Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Авиационный эксперт: airBaltic разрушает Nordica

    Бывший руководитель отдела развития бизнеса авиакомпании Nordica Свен Кукемельк заверил, что эстонский рынок не является привлекательным. Но Nordica нам по-прежнему нужна.

    Свен КукемелькФото: Лийс Трейман
    В передаче радиостанции Äripäev «Глобальный взгляд» Кукемельк отметил, что представление людей об авиации сильно изменилось. Если в прошлом на линии Таллинн-Хельсинки шампанское и теплая еда были само собой разумеющимся, то теперь авиакомпании предлагают более аскетичные условия – места для ног меньше, а о еде и питье можно порой лишь мечтать. Полет уже не является чем-то эксклюзивным, как было раньше.
    Далее следует интервью со Свеном Кукемельком.
    Насколько эстонский рынок привлекателен для авиафирм?
    Очень и очень малопривлекателен в принципе по трем причинам. В Европе мы один из самых бедных регионов, мы находимся довольно далеко от всех остальных регионов, скажем, так же далеко, как Мальта и Кипр, но, к сожалению, если посмотреть вокруг, то у нас нет пальм, и нам нечем быть особо привлекательными. Мы в довольно сложной ситуации, у нас нет большого коммерческого спроса, у нас не сформировался толком туристический спрос, и по этой причине мы одна из самых маленьких в Европе стран с авиасектором.
    В то же время кажется, что авиафирмы все-таки находят дорогу в Таллинн. Например, Qatar Airways, British Airways. Как изменить ситуацию к лучшему?
    British Airways пришла, решила летать дважды в неделю именно в то время, когда у нее были свободные слоты (разрешение для полетов от аэропорта - ДВ), но в итоге решила их закрыть в конце марта. Qatar Airways сообщила, что придет, но она и раньше говорила о полетах, которые в итоге не включала в свою систему. Это было бы очень большим признанием для команды Таллиннского аэропорта, если Qatar Airways пришла бы.
    Если мы говорим об авиафирмах, то единственное, что поддерживает Таллинн и почему отсюда, например, три раза в день во Франкфурт летает Lufthansa, так это большой плюс Таллинна – отсутствие конкуренции.
    Некоторое время назад руководитель Ryanair Майкл О´Лири сказал, что из Таллинна могла бы получиться база Ryanair. Что вы об этом думаете?
    На самом деле Таллиннский аэропорт – один из самых дешевых в северной Европе. Если я не ошибаюсь, то плата за пассажира в Таллиннском аэропорту по сравнению с платой в других аэропортах европейских столиц была второй с конца. Но это не то, что удовлетворило бы Ryanair. Ryanair работает с тем аэропортом, который предлагает самую большую скидку.
    Но если подумать, то эта база – один, может быть два самолета. Это тоже имеет большое влияние, но оно довольно ограничено и не создаст туристического потока. С точки зрения цены, они, очевидно, хотели получить какую-то скидку. Но я считаю, что это неразумно, так как это может съесть других перевозчиков Таллиннского аэропорта: easyJet или Vueling. Поэтому с этим нужно быть очень осторожными.
    Если из Таллиннского аэропорта перенестись в Тарту и Пярну, то что вы думаете о них?
    Количество пассажиров в Тартуском аэропорту сократилось. Finnair летает из Тарту, что само по себе удобно для жителей южной Эстонии, но в то же время Рига тоже близко.
    В Тарту надо развивать дополнительные направления, например, в Хельсинки, Стокгольм, Ригу и, может быть, Варшаву. Для начинающей там авиафирмы должна быть денежная мотивация, так как база расходов, которая растет особенно в начале, довольно большая.
    С этой точки зрения, Тарту был молодцом, так как инициатива города по изменению графика Finnair в Тарту была поддержана горуправой финансово. Если мы хотим, чтобы в Тарту было еще больше бизнеса, то следующим шагом должна стать линия в Стокгольм, учитывая, что у Swedbank в Тарту большое подразделение по развитию.
    Что касается Пярну, то я считаю, что регулярных линий за пределами Тарту и Таллинна в Эстонии невозможно делать, так как там нет госучреждений, больших предприятий. Это в большей степени завязано на туризме. В Эстонии туристический сезон начинается со второй недели июня и заканчивается на последней неделе августа.
    За последние пару недель в прессу просочилась информация о том, что Nordica закрывает ряд линий. В то же время, если посмотреть, то Nordica закрывает те линии, которые airBaltic начинает активно развивать.
    Я считаю, что тут несколько элементов. airBaltic претворяет в жизнь свои стратегические цели, о которых она давно заявляла. Беда Эстонии вероятно в том, что у нас нет четкой авиационной стратегии.
    Мы пытались сделать узловой аэропорт, мы пытались привлечь сюда дешевые фирмы, мы все попробовали, но до конца не довели. Это и сегодня самый большой недостаток.
    Как идея, если в Эстонию придет новая авиафирма, то это будет очень и очень оздоровляющим и прекрасным, так как это привлечет потенциальных туристов, снизит цены и поможет развитию нашей экономики. В то же время, если мы посмотрим на динамику линий airBaltic, то Осло, что является норвежским рынком, для нас, в первую очередь с точки зрения бизнеса, - путешествующие люди и инвестиции. Полеты airBaltic два раза в неделю этому явно не способствуют. И также если мы посмотрим на лондонскую линию с двойной, копенгагенскую с тройной, брюссельскую с тройной частотой полетов в неделю, то эта стратегия скорее направлена на разрушение Nordica, а не на обслуживание эстонских бизнес-пассажиров.
    Я считаю, что это довольно сложная ситуация и здесь в первую очередь важно на уровне государства четко сказать, какие линии для нас важны. Сейчас ситуация в Таллинне довольно сложная. Недавно Ryanair сообщила о закрытии линий в Бремене и Дюссельдорфе, British Airways сообщила о закрытии линии Хитроу, и с закрытием линий Nordica у нас в следующем году потенциально на миллион посадочных мест будет меньше. Это значительное число, разумеется, одна из опасностей.
    Нужна ли Эстонии вообще своя авиакомпания? airBaltic обслуживает как Таллинн, так и Вильнюс.
    Если говорить о принципе авиасектора, то это масштабный бизнес – чем больше, тем лучше. Но тут вступают в игру определенные «но».
    В первую очередь то, что airBaltic ни раз говорила, что Литва и Эстония для нее домашние рынки. Если flyLAL (литовская авиафирма - ДВ) объявила о банкротстве в 2009 году из-за очень агрессивных действий airBaltic, что до сих пор обсуждается в суде, то после этого airBaltic завершила все полеты из Вильнюса, чтобы перевозить всех пассажиров через Ригу.
    Второе, airBaltic может летать из Таллинна и Вильнюса только в Европу, то есть у нас нет возможности развивать связи с третьими странами. airBaltic никогда не сможет летать из Таллинна в Санкт-Петербург, Москву, Минск, по тем восточным направлениям, которые на самом деле очень важны с точки зрения экономики. Это связано с двусторонними договорами стран.
    Третий элемент – рабочие места в авиасекторе с довольно большой добавочной ценностью. Хотим ли мы, чтобы все эти рабочие места были у латвийских налогоплательщиков?
    Так нужна ли нам Nordica?
    Если ты спрашиваешь, нужна ли Nordica, то в 2009 году flyLAL объявила о банкротстве и до этого момента она была убыточной, с негативным собственным капиталом фирмой. В то же время, аэропорт Вильнюса был очень доходным. После банкротства flyLAL аэропорт Вильнюса стал убыточным предприятием, которое государство было вынуждено субсидировать, так как туда пришли дешевые авиафирмы, которые государство в свою очередь должно было субсидировать.
    В Эстонии Таллиннский аэропорт довольно доходное предприятие, и Nordica, которая в прошлом году принесла доход, сказала, что в этом году убытки составят пару миллионов евро. Убытки Nordica, как известно, с каждым годом должны быть меньше, чем доход Таллиннского аэропорта, то есть суммарно сальдо будет оставаться позитивным. Если же Nordica перестанет существовать, то давление на Таллиннский аэропорт со стороны общественности и политиков вынудит приглашать сюда Ryanair, Wizz Air. И те цены, за которые они придут сюда, будут означать, что экономические показатели Таллиннского аэропорта будут на нуле или вообще негативными.
    Но что же все-таки Nordica должна была бы предпринять?
    Я считаю, что самым первым, что нужно сделать, это договориться о видении страны, чего мы хотим от эстонского авиасектора и эстонской авиафимы. Вопрос не в том, нужна ли нам авиафирма, а скорее в том, что гарантировало бы эстонское сообщение. Нынешний объем пассажиропотока производит 3% от всей экономики, и опускать ниже этого уровня будет печальным. К сожалению, мы не видим, чтобы это видение государства начали обсуждать до того, как после выборов не будет подписан новый коалиционный договор.
  • Самое читаемое
Топ-менеджеров Infortar ждет денежный дождь
Топ-менеджеры и ключевые сотрудники компании Infortar, вышедшей на биржу в прошлом году, осенью смогут обменять свои опционы на акции стоимостью 25 млн евро.
Топ-менеджеры и ключевые сотрудники компании Infortar, вышедшей на биржу в прошлом году, осенью смогут обменять свои опционы на акции стоимостью 25 млн евро.
Большой обзор рынка недвижимости: количество сделок падает, цены стабильны
Общий уровень цен на квартиры остается стабильным, несмотря на снижение спроса, пишет аналитик компании по недвижимости Restate Юлия Линде.
Общий уровень цен на квартиры остается стабильным, несмотря на снижение спроса, пишет аналитик компании по недвижимости Restate Юлия Линде.
Президент Bolt: писать для чиновников законопроекты – нормально
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.