Министры финансов Европейского союза договорились 7 октября 2008 года, что в Европейском союзе будет увеличена сумма гарантийной компенсации вкладов до 50 000 евро, то есть до 782 000 эстонских крон.
Может ли один из действующих банков Эстонии обанкротиться?
Исключить банкротство невозможно никогда. С другой стороны риск, что какой-либо банк быстро обанкротиться, на данный момент очень низкий. Банкротство банка всегда обходиться обществу очень дорого. Именно поэтому государство всегда, с целью обеспечения стабильности финансовой системы и сохранения денежных средств вкладчиков, взвешивает при затруднениях какого-либо финансового учреждения разные варианты. В государственной помощи могут нуждаться некоторые европейские банки. Нельзя исключить возможность перенимания конкурентов со стороны сильных банков. В условиях серьезного финансового кризиса шведские материнские банки являются скорее стабилизаторами финансовой системы Эстонии, а не источником наших проблем. Будем честными, наши банки были бы более уязвимы рискам всемирного финансового рынка, если бы они не являлись частью банковской группы Скандинавии. При возможных проблемах это будет не только нашей проблемой, но и общей проблемой со шведским правительством, центральным банком и с Финансовой инспекцией.
Как затрагивает сегодняшняя ситуация на всемирных финансовых рынках людей в Эстонии?
Мы не живем в отделенном мире, и определенное влияние существует. Для тех, кто имеет кредит, и чей процент не зафиксирован, подорожают деньги взятые в кредит. В таких семьях придется, наверное, пересмотреть расходы. Нельзя исключить возможность, что у некоторых могут возникнуть затруднения при оплате кредита или лизинга. Могут и ужесточиться условия новых кредитов и лизингов.
Просроченные кредиты в этом году относительно быстро выросли. По состоянию на конец августа остаток кредитов, которые просрочены более 90 дней, составляет почти 1,4% от общего кредитного портфеля банков. Задержки платежей участились во всех категориях клиентов.
А деньги, которые инвестированы в пенсионные фонды, тоже теряются?
Действительно, рыночная ценность многих пенсионных и других фондов уменьшилась за год. Но инвестиции пенсии II ступени являются долговременными. Никто сейчас деньги из фонда снимать не собирается, и на данный момент это и не возможно. Выплаты из пенсионного фонда II ступени начнутся с нового года, и людей, у которых есть на это право, менее 200 человек. Инвестиции, которые делаются в пенсионные фонды, являются долговременными инвестициями.