Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Почему зарубежный инвестор Эстонии предпочитает Литву

    По словам руководителя табачного производства в балтийских странах и крупного экспортера на японский рынок Philip Morris Baltic, нестабильность регулятивных норм, налогов и в вопросах рабочей силы не подходят для их долгосрочной стратегии.

    Далее следует интервью с руководителем Philip Morris Baltic Миндаугасом Дацисом.
    Руководитель Philip Morris Baltic Миндаугас ДацисФото: Личный архив
    Для начала, вы сами курите?
    Перестал курить обычные сигареты более трех лет назад, когда появилась альтернатива с меньшими рисками. Я курильщик, который очень хорошо понимает связанные с курением риски, но тем не менее не могу с этим закончить. Альтернативная продукция мне сильно помогает, и вот уже три года я не курю обычные сигареты.
    Бизнес традиционных сигарет в долгосрочной перспективе устойчив или с учетом сокращения числа курильщиков умирающий и обороты больше расти не будут?
    Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сообщает, что в 2025 году в мире будет столько же курильщиков, как и сейчас. Несмотря на это, в программе Philip Morris International придерживается направления по отказу от курения, и мы в будущем видим себя предприятием по производству полностью бездымной продукции. Это возможно благодаря большому числу исследований, которые мы проводим уже более десяти лет. Как результат этих исследований, мы разрабатываем менее вредную для здоровья курильщиков продукцию, которые от своей привычке все равно не избавятся.
    Как вы оцениваете бизнес-среду балтийских стран? Латвия, Литва и Эстония скорее похожи или у каждой есть свои преимущества и недостатки?
    В глобальном смысле все три страны очень похожи. Я работаю руководителем Philip Morris Baltic уже три года и ряд отличий у стран все-таки есть. До сих пор мы расценивали Эстонию как самую дружелюбную для предпринимателей страну в балтийском регионе, которая поддерживает быстрое развитие дигитальных и э-услуг, и научную деятельность. Несмотря на это, Эстонию начинают догонять Латвия и Литва – они в контексте научной деятельности, бизнес-среды, дружелюбности в отношении инноваций, налоговой политики и политики рабочей силы последнее время развиваются быстрее.
    В 2015 году Philip Morris инвестировал в свои производственные площади в Клайпеда 40 миллионов евро – инвестиция себя оправдала?
    Завод в Клайпеда - единственный центр по производству табака в Балтии. Мы инвестировали сюда несколькими потоками и его мощности увеличились в десять раз. Хотим к концу года производить в Клайпеда 38 миллиардов сигарет в год. На глобальном уровне рекомендуется больше развиваться в направлении производства новой продукции, по этой причине в Клайпеда увеличились производственные мощности по производству традиционных сигарет. Клайпеда известен качеством производства. Но большая доля сигарет из Клайпеда экспортируется на японский рынок, в Балтийский рынок составляет 4-5% от всего производства в Клайпеда.
    Почему вы выбрали Литву, а не Эстонию или Латвию?
    Philip Morris International приобрел завод в Клайпеда в 1993 году и уже тогда это было одним из самых большим мест производства табачной продукции в Балтии. При выборе места учитывали географическое расположение и наличие портов. Также было важным наличие доступной рабочей силы. На сегодня у Philip Morris долгосрочная стратегия и намерения. Любая нестабильность регулятивных норм, налогов и в вопросах рабочей силы вызывает сомнения для инвестиций.
    Насколько популярно iQOS в балтийских странах и почему эта продукция не продается в Эстонии?
    Эта технология продается в Латвии и Литве, и мы приятно удивлены, насколько хорошо курильщики ее приняли. В Литве в глобальном плане мы наблюдаем один из лучших результатов, и это несмотря на то, что технология там продается довольно недавно. В Латвии продукцию также хорошо приняли.
    Наши данные показывают, что 70% курильщиков, которые пробовали iQOS, переходят с обычных сигарет на эту технологию.
    Для эстонских потребителей эта технология недоступна, но по нашим данным, эстонцы тоже ее покупает в соседних странах. В Эстонии продавать iQOS сейчас невозможно из-за регулятивных норм, которые в отношении продукции жестче, чем принятые в Европейском Союзе.
    Какое влияние на вас оказывает бизнес электронных сигарет?
    Philip Morris несколько лет тоже имеет долю в этом бизнесе, купив в некоторых странах ряд торговых марок. Мы не развиваем лишь одну новую продукцию, а портфель новых товаров, включая и электронные сигареты.
    За последние пять лет акции Philip Morris не сильно выросли. В апреле этого года они упали на 18% - сейчас хорошее время для их покупки?
    Недавно Philip Morris заверил, что в этом году доход на акцию по сравнению с прошлым годом значительно вырастит. Долгосрочным инвесторам, каковым я и являюсь, это подтверждает, что предприятие по-прежнему способно удовлетворять потребности потребителей, предлагая им менее вредящие здоровью альтернативы. Это долгосрочное видение, в которое я лично верю.
    Вы стали акционером Philip Morris International по опционной программе или сами покупали акции?
    Оба. Часть акций Philip Morris через бонусную программу, но я всегда их покупал и самостоятельно. Мои инвестиции в каждом квартале приносят мне хорошую дивидендную доходность.
    Какая самая большая угроза для табачного сектора в долгосрочной перспективе в мире и балтийских странах?
    Самый большой вопрос, как донести информацию до потребителей о менее вредящих альтернативах. Различные регулятивные ограничения курения и недостатки регулятивной стратегии – самый большой риск. Это как в мире, так и в Балтии.
    Например, с США, Великобритании, а также ряде стран Европы был взят курс на предупреждение рисков от традиционных горящих сигарет. Эти страны продемонстрировали интерес и к альтернативной продукции.
    На небольших рынках многое зависит от цикла политических выборов, популистской повестки и от чьих то узких интересов. Разработанные альтернативы гораздо проще блокируются в маленьких странах, где у правителей может не быть достаточно времени для понимания и анализа последствий своих решений.
    Что выгодно отличает Philip Morris от конкурентов?
    Наша видение бездымной продукции – то, что нас отличает от других производителей табака. Наш портфель новой продукции предлагает меньше рисков и в один момент станет нашим конкурентным преимуществом.
    Самое важное то, что все наши действия основываются на науке.
  • Самое читаемое
TextMagic о миллионных убытках: опасения по поводу ухода с биржи слишком драматичны
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.