• Морской ветер сулит островитянам работу, хлеб, энергию и деньги

    Saare Wind Energy планирует построить в море к западу от Сааремаа морской ветропарк размером до 100 ветрогенераторов и общей мощностью до 1400 МВт. Объем инвестиций должен превысить более 3 млрд евро.

    Морская ветряная электростанция Нистед недалеко от Гедсера в Дании.Фото: Liis Treimann
    После объединения с голландской морской строительной компанией Van Oord три года назад фирма островитян, поначалу состоявшая из двух человек, набрала приличные обороты. Если все пойдет по плану, в 2028 году начнется подача в сеть электроэнергии от первой в Эстонии морской ветряной электростанции.
    Голландцы заинтересовались и приняли участие
    «Ходатайство о выдаче разрешения на строительство было подано еще в 2015 году, но после объединения с голландцами дело пошло легче», – говорит член правления Saare Wind Energy и Eesti Tuuleenergia Assotsiatsioon MTÜ Куйдо Картау.
    Насколько значимой будет в действительности роль голландцев в компании с точки зрения ее деятельности, покажет время, но, без сомнения, у крупной компании со 155-летней историей есть опыт, навыки и образцы. «Van Oord — это строительная компания, которая строит морские ветроэлектростанции по заказу разных девелоперов и обладает множеством ноу-хау и специфических технологий. У нее есть так называемые самоподъемные суда на опорах, кабелеукладчики и оборудование размером с небольшой дом, перемещающееся по морскому дну, позволяющее прокладывать кабели на многометровой глубине внутри донных отложений», — представляет голландскую компанию Картау.
    Куйдо Картау.Фото: Liis Treimann
    Существенного негативного экологического воздействия на природные ценности не выявлено
    В мае 2020 года была предпринята оценка экологического воздействия, и, несмотря на сложности коронавирусного времени, в том же году начались первые исследования и подготовка. Большая часть экологических исследований моря была проведена несколько лет назад, на сегодня отчет готов, и 12 октября состоится общественное обсуждение. При сведении отчета не было выявлено существенного негативного экологического воздействия на какие-либо природные ценности. «Это не повредит птицам, рыбам, тюленям, летучим мышам, бентосу, кому-либо или чему-либо другому. Разработан и ряд смягчающих мер и решений, минимизирующих негативное воздействие от строительства и эксплуатации морской ветроэлектростанции», – говорит Куйдо Картау.
    Ожидается, что оценка экологического воздействия и процедура получения разрешения на застройку будут завершены в 2024 году, после чего в течение двух лет будут проведены дополнительные исследования для проектирования, проектная и другая подготовка, завершением которых станет решение о финансировании. Затем приступят к заказу фундаментов и ветряных турбин. «Строительство будет вестись ориентировочно в 2027–2029 годах. В случае реализации лучшего сценария электроэнергию можно будет начать подавать в сеть уже в 2028 году», — представляет он проект.
    Строительство подстанции может затормозить реализацию проекта
    Узким местом, более серьезным, чем установка ветряных турбин, становится подача электроэнергии в сеть, потому что строительство начинающейся от Лихула необходимой линии электропередачи на 330 кВ и подстанции в западной части Сааремаа идет недостаточно быстро. «Очевидно, что решения о финансировании морских ветряных электростанций не будут приниматься до тех пор, пока не будет уверенности в своевременном завершении строительства электросети. Однако мы надеемся на лучшее, в том числе на ускорение процессов планирования и сооружения системы передачи электроэнергии, обеспечивающей саму возможность строить морские ветропарки», — говорит Картау.
    Люди не возражают, скорее проявляют любопытство
    А как относятся островитяне к будущей морской ветряной электростанции, которых еще нет нигде в Эстонии? По словам Куйдо Картау, проект практически не встретил сопротивления. У людей возникают вопросы, что совершенно понятно, и на них даются ответы. И если изначально преобладала выжидательная позиция, то сегодня многие рассматривают морскую ветроэнергетику как возможность для развития всего Сааремаа на десятилетия вперед. «Деятельность человека в море менялась и развивалась с течением времени, и морская ветроэнергетика – новая область, несомненно, очень хорошо сочетающаяся с ДНК островитянина», — говорит специалист с географическим образованием. До того, как окунуться в строительство морских ветроэлектростанций, он долгое время работал по специальности, консультируя при строительстве ветряных турбин и парков. «Я много лет занимаюсь оценкой экологического воздействия и планированием. Очень многие действующие у нас ветрогенераторы запущены не без помощи моих консультаций», – говорит Картау.
    100+ новых рабочих мест с очень хорошей зарплатой
    Какую пользу может принести морская ветряная электростанция Сааремаа и островитянам? Безусловно, помимо электроэнергии, она обеспечит новые рабочие места. «На Сааремаа будет создан порт техобслуживания и сервиса. Поскольку все оборудование требует регулярного обслуживания и в случае морской ветряной электростанции Saare Wind Energy расчетный штат составляет порядка 100 человек, это означает 100 рабочих мест с очень хорошей заработной платой», – говорит Куйдо Картау. Помимо прямой занятости, можно ожидать 200–300 косвенно связанных рабочих мест, например, в автомастерских, в секторе HORECA, в сфере обслуживания и т.д.
    Для того чтобы квалифицированных специалистов можно было найти прямо на острове, уже ведется сотрудничество с Курессаареским профессиональным училищем по подготовке техников обслуживания ветряных турбин. «Можно устроиться на работу и на наземную ветроэлектростанцию, но для островитянина больше подходит морская. Колледж TalTech в Курессааре ориентирован на морские технологии и «экономику голубых океанов», куда идеально вписываются прикладные и академические темы морской ветроэнергетики. Здесь тоже уже ведется сотрудничество».
    Годовой бюджет Сааремаа пополнится столь необходимыми миллионами
    Помимо рабочих мест, конечно, остров ожидает улучшение электроснабжения. «Сегодня электроснабжение Сааремаа не слишком стабильно, и новая мощная система электропередачи на 330 кВ откроет новые возможности – придаст новый импульс и действующему бизнесу, и появлению чего-то нового», – сказал Картау и добавил, что такая система передачи и масштабное региональное производство электроэнергии станут прочной основе, поддерживающей в конечном итоге и самого отдаленного мелкого потребителя.

    Хотя строительство морских ветропарков обходится недешево, в долгосрочной перспективе оно более рентабельно.

    Куйдо Картау
    Председатель правления Saare Wind Energy и Eesti Tuuleenergia Assotsiatsioon MTÜ
    Конечно, морская ветряная электростанция будет платить все установленные законом налоги, одним из которых является так называемая плата за ветряную турбину. В случае Saare Wind Energy бюджет самоуправления Сааремаа пополнится несколькими миллионам евро в год столь необходимых средств. Морской ветропарк – одна из самых инновационных и эффективных электростанций в мире. «Мы стремимся построить свою морскую ветроэлектростанцию так, чтобы на Сааремаа и в Эстонии создавалось и оставалось как можно больше добавленной стоимости. В конце концов, хорошо ведь, если умный юный островитянин получит выбор перспективных занятий на месте в качестве альтернативы переезду в Таллинн. Оффшорная ветроэнергетика, безусловно, дает такие возможности», — рассуждает Картау.
    Стоимость энергии морских ветроэлектростанций многие считают более высокой, чем в ряде других способов ее производства. Это полуправда, потому что ветер дует в море большую часть времени, в том числе тогда, когда на суше штиль. То есть если посмотреть, как цены продукции морской ветряной электроэнергии коррелируют с нашей фактической потребностью в электричестве, картина становится более объективной, и цена электроэнергии из морского ветра оказывается весьма разумной. «Конечно, энергетическая система в совокупности должна быть целесообразной, но морские ветропарки являются и останутся очень важными компонентами электроэнергетических систем Европы», — говорит Куйдо Картау.Фото: Куйдо Картау

    Грандиозный разрыв в ценах – в 63 раза – на аукционах территорий развития ветроэлектростанций!

    Куйдо Картау
    Председатель правления Saare Wind Energy и Eesti Tuuleenergia Assotsiatsioon MTÜ
    Государство должно повысить уверенность инвесторов
    Морская ветроэнергетика – отрасль капиталоемкая, и для реализации ее проектов необходимо так или иначе создать гарантии для инвестирования. «На зрелых рынках, например в Германии, Нидерландах или Дании, ситуация намного яснее и благоприятнее для девелоперов и других участников рынка, чем в Эстонии. Поэтому мы не должны наивно сравнивать себя с другими в надежде, что, возможно, сможем скопировать их решения. Не сможем. Хорошим примером служат только что прошедшие аукционы территорий застройки в Германии, где за четыре участка общей мощностью 7000 МВт было заплачено 12,6 млрд евро, и в Литве, где за один участок мощностью 700 МВт было заплачено 20 млн евро. «Разница в цене при сопоставимом праве на застройку составляет 63 раза! В Германии рынок видит у отрасли значительно больший потенциал, чем в Литве, поэтому в Эстонии государству необходимо создать решение, повышающее инвестиционную уверенность», – говорит Куйдо Картау.
    Для блага населения Эстонии нужно превратить морской ветер в полезную энергию
    Бельгия и Германия отдают под ветряные электростанции 15 процентов своих морских территорий, Польша – 12 процентов, Эстония – менее пяти.
    Генеральный план морских территорий Эстонии допускает установку морских ветропарков на площади 1850 квадратных километров, что может обеспечить мощность в 9 ГВт. Финляндия выделяет под морские ветропарки 3500 квадратных километров, или 4,3% своей морской территории, что даст 15,7 ГВт. «Для блага населения Эстонии нужно превратить морской ветер в полезную энергию», – убежден Картау.
    Голландская компания по морскому строительству Van Oord, также участвовала в строительстве архипелага площадью 600 га в Персидском заливе. Фото: Andriy Popov

    ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

    Что представляет собой компания Van Oord с ее 155-летней историей и штаб-квартирой в Роттердаме?

    Van Oord — голландская международная судостроительная компания, основанная в 1868 году. Помимо прочего, компания участвовала в создании Пальмовых островов Дубая, когда в Персидском заливе был создан архипелаг в форме пальмы площадью 600 гектаров.

    В сентябре в Роттердаме состоялся торжественный спуск на воду совершенно нового и экологически чистого судна Calypso, предназначенного для прокладки кабелей для морских ветряных электростанций.Фото: Van Oord
    Основатель: Говерт ван Оорд; председатель правления Питер ван Оорд (6 ноября 2008)
    Оборот концерна Van Oord за 2022 год составил 2 млрд евро (в 2021 году – 1,5 млрд евро). В 2022 году были запущены новые проекты, также объемом в 2 млрд евро. Прибыль компании в прошлом году составила 60 млн евро, хотя годом ранее она была в убытке на сумму 62 млн евро.
    По состоянию на конец 2022 года штат концерна насчитывал 5243 человека. В прошлом году было успешно завершено в общей сложности 200 клиентских проектов.
    Выступление Питера ван Оорда, председателя правления в течение 15 лет, в годовом отчете компании за 2022 год:
    2022 год стал одним из самых бурных в 154-летней истории нашей компании. Пандемия коронавируса привела к множеству ограничений, в том числе на поездки, к карантинам и, конечно, беспокойству о здоровье людей. К счастью, в 2022 году ограничения были сняты.
    Но уже 24 февраля 2022 года мир был потрясен российским военным вторжением в Украину. Это длящийся до сих пор ужасный гуманитарный кризис, война в Европе, в которой по состоянию на конец 2022 года погибло более 100 000 человек. Это крупнейший военный конфликт в Европе со времен Второй мировой войны. Мы прекратили всю свою деятельность в России. При необходимости мы помогаем членам нашей украинской команды, в том числе с местом проживания за пределами Украины.
  • Самое читаемое
Убытки Ford от производства электромобилей превысили миллиард
Подразделение электромобилей Ford сообщило, что убытки в первом квартале увеличились до $1,3 млрд, или $132 000 на каждый из 10 000 проданных за квартал автомобилей. Это отразилось и на общей прибыльности компании.
Подразделение электромобилей Ford сообщило, что убытки в первом квартале увеличились до $1,3 млрд, или $132 000 на каждый из 10 000 проданных за квартал автомобилей. Это отразилось и на общей прибыльности компании.
Большой обзор рынка недвижимости: количество сделок падает, цены стабильны
Общий уровень цен на квартиры остается стабильным, несмотря на снижение спроса, пишет аналитик компании по недвижимости Restate Юлия Линде.
Общий уровень цен на квартиры остается стабильным, несмотря на снижение спроса, пишет аналитик компании по недвижимости Restate Юлия Линде.
Президент Bolt: писать для чиновников законопроекты – нормально
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.