 10% из-за низкой ликвидности.
Тийт Пруули: обсудим введение налога на собак!
Продвижение идеи налога на собак – стоящая мысль, считает предприниматель Тийт Пруули.
Продвижение идеи налога на собак – стоящая мысль, считает предприниматель Тийт Пруули.
«Вечером стулья – утром деньги». Боль в спине вдохновила таллиннца начать бизнес
Когда многочисленные походы по врачам не смогли избавить малого предпринимателя Эдуарда Тереханова от болей в спине, он нашел «полезные» стулья в России, и был настолько впечатлен ими, что немедля решил привезти технологию в Эстонию.
Когда многочисленные походы по врачам не смогли избавить малого предпринимателя Эдуарда Тереханова от болей в спине, он нашел «полезные» стулья в России, и был настолько впечатлен ими, что немедля решил привезти технологию в Эстонию.