Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Автомобильные страдания

    Владимир Вайнгорт доктор экономических наук, научный руководитель клуба „Кардис“Фото: Raul Mee

    Практически через неделю, к 10 февраля предприятия будут подавать декларацию TSD за январь нынешнего года, где надо отражать принятый на предприятии порядок использования служебных легковых автомобилей с учётом новых норм, действующих по этому поводу с 1 января.

    И хотя об этом разве только из утюгов не говорили всю вторую половину прошлого года, но в последнюю неделю января у всех, кто занимается налоговым правом, телефоны раскалялись от разговоров с хозяевами фирм (особенно малых) по поводу того: платить или не платить за январь налоги со специальной льготы за частично неслужебное использование легкового автомобиля, принадлежащего фирме.
    Конечно, история с этим делом запутанная. Примерно раз в три года Минфин придумывает новую схему налоговых платежей, связанных с использованием легковых автомобилей. На этот раз приняли вариант, при котором платежи эти радикально отличаются в случаях, когда осуществляются только служебные поездки или бывают и поездки личного характера. Естественно, „чисто конкретно“ такого жёсткого разделения в жизни не бывает. И, наверное, это понимают авторы изменений в законе. Но, тем ни менее, они установили: если допустимы поездки на служебном автомобиле по личным делам, то возникает специальная льгота, размер которой зависит не от частоты и километража таких поездок, а только от ёмкости двигателя автомобиля.
    Если строго соблюдать закон, то даже одна поездка в месяц с работы домой и обратно (скажем, на обед) требует рассчитать и отразить специальную льготу. Например, для самого популярного автомобиля (по данным авторегистра) „Honda CR-V“с дизельным двигателем 103 кВт и при „стаже“ машины до 5 лет специальная льгота составит 201,88 евро и значит подоходный налог 50,47 евро и социальный — 83,28 евро. А если тот же автомобиль „старше“ 5 лет — по расчёту спецльгота составит 151,47 евро, а налоги, соответственно, будут: 37,80 евро и 62,47 евро. Приведём цифры для популярной небольшой машины „Skoda Fabia“ с двигателем 55 кВт. При „стаже“ до 5 лет специальная льгота окажется 107,80 евро, а для „старой“ — 80,85 евро. То есть налоги будут существенно ниже, чем у владельцев Хонды.
    Кроме двух налогов со специальной льготы, зачесть уплаченный с эксплуатационных расходов НСО можно будет только в размере 50 %.
    Но если автомобиль „никогда-никогда“ не использовался для личных поездок, то не будет специальных льгот, а значит не будет налогов и зачитывать можно будет все 100 % уплаченного с эксплуатационных расходов НСО.
    Как говорится, почувствуйте разницу.
     При этом с нынешнего года не надо никаких учётных документов составлять. Достаточно предприятию-владельцу автомобиля сообщить о сугубо деловом использовании машины в Шоссейный департамент и спецльготы не появится. Такое редкостное по нынешним временам доверие к бизнесу. Как песня поётся: „Думайте сами, решайте сами — иметь или не иметь“ налоговую нагрузку.
    Понятно, что умудрённые опытом отношений с налоговым администратором предприниматели увидели в этой свободе подвох. Мол, сообщим об исключительно целевом использовании (что будет видно в компьютере), а вечером у дома дорожная полиция зафиксирует машину и… Или налоговики сами рейд проведут. Но пока, по словам руководителей налоговой службы, они такой охоты устраивать не собираются.
    Просто, в точном соответствии с законом, налоговый управляющий может попросить доказательства полностью служебного использования автомобиля. В каких случаях? Например, у небольшой фирмы имеется один легковой автомобиль, на котором ездит член правления. В семье этого человека автомобиля нет. Живёт он в Мустамяэ, а рабочее место в Новоталлинском порту. Появляются сомнения. Тем более, если по расходу топлива видно, что в среднем за день набегает немалый километраж, а работа у члена правления, в основном, камеральная.
    Конечно, лучшим доказательством был бы спутниковый регистратор поездок. Но его нет. Тогда неплохо иметь несколько зафиксированных замеров. Например, с 15 по 19 января полный график поездок. Потом недельный замер в мае и ещё раз в сентябре. Из этих замеров видно, что адресность деловых поездок такая, что вполне покрывает фактический километраж. А как попадает член правления на рабочее место? Например, вместе с кем-то, кто ездит по тому же маршруту. Или пользуется городским транспортом. В общем, есть убедительное объяснение.
    И, всё-таки, предприниматели волнуются. Дать совет не берусь. Могу только сказать: у нас в фирме два автомобиля с небольшой мощностью двигателей. И мы решили за оба платить специальную льготу. Хотя моё рабочее место от дома в ста шагах, примерно. Но всё же приходится ездить то к врачу, то вечерами к знакомым. Вместе с потерей части НСО за оплату топлива потеря фирмы на налогах будет около сотни евро в месяц.
    И мы решили: лучше их уплатить и спать спокойно. Но этот пример никого не должен убеждать в аналогичном решении. Дерзайте, уважаемые господа предприниматели. В конце концов, надежда на авось не худший вариант деловой стратегии.
     
    Владимир Вайнгорт, доктор экономических наук, научный руководитель клуба „Кардис“
    Autor: Владимир Вайнгорт
  • Самое читаемое
Статьи по теме

Apple объявила о самом крупном обратном выкупе акций в истории рынков
Акции технологического гиганта растут на фоне оптимизма руководства компании и рекордном выкупе акций.
Акции технологического гиганта растут на фоне оптимизма руководства компании и рекордном выкупе акций.
Тоомас Кихо: могут ли Нымме или Ласнамяэ отделиться от Таллинна?
Горуправа Таллинна неизбежно должна думать о всей стране, пишет главный редактор журнала Akadeemia Тоомас Кихо в ответ на опрос лидеров общественного мнения от Äripäev.
Горуправа Таллинна неизбежно должна думать о всей стране, пишет главный редактор журнала Akadeemia Тоомас Кихо в ответ на опрос лидеров общественного мнения от Äripäev.
Президент Bolt: писать для чиновников законопроекты – нормально
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.