• Украинка открывает первую кондитерскую в Кохтла-Ярве: «Одни говорят: вау, круто, у нас такого не было, другие – нет, у нас такое не получится»

    Начинающая предпринимательница Оксана Угринчук Фото: Алексей Шишкин

    Оксана Угринчук – начинающая предпринимательница из Ида-Вирумаа. В ближайшие месяцы она рассчитывает открыть в Кохтла-Ярве первую в городе семейную кафе-кондитерскую. ДВ побеседовали с ней о практических вопросах и трудностях, которые возникают на пути к запуску своего дела в регионе, а также об отличиях между Эстонией и родной для неё Украиной.

    Оксана Угринчук переехала в Эстонию из Кременчуга летом 2021 года, воссоединившись с мужем, который работает на одном из металлообрабатывающих предприятий в Ида-Вирумаа. Семья приобрела квартиру в городе Кохтла-Ярве. Угринчук по образованию педагог. В Украине она сперва работала учителем, а затем много лет трудилась в торговле, сначала продавцом, а затем управляющей магазинами.
    Ещё до переезда в Эстонию женщина стала задумываться о своём деле: «Я человек, который не умеет работать ровно на зарплату. И возникал диссонанс между оплатой труда и тем вкладом, который я вносила», – говорит Угринчук. Вспомнив о своём давнем хобби – выпечке, и пройдя несколько мастер-классов и видеокурсов, Оксана стала готовить десерты на заказ.
    Уже в Ида-Вирумаа она получила полноценное образование кондитера, съездила в Италию по программе студенческого обмена и прошла стажировку в кафе. «У меня уже был план: попасть именно в кафе-кондитерскую, поработать, посмотреть на всю внутреннюю кухню... Всё, что нужно, я узнала», – рассказывает Угринчук.
    Кондитерские изделия Оксаны УгринчукФото: Оксана Угринчук
    Мы встречаемся с ней в сетевом азиатском кафе в торговом центре Vironia в Кохтла-Ярве. Это одно из немногих заведений питания, работающих в городе. Ещё есть Hesburger в том же ТЦ, пара банкетных залов и популярная таверна «Ашот». Несколько ресторанов работают в соседнем Йыхви. Оксана Угринчук решила заполнить пустующую нишу – открыть первое в городе семейное кафе-кондитерскую с детской зоной.
    «У меня у самой трое детей, и я прекрасно знаю, как часто бывает, что мы пришли куда-то в кафе, дети покушали (они едят очень быстро), и им сразу становится скучно. Они хватаются за телефоны либо начинают терроризировать родителей. А родителям хочется поболтать, насладиться моментом», – поясняет она.
    Основным блюдом в будущем кафе станут сладкие и с солеными начинками круассаны. Сейчас Угринчук готовится начать ремонт в найденном помещении – бывшем караоке-баре.
    По словам начинающей предпринимательницы, хотя открыть своё дело она готовилась много лет, решающим стимулом для неё стал тренинг для украинок в Эстонии Empowering Women, организованный командой Garage48 в 2022.
    На ваши планы по запуску бизнеса как-то повлияло российское вторжение в Украину?
    У меня как раз 24 февраля был рейс в Украину. Он, естественно, отменился, и мы, наверное, месяц жили в ощущении полного вакуума. Даже посуда дома стояла немытая, ничего не могли делать. Только смотрели новости на ноутбуке, новости на телефоне. Сперва никто не верил, что война начнётся, потом надеялись, что она быстро кончится.
    Со временем постарались перестроиться, как-то продолжать жить, помогая тем, кто в Украине, родителям. Муж перегонял машины до границы для ВСУ, деньги пересылаем и какие-то вещи собираем, окопные свечи помогаем делать. И всё равно первые полгода было страшнейшее чувство вины, что все там, а я здесь и почему-то не страдаю.
    Я выпала из жизни, но всё же вернулась со временем. Если я сяду, закутаюсь в одеяло и ничего не буду делать – от этого никому не будет легче. Лучше действовать и иметь возможность кому-то чем-то помочь.
    С кафе всё было на уровне идеи или мечты до тех пор, пока я случайно не наткнулась на анонс программы Empowering Women. Я поняла, что это как раз мой шанс. До того идея, конечно, была, но было очень сложно начать: страна другая, другие законы, другие принципы и обычаи. И собрать и структурировать всю эту информацию самому очень сложно.
    Сейчас я уже подала бизнес-план по кафе в Кассу по безработице, ожидаю решения.
    Оксана Угринчук на кухнеФото: Личный архив Оксаны Угринчук
    Сколько денег вы рассчитываете потратить на открытие кафе?
    18 000 евро. Это собственные средства, плюс очень надеюсь, что-то выделит Касса по безработице, и ещё я буду участвовать в краудфандинговой программе. На те средства, что мы соберём с помощью краудфандинговой программы, хочется сделать как раз детский уголок, какие-то дизайнерские решения в зале.
    Собственных и привлечённых денег примерно 50/50. То есть вложить своих прилично придётся. Плюс делать ремонт мы будем своими силами. В том числе поучаствуют мои дети, они уже достаточно взрослые, старшей 21, средней 16, все дочки. Исходя из бюджета, сначала это будет 4 столика по 4 места. И месяца через два после открытия будем увеличиваться. Открыться мы надеемся в мае.
    Какая реакция у местных жителей на ваш проект? Чувствуете поддержку или, может, скепсис?
    Есть и то, и другое. Конечно, люди, у которых есть дети, очень оптимистично настроены. Им хочется чего-то такого, что может немного облегчить их родительство. А ещё основной продукцией в кафе будет круассаны: только что из печки, свежевыпеченные, хрустящие. И многие поддерживают. Говорят: «Вот у нас такого ещё не было. Очень бы хотелось». С такой концепцией, семейной кафе-кондитерской, это будет действительно первое заведение в городе.
    Ну и да, есть такие люди, которые говорят, что нет, у нас такое не пойдёт, ничего не получится. Это, как мне кажется, часть менталитета местного, именно регионального. Но ведь всё равно что-то открывается. Многие говорят: «Сейчас промышленность загибается, всё плохо». Но предприятие, на котором работает мой муж, оно тоже начиналось с грантов. А сейчас оно уже успешное, несмотря на то, что недавно работает. Работает, и цены на электроэнергию не мешают. Важно принять (обстоятельства) и действовать.
    Да, здесь есть настороженность к новым начинаниям. Но я надеюсь её преодолеть, может быть, собственной харизмой.
    Кстати, как раз пекарни сейчас много говорят о проблемах: энергоёмкий бизнес, фантастические счета за электричество. Не опасаетесь?
    Это да, это есть. Но я при написании бизнес-плана закладывала эту цену в стоимость продукции, и более-менее адекватно получается. Я же не открываю это кафе для того, чтобы зарабатывать миллионы.
    А почему круассаны? Почему не слойки или какие-нибудь пироги?
    Знаете, в Кременчуге, когда я ребёнка забирала из детского сада, мы проходили всегда мимо одного кафе – кафе «Львівський круасан». Мы его очень любили, и там всегда было полно людей. И мне показалось, что эта идея стоящая.
    Основатели сети пекарен Lviv Croissants и Анджелина Джоли в одном из заведений франшизыФото: ANDRIY GALICKIY, VIA Reuters/Scanpix
    Во-первых, они не такие уже приевшиеся, как гамбургеры, скажем. Во-вторых, они могут быть сладкими, а могут быть солеными. В-третьих, с точки зрения именно предпринимателя это очень хорошо. Например, для солёных начинок они выпекаются и лежат без начинки, ждут клиента. Когда приходит клиент, круассан разрезается и наполняется начинками. Если бы он лежал уже с начинкой, срок годности его был бы очень короткий, а так он может и полдня спокойно лежать и быть в том же состоянии, в котором он был только испечён.
    Сколько сотрудников вы планируете нанять?
    Сначала будет двое, это буду я и ещё один человек. Через полгода по плану возьмём ещё двоих, чтобы была сменность. А пока сами – я уже всем сказала дома, что поставим в кафе диванчик раскладной.
    Расскажите всё-таки, какие на сегодня главные трудности на пути к открытию кафе?
    Главная трудность – это, в первую очередь, финансы. Я и так стараюсь сократить бюджет до минимума. Хотелось бы развернуться сразу, но приходится поэтапно все планировать и делать.
    А ещё время очень быстро бежит, уходит на разнообразные согласования. Бывает сложно выстроить цепочку действий. Скажем, я не могу открыть OÜ до того, как получу помощь от Кассы по безработице. Но если бы я сейчас, например, открыла уже OÜ, я бы могла делать дальнейшие шаги. Одно за другое цепляется, и в итоге для запуска нужно больше времени.
    Но это, скорее, задачи. Я не вижу прямо-таки трудностей. Может быть, я оптимист.
    Своя фирма, инвестиции в открытие кафе. Звучит как долгосрочный план. Вы связываете своё будущее с Эстонией?
    Да. Мы же приехали не во время войны, не с ощущением, что будем возвращаться. Многие, приехавшие недавно, вернутся (в Украину). Из тех, с кем я общаюсь, процентов 80 точно. Как только скажут: «Можно», они сразу поедут. Многие именно потому ничего здесь и не принимают. Для них отъезд – это было спонтанное решение.
    А мы приняли взвешенное решение переезжать, менять место жительства. Мы, очень любим Украину, но что я, что муж какие-то вот... жители планеты Земля. Решили, что для детей будет лучше здесь.
    А можете, как экономически активный человек, потенциальный предприниматель, назвать три вещи, которые вы бы хотели привнести из Эстонии в Украину?
    Во-первых, порядок во всём. Ну, то есть, например, расписание автобуса.
    Этого нет в Украине, и тут было поначалу очень приятным сюрпризом – то, что автобус прибывает почти минута в минуту. А с заявленным расписанием в Украине это может быть и 10, и 15 минут, и полчаса разница.
    Во-вторых, по крайней мере для меня видится так, что в Эстонии более-менее равные возможности для всех. В Украине мне было бы в 10 раз сложнее начать этот же бизнес с теми же инвестициями, потому что там очень много невидимых нюансов.
    Кондитерские изделия Оксаны УгринчукФото: Оксана Угринчук
    Для того, чтобы в городе открыть кафе, нужно было бы очень много связей завести, какие-то договорённости… а я этого прям вообще не приемлю. Я люблю, чтоб всё было по правилам: вот такие правила есть, и я им следую. И здесь я понимаю, что если я вот это вот выполню, у меня будет вот такой результат, а в Украине с этим пока очень сложно. То есть ты не знаешь, какой результат будет, потому что очень много нужно выполнить дополнительных каких-то условий на самом деле.
    А третье – это, наверное, размеренность жизни. И есть, кстати, то, что я и в Эстонию из Украины бы привнесла!
    Кстати, тоже интересно.
    Очень не хватает молниеносного украинского сервиса. То есть, например, здесь мы заказывали окно домой. Заказали сегодня, а получим через почти два месяца. В Украине это было бы исполнено в течение недели, может быть даже быстрее – настолько сильно влияет большая конкуренция. Там, если я заказываю что-то в интернет-магазине, мне оно вечером уже придёт. И это во время войны!

    В Эс­то­нии очень не хватает молниеносного украинс­кого сервиса.

    Оксана Угринчук
    Я сейчас много всего заказываю в Украине, оно приходит родителям. Мы дружим с эстонскими волонтёрами, они как раз у моих родителей обычно ночуют, когда едут в Харьков или Бахмут. И туда мы передаём одни вещи, а обратно они могут взять какую-то посылку для нас. Я там заказываю чашки, например, для кафе. И сегодня я заказала утром, а на следующий день они уже у родителей в селе.
    Или, скажем, нужны определённые формы для выпечки из нержавейки. И есть в Facebook у меня в друзьях мужчина, который их делает для кондитеров. Я ему написала первый раз, никогда ещё с ним не работала: описала форму, прислала фотографию и указала размеры. Через три с половиной часа она была готова уже. А вечером он очень извинялся, что не смог её отправить в тот же день. Я ему пишу - да не переживайте, ко мне она в лучшем случае в течение месяца попадёт!
    Здесь немножко не хватает этого. Нужно долго ждать, рассчитывать, что должно пройти время.
    Начинающая предпринимательница Оксана Угринчук Фото: Алексей Шишкин
    Напоследок не могу не спросить: как вам кажется, что нужно для лучшего развития предпринимательства в Ида-Вирумаа, вообще экономической активности?
    Нужно что-то, что вселяло бы людям уверенность в себе. Мне кажется, вот эти новости постоянные – «Вы в Ида-Вирумаа хуже всех, там то хуже, это хуже, этот показатель ниже всего» – эти новости людей демотивируют очень сильно. Люди это читают, смотрят, и у них растёт лишь уверенность в том, что не стоит никакого дела начинать. Всё плохо же.

    Нужна какая-то позитивная повестка. И может быть весь негатив не озвучивать или как-то иначе его преподносить. Не как основную новость из этого региона.

    Плюс, мотивировать молодёжь оставаться здесь. Более-менее активные молодые люди всё же стремятся уехать либо в Таллинн, либо ещё куда-то.
    Создавать программы, возможно, наподобие той, которую я проходила. Они очень помогают утвердиться в мысли, что то, что ты делаешь, правильно, и оно получится.
  • Самое читаемое
Статьи по теме

Пять технологических акций, которые обещают богатство даже при малых инвестициях
Аналитики знают пять технологических компаний, акции которых дают инвесторам надежду разбогатеть даже с меньшим, чем обычно, начальным капиталом.
Аналитики знают пять технологических компаний, акции которых дают инвесторам надежду разбогатеть даже с меньшим, чем обычно, начальным капиталом.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.