• Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Снижение темпов мировой торговли хуже всего для Эстонии

    Рост мировой торговли заметно замедлился после экономического кризиса, и оживление торговли политически все более непопулярно. Для страны, настолько сильно зависящей от экспорта, как Эстония, это опасная тенденция, пишет аналитик банка SEB Михкель Нестор.

    Рост мировой торговли заметно замедлился в течение последних лет. Если в 1960-2015 годах глобальный товарообмен увеличивался в среднем на 6,6% за год, то за период 2008-2015 гг. средний темп роста составил только 3,5 процента.
    Похоже, изменилось также соотношение между ростом торговли и экономическим ростом. Если до последнего экономического кризиса товарообмен между странами рос примерно в два раза быстрее, чем мировой валовый продукт, то после кризиса рост торговли оставался в той же порядковой величине, что и рост ВВП. Ухудшились также ожидания насчет будущего. Если, согласно предыдущему прогнозу Всемирной торговой организации (ВТО), в этом году рост товарообмена ожидался в размере 2,8%, то теперь только 1,7%, в то время как предполагаемый рост мировой экономики немного больше 3%.
    Почему нас в Эстонии это должно беспокоить? Потому что мы являемся одной из стран, наиболее зависящих от внешней торговли. Экспорт составляет почти 80% от ВВП Эстонии. Для сравнения укажем страны, на которых мы обычно равняемся: в Финляндии в прошлом году соответствующий удельный вес составлял 37%, в Швеции – 46% и в Германии – 47%.
    Нетто-вклад экспорта в ВВП, разумеется, меньше, так как большой вывоз товара почти всегда сопровождается большим ввозом импортных товаров, что забирает большую часть полученных доходов. Тем не менее высокая доля экспорта показывает, насколько велика в Эстонии доля предприятий и людей, получающих доход за счет продажи товаров за границу. Если замедлится рост мировой торговли, то снизятся и наши возможности получения дохода.
    В последнем докладе МВФ «Перспективы развития мировой экономики» (World Economic Outlook) предпринята попытка объяснить причины замедления мировой торговли. По оценке МВФ, главной причиной является общая низкая экономическая активность, особенно угасание инвестиций, чем почти на треть объясняется замедление роста торговли.
    Многие крупные развивающиеся страны столкнулись с экономическими трудностями, или изменилась их экономическая фаза развития, по причине чего они меньше прежнего нуждаются в средствах производства. Среди других причин замедления роста – также более медленный шаг развития глобальных цепочек ценности.
    Изменился и политический дискурс. Обещания оживить торговлю и уменьшить установленные для нее барьеры уже не в моде. Вместо этого, как правило, на выборах все больше голосов получает воинственная риторика, требующая ограничения импорта, что вызывает протекционистскую цепную реакцию.
    Переговоры о важных торговых соглашениях увязли в политических спорах, и судьба соглашений «повисла в воздухе». Один из подобных примеров – неспособность Бельгии одобрить соглашение о свободной торговле с Канадой.
    Отсутствует политический спрос на свободную торговлю
    В настоящее время кажется, что политика все больше руководствуется не личными оценочными суждениями или убеждениями политиков, а так называемым рыночным спросом.
    Повторяемые популярные мнения завоевывают голоса по той причине, что люди из уст политиков получают подтверждение своим убеждениям. По крайней мере, создаваемый СМИ образ свидетельствует о том, что популярные взгляды все больше соответствуют тезису, согласно которому активный товарообмен между странами каким-то образом ухудшает жизнь работающего человека.
    Критически настроенные в отношении глобализации экономисты в большинстве своем все же согласны, что рост товарообмена был одним из основных факторов, способствовавших очень сильному снижению бедности в мире.
    В экономике принято искать свое свободное русло, и, если исчезают установленные людьми ограничения, производство направляется туда, где им более разумно заниматься, а товары направляются туда, где на них есть спрос. Почему же это вызвало недовольство в общесте?
    Потому что всегда найдутся и те, кого свободная торговля лишает прежних преимуществ. Главным проигравшим считался рабочий класс богатых западных стран. В ситуации, когда для предприятий оказалось выгоднее частично перенести производство в страны с более низкой базовой стоимостью, они потеряли свои былые позиции на переговорах.
    В целом благосостояние страны могло за счет этого возрасти, но большая часть доходов достается теперь владельцам и работникам предприятий, которых изменения не коснулись. В некоторых странах рост заработной платы у людей, выполняющих менее квалифицированную работу, с учетом инфляции остался по этой причине недостаточным, что привлекло большое политическое внимание, особенно в США.
    В то же время общественное мнение изменилось также в тех странах, которые явно выиграли от свободной торговли. Соглашение о свободной торговле между США и ЕС (TTIP) вызвало крупномасштабные акции протеста в Германии – в стране, которая является одним из самых конкурентоспособных экспортеров в мире.
    За прошлый год Германия экспортировала товаров на сумму почти в 1200 миллиардов евро, а импортировала на сумму всего в 920 миллиардов. На 2016 год профицит текущего счета страны прогнозируется примерно в 300 миллиардов евро. Несмотря на это, доля немцев, поддерживающих свободную торговлю, сократилась с 90% до 50 с небольшим процентов. Заключение соглашения о свободной торговле с США поддерживает, по данным последних опросов, только 17% населения. Объективно это явление трудно обосновать.
    Возврат в прошлое никак не является решением проблемы. Вместо того, чтобы выстраивать бесполезные стены, следует проводить дебаты и искать возможности улучшения ситуации тех, кто не получил достаточно преимуществ от свободной торговли. Наряду с надеждой на государство следует также подчеркивать роль самих людей.
    Никто не заслуживает в несколько раз более высокой заработной платы только по той причине, что он родился в богатой стране – ради этого нужно прилагать усилия. Естественную экономическую конвергенцию не смогут повернуть вспять даже самые протекционистски настроенные политики. Трудолюбивые и умные люди во всем мире имеют право (а все чаще и возможность) на одинаковый уровень жизни.
    Autor: Михкель Нестор
  • Самое читаемое
Статьи по теме

Число клиентов Netflix выросло на 9 млн человек, но акции все равно упали
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Экономист: отели и рестораны еще не оправились от спада
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.