Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Бизнес на надзоре

    Сегодня на чашку «пятничного кофе» в ДВ зашёл Антон Слепухин, владелец фирмы Ehituskonsult Grupp OU, занимающейся строительным надзором и строительной экспертизой.

    Как оказались в строительстве?
    Мне было 14 лет, когда отец, профессиональный строитель, стал брать меня на побочные заработки, или, как в то время говорили, на халтуру. Потом много лет работал на стройках в самом разном качестве: от подсобника до руководителя. В 90-х годах имел свою небольшую строительную фирму. Окончил высшую техническую строительную школу. Строительство как вид деятельности нравилось всегда. Это, что называется, моё.
    Вы упомянули о том, что в прошлом десятилетии имели свою строительную фирму.Чем она кончила?
    Крахом. Фирму пришлось закрыть, но мне это пошло на пользу. Негативный опыт хорош тем, что даёт мощный импульс к осмыслению своей деятельности. Я был молод и полагал, что главное - хорошо строить, а всё остальное приложится. Не умел распределять деньги. Только после этого я понял, какую громадную роль играют финансы в жизнедеятельности фирмы. Для меня это стало уроком на всю жизнь, и сегодня я самым придирчивым образом контролирую состояние денежных дел в своей фирме.
    П?????? ?? ???????очему решили заняться именно надзором?
    Началось со случайности - знакомый, который ничего не понимал в строительстве, решив построить свой дом, попросил меня присмотреть за его стройкой. Потом с такой же просьбой обратился другой, третий. Имея за плечами соответствующее образование и немалый строительный опыт, увидел тут поле деятельности и решил заняться этим делом всерьёз. В 2006 году основал фирму. Сначала работал сам - офисом служил автомобиль. Но число заказов росло, стала формироваться команда. На сегодня в Эстонии построено уже более 200 объектов самого разного назначения, на которых мы осуществляли надзор собственника. Но это не единственное направление нашей работы: кроме надзора, осуществляем строительную экспертизу, даём консультации в области строительства. А недавно в нашей деятельности появилось ещё одно направление - оформляем энергопаспорта для зданий.
    Если я решил построить дом и для контроля над строителями нанял надзор, насколько надёжно я защищён от низкого качества строительства?
    Всё зависит от компетенции и добросовестности тех, кто будет осуществлять надзор. К сожалению, халтурщики есть не только среди строителей, но и среди тех, кто берётся за надзор. Нам не раз приходилось браться за надзор за возводимым домом в середине процесса. В таком случае знакомишься с документацией, оставшейся от тех, кто осуществлял надзор до тебя. Смотришь в бумаги и сравниваешь с тем, что сделано на самом деле, и становится очевидно: тот, кто это писал, даже не взглянул на работу строителей.
    Часто приходилось слышать о низком профессиональном уровне строителей Эстонии. Насколько они обоснованы?
    По моей оценке, примерно 40% наших строителей не имеют достаточных знаний о том, чем они занимаются. Перед началом строительства мы, как правило, проводим собрания со строителями, разъясняем им, как следует выполнять ту или иную работу. При этом нередко они делают большие глаза и заявляют, что они работают уже пять лет и до сих пор делали эту работу совсем не так. Остается только гадать, на скольких стройках они успели растиражировать свои неверные методы.
    В начале нынешнего спада в строительстве было много разговоров о его полезности - мол, он, подобно санитару, очистит рынок от недобросовестных и непрофессиональных строителей. Происходит ли это?
    Ничего подобного. На самом деле в результате спада профессионал, работающий качественно, оказался под ударом в большей степени, чем недобросовестный случайный работник. Дело в том, что цены на строительство упали, и сегодня все требуют низких цен. Но на качественную работу цену нельзя снизить ниже определённого уровня, вытекающего из требований строительной технологии. Если, к примеру, надо выложить стену, то халтурщик тут же согласится на низкую стоимость и выложит её за день. Строителю, дорожащему качеством, понадобится три дня работы, чтобы раствор затвердевал постепенно и прочее. Поэтому его работа будет стоить дороже. В итоге заказ, скорее, получит халтурщик, а дорожащий качеством профессионал рискует остаться без работы.
    Сегодня у нас в работе 12 объектов, из них только один заказчик готов платить больше, лишь бы было сделано качественно, а всех остальных интересует только одно - чтобы вышло как можно дешевле.
    Примечателен такой факт - как только появляется новая работа, то желающих взяться за неё великое множество. Но стоит им узнать, что за объектом будет осуществляться не липовый, а настоящий надзор - большинство претендентов на работу тут же исчезает.
    Низкое качество нового строительства в Эстонии - миф или реальность?
    Реальность.
    В чём причины этого?
    Прежде всего в низком уровне проектирования. Для того чтобы получить разрешение на строительство в Эстонии, достаточно так называемого «ээлпроекта» - предварительного проекта, по сути, эскизных набросков будущего здания. Нередко дома строят, не имея нормального проекта, а на основе таких вот эскизов. Требования к опыту работу проектировщиков в Эстонии сегодня крайне низкие - достаточно трёх лет, и можешь начинать работу в качестве самостоятельного проектировщика. В итоге появляются проекты без плана проведения работ, без проработки технических решений. В качестве фундамента чаще всего берутся типовые решения, без изучения грунта и без расчёта нагрузок. На иной проект просто невозможно смотреть без слёз.
    К тому же в Эстонии практически нет целостной системы строительных норм и правил. Те, которые есть, охватывают лишь отдельные фрагменты строительной деятельности, поэтому нередко ссылаются на финские или какие-то ещё нормы.
    С этого года в Эстонии стали выдавать энергопаспорта для зданий. Я как владелец дома заинтересован в том, чтобы мой дом имел более хороший класс энергомаркировки. Смогу ли я получить его, подсунув вам несколько приукрашенные данные?
    Нас в трёх домах пытались провести таким образом. Однако при оформлении энергопаспорта мы основываемся не только на бумагах, но обязательно проводится осмотр дома. Если видим, что данные, которые даёт нам владелец, не соответствуют реальному состоянию дома, то просим представить нам информацию о затратах на отопление не собственного изготовления, а официальную справку, например, от Eesti Energia или Tallinna Kutte.
    Какие качества требуете от желающих работать в вашей команде?
    Естественно, что человек должен иметь строительное образование и опыт работы в этой сфере. Причём не в офисе, а на стройке. Если человек делал эту работу своими руками, то его не проведут.
    Однако для того, чтобы работать специалистом, осуществляющим надзор собственника, одной квалификации мало. Нужны ещё определённые человеческие качества. Наша работа конфликтна - ведь никому не нравится, когда к ним выдвигают претензии. Поэтому люди мягкие, уступчивые, боящиеся конфликтов плохо подходят для нашей работы.
    Но и одной лишь твёрдости характера тоже недостаточно. Если я выдвигаю к строителям какие-то требования, то наверняка у них имеются аргументы в свою защиту. Поэтому я должен не просто «наехать» на строителей, а суметь разъяснить, объяснить и в конце концов убедить в обоснованности своих требований. Тот, кому это не дано, не сможет заниматься нашим делом.
    Рынок Эстонии невелик, а ниша вашей деятельности узка. Не огорчает ли то обстоятельство, что вы не сможете стать крупной фирмой?
    Мои планы относительно будущего таковы: чтобы фирма была успешной, узнаваемой, авторитетной, пользующейся доверием, а я за свой труд получал бы достойное вознаграждение.
    У меня нет таких амбиций, как, например, иметь миллиардные обороты, яхты и реактивные самолёты.
    Где живет специалист по строительному надзору?
    В доме, построенном собственными руками. Три с половиной года строил его в Какумяэ. За редким исключением, когда из-за тяжести конструкций приходилось звать помощников, всё делал сам.
    Конфликтная работа, наверное, требует каким-то образом снимать стресс?
    Делаю это, играя в хоккей. Это игра довольно агрессивная, и три дня в неделю тренировок позволяют в цивилизованной форме снять все негативные эмоции.
    Кстати, наша команда в любительской лиге только что выиграла золотую медаль.
  • Самое читаемое
«Я не знаю, как тогда работать»: перевозчиков беспокоит возможное ночное закрытие Койдула
Минфин обсуждает идею закрывать погранпереход в Койдула на ночь по аналогии с нарвским. Министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс сообщил ДВ, что готов ее поддержать. Но Койдула – один из двух логистических центров у перевозчиков в Россию. Ночная остановка удлинит и без того чудовищные очереди, предупреждают они, а бюджет лишится доходов.
Минфин обсуждает идею закрывать погранпереход в Койдула на ночь по аналогии с нарвским. Министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс сообщил ДВ, что готов ее поддержать. Но Койдула – один из двух логистических центров у перевозчиков в Россию. Ночная остановка удлинит и без того чудовищные очереди, предупреждают они, а бюджет лишится доходов.
Ekspress Grupp закончил квартал с ожидаемым убытком
Медиаконцерн Ekspress Grupp закончил первый квартал с ожидаемым убытком. Компания, однако, планирует продолжать выплачивать дивиденды несмотря на экономические трудности, говорится в сообщении фондовой биржи.
Медиаконцерн Ekspress Grupp закончил первый квартал с ожидаемым убытком. Компания, однако, планирует продолжать выплачивать дивиденды несмотря на экономические трудности, говорится в сообщении фондовой биржи.
Большой обзор рынка недвижимости: количество сделок падает, цены стабильны
Общий уровень цен на квартиры остается стабильным, несмотря на снижение спроса, пишет аналитик компании по недвижимости Restate Юлия Линде.
Общий уровень цен на квартиры остается стабильным, несмотря на снижение спроса, пишет аналитик компании по недвижимости Restate Юлия Линде.
Президент Bolt: писать для чиновников законопроекты – нормально
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.