Утверждать, что никакого экономического
кризиса нет и в помине, может, казалось бы, только очень большой чудак. Но если
этот чудак – известный психолог, декан факультета психологии и коммуникации
Академии Nord профессор Вольдемар Колга - не грех и прислушаться.
После недавнего самоубийства одного из богатейших жителей Германии, основателя крупного холдинга Адольфа Меркле, суицид Стивена Гуда, руководителя большой американской компании по продаже недвижимости… Что, в тяжкие времена стрессу действительно больше подвержены сильные мира сего? Это признак времени?
Я думаю, скорее, это нетипично. Подобных богачей в мире не так уж много, поэтому они заметнее, в том числе для прессы. Относительно того, что это некая “волна самоубийств”, я скептичен. Тема явно раздута СМИ. Хотя некоторые считают, что у тех, кто стоит на вершине, у кого самооценка выше, и потери больше, и падать им куда больнее. Но есть и теория Зигмунда Баумана. Самым чувствительным он назвал средний класс - людей, живущих от проекта до проекта, то получающих деньги, то теряющих всё.
Так или иначе случившееся с Меркле - парадокс. Чаще всё же считают, что богачи, как и бедняки, самые “кри shy;зи shy;со shy;устойчивые”. Первые довольно стабильны: миллион туда, миллион сюда для них мало что значит. Для тех, кто роется в мусорных контейнерах, от того, есть экономический кризис или его нет, тоже ничего не меняется.
Я????????? ?????: ?????????????? ??????? ??? тоже убеждён, что положение среднего класса гораздо хуже, чем у других слоёв общества. Могу сочувствовать Марипуу, но если министр потеряет работу, то совершенно точно получит хорошую взамен, вернётся в Рийгикогу, ничего страшного не произойдёт. А вот если такое выпадет на нашу с вами долю, это на самом деле будет страшно. Когда пресса расписывает горести “богатых и прекрасных”, думаю, тем самым она отводит в сторону мысли простых людей. Мол, видите, даже такие плачут, а вы потерпите, через год-два экономика начнёт оживать.
Какие люди в трудной экономической ситуации склонны к самым драматическим шагам?
Это связано с самооценкой, с картиной собственного “я”. Депрессия возникает тогда, когда человек начинает судорожно сравнивать себя с кем-то или с тем, кем он сам когда-то являлся. Наша беда, я полагаю, в том, что мы слишком сосредотачиваемся на думах о себе. “Я” - это наше всё. Я такой большой, сильный, красивый, влиятельный - и вдруг получаю по носу. Подобного стыда я не в силах пережить. Лучше уж покинуть этот мир. И следуют неадекватные шаги.
Хотите сказать, что человеку с низкой самооценкой живётся при кризисе гораздо легче?
А что, может, и так! В западном мире - это пошло из Америки - всю дорогу говорили, что высокая самооценка исключительно позитивна, в школах ввели программы повышения уровня “я”. В общем, на это делали ставку.
Я не хочу сказать, что низкая самооценка - хорошо, но если человек выстраивает мир исключительно вокруг собственного “я”, это слишком. Так он причиняет себе больше боли, делает своё “я” очень ранимым. А больным оно становится, повторяю, потому, что идут постоянные сравнения, к примеру, своего дома, машины с жилищем и автомобилем соседа и т.п.
И когда приходит кризис или настигаёт какой-то другой удар, “я” уже настолько нездорово, что мир рушится?
Именно. Оттого, что “я” более не выдерживает сравнений. Поэтому совет: во время кризиса не думать так много о своём “я”. Мне кажется, что из-за такого образа мыслей многие даже сейчас не хотят искать работу, соглашаться на то, что доступно. А правильно было бы принимать всё, что предлагают. Работа есть работа.
Получается, человек сам загоняет себя в кризис, а не его загоняют?
Абсолютно верно. С одной стороны, говорят, что он должен познать самого себя. С другой - вся наша психология построена на том, что ему не надо знать всё. Копание в себе в состоянии причинить боль и не приносит никакой пользы. Мысли, которые приходят к человеку в кризисные времена, как бы затягивают в омут. Психологи называют такой процесс интрапсихическим.
Правильнее было бы мыслить интерпсихически, направляя мысли вовне. Кстати, сокращение - замечательная возможность наконец подумать о других. Как для работника, так и для работодателя. В жизни важнее всего ответственность. И тут как раз предоставляется шанс показать себя ответственной личностью. Если я сокращаю тебя, то думаю о том, куда же тебе теперь податься. Мне кажется, что у истинного бизнесмена-работодателя должны быть базы данных, и он мог бы сразу порекомендовать своему сокращённому работнику новое место работы. Это отличный механизм - помогая другому, я получаю энергию, а, значит, помогаю себе, потому что никакой депрессии не последует.
Мировой экономический кризис - что это с точки зрения психолога?
Я думаю, что это вовсе не экономический кризис. Он не от экономики. За ним стоит иной - кризис культуры. Тот, что в наших головах.
У одного шведа я нашёл термин “экопатия”. Им обозначается ориентированность лишь на успех в экономике, на достижение его любой ценой. Эстония тоже пошла на поводу экопатического мышления. Полагают, что к счастью и чувству удовлетворения приводит экономика, а не человеческие ценности гарантируют это. Я должен быть эффективным, прагматичным, мне наплевать, что ты чувствуешь, главное, сколько ты в состоянии произвести.
Культура, хотим мы того или нет, зиждется на ограничениях. Взять хотя бы Десять заповедей. Если я считаюсь с ними, то, будучи предпринимателем, не преступлю, хотя, быть может, потеряю какие-то деньги.
Но что произошло в мире? Сделали ставку на экономический успех любой ценой, на вседозволенность и получили то, чего при таком раскладе просто не могли не получить.
А Вам не кажется, что бизнес всегда был таким бездушным?
В Израиле я видел, как торговец радовался тому, что, продав мне вещь, подарил радость и мне. Традиционная торговля, по-моему, основана на том, что покупка доставляет радость.
Но кризисы повторяются. Означает ли это, что человечеству время от времени нужна встряска?
Раньше я как психолог пребывал в уверенности, что человек способен к саморегуляции. А теперь чувствую: таких людей чрезвычайно мало. В основном они всё же настолько слабы, что если над ними нет надсмотрщика с кнутом, нет страха, они, как говорится, Бога забывают.
Какие реакции провоцирует кризис?
То, что преимущественно пропагандируется и у нас: ты должен экономить, сжаться в комок и сидеть тихо. По моему мнению, это плохо. Во время кризиса надо быть максимально активным, находиться в поиске, даже тратить, если деньги есть. Так почувствуешь себя живым!
А если денег нет? Тогда - паника, депрессия?
Бедные тоже должны быть активны, рыпаться, что-то менять. Под лежачий камень вода не течёт. И не поддаваться массовому гипнозу или психозу. Лучше всё-таки сохранять своё лицо, хотя, может быть, и побитое.
Когда можно сказать, что вышел из кризиса победителем?
Когда у тебя появляются новые идеи, которые позволят стать сильнее. Например, благодаря кризису, отделался от какой-то фобии, начал больше думать о своей семье. Если семья крепнет, то и деньги появляются.
На людях состоятельных всегда особая ответственность. Чем ты выше, тем больше, думаю, должен отдавать. Жертвовать средства, заниматься благотворительностью. Это и будет твоей победой.
И всё же главное лекарство - это солидарность. Очень было бы хорошо, если бы наше общество вышло из кризиса как одно целое.
Общая беда может позитивно повлиять и на интеграцию, ведь противоречия уже не
так актуальны, есть вещи поважнее.
Похожие статьи
Все компании, занимающиеся хранением, транспортировкой или обработкой товаров, хорошо знают, какой важной инвестицией является покупка вилочного погрузчика. Правильный выбор погрузчика помогает повысить эффективность работы, усовершенствовать рабочий процесс и повысить безопасность труда. Давайте в этой статье рассмотрим, какие факторы следует учитывать, чтобы принять обоснованное решение о приобретении вилочного погрузчика, а в дополнение ознакомимся с трендами и потенциалом будущего.