Управляющий партнёр украинского юридического бюро «Ильяшев и партнёры» Михаил ИльяшевФото: частный архив

Как киевский бизнес живёт после начала войны

Управляющий партнёр украинского юридического бюро «Ильяшев и партнёры» Михаил Ильяшев рассказал ДВ о том, как предприятия в Киеве жили во время войны. По его словам, первые дни вторжения никто не думал о бизнесе вообще, в последующие месяцы все беспокоились о сохранности активов, а с середины апреля бизнес начал приспосабливаться к жизни в новых условиях.

«По официальным данным, ВВП Украины упал на 40% – примерно так всё и ощущалось. Бизнес старался просто сохранить себя, никакого развития не было. Максимальный горизонт планирования – месяц», – рассказывает Ильяшев о нынешних настроениях среди предпринимателей.
Ильяшев вспоминает, что в первый день войны выезд из Киева был парализован пробками из беженцев. Те, кто решали остаться – сидели по домам, кто-то записывался в силы территориальной обороны. Оружие можно было получить по паспортам прямо на улице.
После начала российского вторжения улицы Киева опустели. 27 февраля 2022 г.Фото: Умит Бектас/Reuters/Scanpix

Я ещё до 24 февраля понимал, что война неизбежна, и поэтому запасся всем необходимым.

Михаил Ильяшев
«Почти все заведения закрылись, в том числе многие магазины. Оставшиеся работали по 3-4 часа в день. Очередей в эти магазины не было, т.к. у многих были съестные запасы, и они неделями безвылазно сидели дома. Я ещё до 24 февраля понимал, что война неизбежна, и поэтому запасся всем необходимым. На таких запасах я мог прожить месяца четыре».
По словам адвоката, банки в первые дни и месяцы работали в очень ограниченном режиме, но при этом смогли сохранить бесперебойную работу безналичного расчёта на протяжении всей вой­ны. Это сильно помогло украинскому бизнесу и позволило предприятиям выплатить авансы за 1-2 месяца, когда было совсем непонятно, что будет дальше.
«В первые два месяца на части территории Украины, включая Киев, практически не работали даже суды», – отмечает адвокат.
Так продолжалось до середины апреля. После этого предпринимательство в столице начало оживать. Магазины работали уже до 18:00, в банках появились сотрудники. Люди начали выходить на работу, хотя, по возможности, всё равно работали удалённо.
Летом в украинской столице о войне напоминали разве что противотанковые ежи.Фото: Таави Муйде
«Если в первые дни войны о бизнесе никто не думал вообще, то потом главной заботой стало как сохранить активы. Люди эвакуировали склады, пытались спасти товарные запасы, накопить как можно больше финансовых ресурсов, экспортёры пытались продать как можно больше товара за границу», – вспоминает юрист.
«Затем предприятия задумались, как сократить расходы, чтобы сберечь компанию. Следующий этап – перешли в режим краткосрочного планирования. Но планирование это специфическое – на несколько недель, максимум месяц, причем месяц важно закончить в кассовом плюсе. Такого, что я сейчас инвестирую, а через три года начну получать прибыль – сейчас так не думает никто».

Бизнес старался просто сохранить себя, никакого развития не было. Максимальный горизонт планирования – месяц.

Михаил Ильяшев
«Вскоре после начала войны начались проблемы с логистикой на границе с Польшей, потому что наземные переходы не были рассчитаны на такой поток грузов и людей. Эта проблема не решена до сих пор: очереди для траков занимают несколько недель», – добавляет Ильяшев.
Хотя, начиная с апреля, бизнес в Киеве начал потихоньку восстанавливаться, некоторые предприятия закрылись совсем.
«Полностью остановилась и авиационная отрасль, т.к. самолёты не летают. Не работают турфирмы, т.к. мало кто куда-либо ездит и есть ограничения на выезд. С началом войны закрылась вся сфера развлечения: театры, кинотеатры. Закрылись многие кафе и рестораны. Некоторые не открылись до сих пор и уже вряд ли откроются», – перечисляет руководитель юридического бюро.
Многие производства пострадали от российских обстрелов. Ильяшев считает, что как минимум половина складов украинских компаний была разбомблена российской артиллерией, на чём компании потеряли сотни миллионов евро. Это привело также к остановке инвестиций: зачем вкладывать деньги в производство, которое завтра могут уничтожить?
В октябре впервые за несколько месяцев ракетному обстрелу подвергся центр Киева.Фото: Ukrinform/SIPA
«Знаю случаи перевозки заводов в западную Украину – когда производственные мощности в центральной и восточной Украине демонтировали и перевезли в западную», – говорит Ильяшев.
У металлургических заводов и других крупных предприятий возникли проблемы со сбытом готовой продукции, поскольку черноморские порты оказались заблокированы Россией.
«Компании попытались найти решение через железную дорогу, однако её возможности очень ограничены. К тому же, возникло ещё одно препятствие: в Украине колея шириной 1520 мм, в то время как европейская – 1435 мм. Это означает, что нужны дополнительные усилия», – описывает проблему Ильяшев.
«Высокотехнологичным компаниям легче: для них транспортные расходы составляют меньшую долю стоимости готовой продукции. А вот у тех, кто занимается добычей полезных ископаемых, проблема серьёзная: им при дорогом транспорте трудно вывезти продукцию в больших количествах. То же касается сельского хозяйства», – поясняет бизнесмен.
В первые месяцы войны остановился рынок недвижимости: государство заблокировало все операции с ней. Также были заблокированы корпоративные реестры, поскольку власти опасались хакеров и рейдерских захватов. «Боялись, что рейдеры или хакеры попереписывают на себя компании, – поясняет адвокат. – Потом постепенно начали разблокировать: вначале разрешили менять директоров, если умер предыдущий директор, а затем начали постепенно расширять возможности».

Заходишь в детский магазин, а там продавец вместе с фонариком с тобой идет по рядам, и ты выбираешь

Михаил Ильяшев
К масштабным перебоям в электричестве, которые начались после активных российских обстрелов энергетической инфраструктуры осенью, киевские предприятия оказались полностью готовы. По словам Ильяшева, многие вовремя закупили генераторы и теперь могут получать электричество автономно.
«Иногда продавали с фонариками. Заходишь в детский магазин, а там продавец вместе с фонариком с тобой идёт по рядам, и ты выбираешь», – вспоминает адвокат.
Всю осень и начало зимы Россия разрушала энергосистему Украины, по всей стране проводились эктренные и плановые отключения электроэнергии.Фото: Sergei Chuzavkov
«У нас в офисе стоит генератор, который полностью автономен и обеспечивает нас электричеством. Стоит Starlink, который полностью автономен и обеспечивает нас интернетом. Стоит 5-кубомет­ровый аварийный резервуар с водой. Поставили во дворе несколько биотуалетов на тот случай, если уже ничего не будет. Часть офисов полностью перестроилась на эту систему», – говорит руководитель компании.
Он отмечает, что столичные предприятия проявляли большую солидарность по отношению к обществу, армии и друг другу. Многие жертвовали деньги ВСУ, заплатили налоги авансом на год вперёд (в том числе, и бюро Ильяшева).
«Я знаю случай, когда один магазин закупил товара на 20 миллионов евро, и склад был разгромлен российской артиллерией. Так поставщик товара согласился разделить убытки в пропорции 50% на 50%. В общем, стараемся максимально идти друг другу навстречу», – отмечает Ильяшев.
Статьи по теме

Японский рынок продолжает лихорадить: теперь падает иена
Несмотря на историческое решение центробанка Японии на прошлой неделе, иена упала против доллара до самого низкого уровня за 34 года, что увеличило риск вмешательства со стороны властей.
Несмотря на историческое решение центробанка Японии на прошлой неделе, иена упала против доллара до самого низкого уровня за 34 года, что увеличило риск вмешательства со стороны властей.
Пенсионер недоволен планом правительства: политики слепо верят в чудеса экономики
Это, конечно, хорошо, что политики строят рабочие планы, ставят цели и мечтают о многом. Вот только чудес не бывает, пишет беспартийный пенсионер Аллан Аан о недавно представленном плане по удвоению экономики Эстонии.
Это, конечно, хорошо, что политики строят рабочие планы, ставят цели и мечтают о многом. Вот только чудес не бывает, пишет беспартийный пенсионер Аллан Аан о недавно представленном плане по удвоению экономики Эстонии.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.