Телефоны вызывают деление клеток

Новые страхи по поводу опасностей мобильной связи разгорелись после того, как ученые обнаружили, что излучение телефона способно спровоцировать деление клеток.

Исследователи установили, что воздействие сигналов мобильного телефона в течение всего пяти минут заставляет клетки человека делиться. Этот естественный процесс происходит при росте или восстановлении тканей, но в то же время он является главной причиной развития рака.
    В ходе предыдущих исследований в области безопасности мобильных телефонов делались диаметрально противоположные выводы. Одни ученые выдвигали предположение, что пользование сотовым телефоном связано с образованием опухолей в мозгу, другие не усматривали опасности.
    В сентябре свои окончательные выводы должна представить Программа по безопасному применению мобильных телекоммуникаций. Она была создана шесть лет назад, с тех пор правительство и представители отрасли выделили 8,4 млн фунтов на 25 исследований в этой области. Официальная позиция о том, что мобильные телефоны безопасны, основана на мнении большинства ученых, что электромагнитное излучение подобных устройств может повредить клеткам и тканям исключительно за счет нагревания.
    Однако новое исследование, опубликованное на этой неделе в журнале New Scientist, поддерживает точку зрения тех ученых, которые считают, что телефоны способны вызывать опасные изменения в клетках независимо от температурных колебаний. Профессор Рони Сегер, исследователь раковых заболеваний из Научного института Вайзмана в городе Реховот, Израиль, и его коллеги подвергли клетки крысы и человека электромагнитному излучению, которое по частотному диапазону аналогично излучению мобильного телефона, но в десять раз слабее.
    Спустя всего пять минут исследователи обнаружили выделение внеклеточной регулируемой киназы (ERK1/2) – естественного вещества, которое стимулирует деление и рост клеток. Рак развивается в тех случаях, когда организм неспособен предотвратить ненужный рост и деление клеток в неправильных местах.
    «Наше подлинное открытие состоит в том, что клетки реагируют на нетепловое излучение мобильного телефона», - сказал профессор Сегер в четверг.
    «Мы использовали излучение силой примерно в одну десятую от того, которое испускает обычный мобильный. Определенно, наблюдаемые изменения были вызваны не нагреванием», - заявил он.
    В Великобритании действуют международные стандарты безопасности в области электромагнитного излучения. В соответствии с ними, мощность электрического поля или радиоволны не должна превышать 2 ватт на килограмм (Вт/кг). Мощность излучения почти любого мобильного телефона не превышает 1 Вт/кг.
    Грэхем Филипс из лоббистской группы Powerwatch, которая занимается сотовыми телефонами, антеннами и линями электропередачи, говорит: «Существующие стандарты безопасности подразумевают, что последствия для здоровья от пользования мобильной связью могут наступить лишь в случае сильного нагревания тела».
    «Данное исследование показывает, что слабое излучение мобильных телефонов способно вызывать биологические изменения в клетках, а это может повлиять на здоровье. Исследования необходимо продолжать. В любом случае, требования, основанные исключительно на термических эффектах, явно устарели», - сказал Филипс.
    Другие ученые указывают, что деление клеток происходит естественным образом при росте или восстановлении тканей в организме, и предварительное исследование не доказывает никаких последствий для здоровья.
    «Это беспокоит людей, потому что выработка этого вещества часто происходит при развитии рака», - считает Саймон Кук, биохимик из Института Бабрахам в Кембридже.
    «Определенно, это исследование представляет интерес. Однако была отмечена крайне неустойчивая выработка вещества. Нам известно, что этого недостаточно, чтобы вызвать деление клеток. В случае раковых заболеваний этот процесс происходит с гораздо большей силой, постоянством и длительностью – и все равно это лишь одно из изменений, необходимое для развития рака», - рассказал Кук.
    «Выработка ERK1/2 может быть вызвана множество различных причин, таких как выработка организмом натуральных веществ, регулирующих рост клеток, различными воздействиями окружающей среды и химических веществ», - сообщил Саймон Артур из Университета Данди.
    «Это исследование показывает воздействие на клетки в тщательно контролируемых лабораторных условиях. В организме живого человека в каждый момент происходит множество различных процессов. Поэтому мы не знаем, могут ли радиоволны вызывать столь значительный эффект», - заявил он.