Экономика Эстонии в многоуровневой ловушке

    Андрей Деменков.Фото: Личный архив

    Эстония имеет неплохие шансы выйти из нынешнего кризиса на новый, более высокий виток экономического развития. Но отношение государства к бизнесу может этому помешать, считает публицист, автор медиапроекта «Прибалтаец» Андрей Деменков.

    С 2022 года Эстония резко выделяется на фоне остального Евросоюза самым затяжным и самым глубоким кризисом. Экономисты, политики и предприниматели называют ряд причин, обвиняя войну в Украине, которая ударила по глобальным рынкам и разогнала инфляцию, удорожание энергии, которое повысило себестоимость эстонских товаров, охлаждение германской экономики, которое через рынки Северной Европы бьет по нашему экспорту…
    Казалось бы, у Латвии и Литвы, экономика которых в целом имеет много общего с нашей, должны быть и схожие проблемы. Однако статистика говорит о другом. Если ВВП Эстонии в прошлом году снизился на 3%, то у Латвии и Литвы – на 0,3%. В чем же дело?
    Судя по всему, нам не повезло оказаться посреди общеевропейского охлаждения экономики, одновременно угодив в «ловушку среднего дохода», которая усугубляется неуклюжими действиями правительства. Стоимость рабочей силы в Эстонии примерно на 10% выше, чем в Литве, и на 20% – чем в Латвии. Не так уж и много, но, видимо, в наших условиях у этой черты проходит граница экономики, способной опираться на относительно дешевые рабочие руки и расти в первую очередь за счет тех отраслей, где их стоимость имеет большое значение.
    В «ловушку среднего дохода» попадает множество стран, которые после бурного или просто ускоренного развития вдруг резко замедляют темп. В Европе классическим примером считается Португалия, у которой резвый бег 1980-х в 1990-е годы замедлился, а в XXI веке и вовсе перешел к передвижению ползком. Для старых драйверов, прежде всего, легкой промышленности, рабочая сила стала слишком дорогой, а новыми страна пока так и не обзавелась.
    Свою легкую промышленность Эстония давно уже потеряла. Главная проблема сегодня в падении деревообработки и машиностроения, которые занимаются в основном выполнением заказов по субподряду для более крупных компаний Северной Европы и производством несложной продукции с низкой добавленной стоимостью.
    Эстонские роботы для Японии
    К счастью, в отличие от Португалии, новые драйверы у нас уже просматриваются. Это не отдельные предприятия, а целые формирующиеся отрасли. Самая очевидная – роботостроение. В этой сфере работает ряд компаний, некоторые из них весьма успешны.
    Луноходоподобные роботы-доставщики Starship Technologies хорошо известны не только таллиннцам, они знакомы жителям Лондона, Лидса, Гамбурга, Дюссельдорфа, Берна, Эспоо и студентам и работникам полусотни университетских кампусов в США. За последние два года Starship привлекла от Европейского инвестиционного банка и венчурных инвесторов около 100 млн долларов США.
    Компания Cleveron поставляет почтовые автоматы в 30 стран мира: только у крупнейшего ритейлера США Walmart задействовано свыше 1,5 тыс. ее аппаратов. Но это лишь база, которая, по замыслу компании, станет основой целой системы доставки с проходящими сейчас испытания роботами- курьерами. В последнее время предприятие переживает трудности, новая технология, на которую делалась ставка, не «выстреливает» так скоро, как ожидалось. Пришлось даже отделить производство роботов-доставщиков в самостоятельную фирму Clevon. Тем не менее, у нового направления есть все шансы «выстрелить» в скором будущем, когда мировая экономика вновь войдет в фазу роста и спрос на подобные решения вырастет.
    Опыт другой компании, Milrem Robotics, подсказывает, что ожидания Cleveron оправданы. За ее техникой в Украине охотится российский Центр анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), предлагая тому, кто доставит в рабочем состоянии ее роботизированную мобильную платформу THeMIS, 2 млн рублей. Руководство фирмы, которая поставляет продукцию уже в полтора десятка стран, еще в прошлом году заявило, что на подобную технику скоро во всем развитом мире будет взрывной взлет спроса, и стало загодя наращивать мощности, в нынешнем году компания намерена в полтора раза увеличить штат сотрудников. Чутье эстонских бизнесменов не подвело: совсем недавно Milrem Robotics выиграла тендер на поставку одного из вариантов THeMIS для Сил обороны… Японии. Да-да, эстонские роботы будут поставляться в Японию!
    Приведенные примеры успешных компаний – лишь верхушка необходимого экономике айсберга сильной отрасли. Чтобы она быстро выросла и окрепла, нужна поддержка государства. А вот с этим у нас нынче определенные проблемы. Правящая Партия реформ, которая долгое время была «про бизнес», теперь вызывает у многих предпринимателей недоумение.
    Слишком много неопределенности
    Ключевой вопрос – отсутствие диалога. Политики перестали интересоваться мнением деловых людей, огорошивая совершенно неожиданными решениями. Впрочем, чему тут удивляться, если наша премьер-министр Кая Каллас признает, что понятия не имеет о том, чем занимается фирма ее супруга?
    Предприниматели готовы мириться и с довольно суровыми условиями для ведения бизнеса, лишь бы правила были предельно ясны, недвусмысленны и стабильны. Особенно важно это для малого предпринимательства. У нас же государство в последнее время постоянно усложняет условия игры, повышая налоговую нагрузку. Только в 2022-м году расходы на рабочую силу выросли на 9%, повышен НСО, вводится налог на автомобили… И конца этому пока не видно.
    Руководство страны признает, что дела с бюджетом хуже, чем виделось еще в прошлом году. Обложенная новыми поборами экономика никак не хочет идти в рост. В августе правительство собирается обсуждать ситуацию и меры для пополнения казны. Деловой мир ждет новых налогов.
    Хотя уже не все. Компания Fibenol решила инвестировать 700 млн в строительство инновационного деревообрабатывающего завода в Латвии. В 2022-м руководство давало понять, что предприятие может быть построено в Эстонии, но сегодня прозрачно намекает, что в Латвии более стабильная лесная и в целом экономическая политика. И это не единичный случай. Есть и другие фирмы, которые выводят из Эстонии даже действующие предприятия, объясняя свое решение резким ухудшением деловой среды.
    Если правительство не изменит отношение к бизнесу, вполне возможно, что у нас не только не случится подлинного прорыва в высокотехнологичных отраслях, но и упомянутые выше успешные предприятия сменят эстонскую прописку на более комфортную. Перевести бизнес в другую страну нынче не так уж сложно, а у Milrem Robotics и Starship Technologies уже имеются подразделения в Западной Европе и США.
  • Самое читаемое
Статьи по теме

Infortar показал рекордные квартальные результаты
В первом квартале этого года результаты Infortar, который в конце прошлого года был включен в основной список Таллиннской биржи, оказались рекордными. Выручка компании выросла до 373 миллионов евро, а прибыль – до 62 миллионов евро.
В первом квартале этого года результаты Infortar, который в конце прошлого года был включен в основной список Таллиннской биржи, оказались рекордными. Выручка компании выросла до 373 миллионов евро, а прибыль – до 62 миллионов евро.
Тоомас Кихо: могут ли Нымме или Ласнамяэ отделиться от Таллинна?
Горуправа Таллинна неизбежно должна думать о всей стране, пишет главный редактор журнала Akadeemia Тоомас Кихо в ответ на опрос лидеров общественного мнения от Äripäev.
Горуправа Таллинна неизбежно должна думать о всей стране, пишет главный редактор журнала Akadeemia Тоомас Кихо в ответ на опрос лидеров общественного мнения от Äripäev.
Олави Лепп: руководитель работает во имя хорошего настроения
По словам финалиста конкурса лучших руководителей, главы Swedbank Eesti Олави Леппа, он не верит, что под давлением, которое создают руководители, можно достигнуть хороших результатов. «Если ты входишь в офис с тяжелым вздохом, что-то пошло совершенно не так», – говорит топ-руководитель, выступающий за культуру хорошего настроения.
По словам финалиста конкурса лучших руководителей, главы Swedbank Eesti Олави Леппа, он не верит, что под давлением, которое создают руководители, можно достигнуть хороших результатов. «Если ты входишь в офис с тяжелым вздохом, что-то пошло совершенно не так», – говорит топ-руководитель, выступающий за культуру хорошего настроения.