• Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Согенбитс: расширяется проблема безработицы

    Больше всего страдает от безработицы промышленность, но она лавиной достигнет и других секторов. Это проблема станет явной для многих, наверное, тогда, когда в наших больницах не будет больше обслуживающего персонала, верит Емёке Согенбитс, руководитель заводов фирмы HANZA Mechanics в Тарту и Нарве.

    Фото: Raul Mee
    Начиная с апреля месяца сфера ответственности Емёке Согенбитс, исполнительного директора HANZA Mechanics Tartu, намного и шире и теперь в ее, так сказать «портфеле», еще и завод в Нарве. «У завода в Нарве останется свой отдельный руководитель, но за Hanza cluster Baltic начиная с 1 апреля отвечаю я»- сказала Согенбитс в интервью Tööstusuudised.
    Причина, почему оба завода, так сказать, «подвели» под одного руководителя, связана с эффективностью и объединением процессов двух заводов. «Для меня это хорошая возможность предложить клиентам комплексную услугу: если в Нарве у нас тяжелый металл, т.е. кабины для лесной промышленности, то на заводе в Тарту мы занимаемся тонким листовым металлом, кабелями и машинной обработкой. Новая система поможет предложить большую комплектность» - разъясняет причину изменений Согенбитс.
    «Разумно определенные функции и процессы двух заводов объединить и сделать их одинаковыми – например, процессы закупки и качества, а также основные процессы управления, которые базируются на ERP. Уже сейчас у нас есть shared service center, который покрывает, например, IT, бухгалтерию и управление персоналом. В итоге должно получится так, что, по крайне мере, часть процессов на обеих заводах будут идентичными – например, одинаковое управление производством или процесс закупки» - описывает она и добавляет, что приведение к одному руководителю и унификация процессов – одна из разумных возможностей экономии затрат и более эффективного управления.
    Kак вам город Нарва и этот район в целом?
    Нарва становится все краше, и я верю, из Нарвы можно построить очень интересный город. Конечно, жалко смотреть на покинутый Кренгольм, но если мы будем культивировать мысль, что Нарва – брошенный город русских, то точно так это и будет выглядеть. Нарва очень хороший город для промышленности и там есть рабочая сила, которую можно было бы использовать для гораздо большего производства прибавочной стоимости.
    Из чего ты в основном исходишь при руководстве завода?
    Каждое подразделение, завод или предприятие в конце концов имеет лицо своего руководителя. Руководитель должен посмотреть в зеркало и подумать, чего он хочет достигнуть со своим заводом и какова его длительная перспектива. Затем должна быть своя story, т.е. история или перспектива, каким ты видишь свой завод через некоторое время. Люди чрезвычайно важны и, прежде всего, управляют людьми, а не процессами или заводом. Важно понять, что это не означает страшной демократии или желания всем нравиться.
    Ни один руководитель не может всегда принимать решения, которые нравятся всем. Для меня важны честность перед собой и другими, а также чувство собственника. Последнее означает, что это - мой завод, изделие, клиент, машины и это- мои люди. Солгать себе легко, а причины найти еще проще. Руководитель должен уметь понять, что я сделал неправильно. Смелость решать, ошибаться, извлекать из этого уроки, и идти дальше очень важны.
    Если ты ищешь в свою команду руководителя, то можно ли сразу понять, подходит кандидат или нет?
    В общем я сразу понимаю, и первая замечаю, горят ли у человека глаза или нет. То, есть ли в человеке желание делать что-то, сразу чувствуется. Большинство вещей, связанных с производством, можно выучить, но желанию научить невозможно.
    Для меня опыт не всегда определяющий, но это зависит от должности, потому что на позициях, связанных с техникой или машинами, опыт имеет значение. Я принимала людей на работу с совершенно других профессий – например, из гостиничного или ресторанного бизнеса. В то же время все должно быть в равновесии, потому что целый отдел нельзя заполнить «зелеными», свежая кровь и опыт должны быть в равновесии. В моей команде управления есть люди, которые работают со мной уже на третьем предприятии, и я очень благодарна им и горжусь этим. Руководитель – это не тот, кто выдумывает все вещи. У руководителя должна быть команда, достаточно творческая и в то же время консервативная, чтобы поддерживать на ходу старые вещи.
    Как разрешить ситуацию, если у работника пропал блеск в глазах и, очевидно, его следует отпустить?
    У тебя были такие ситуации? Конечно были, но это не совсем так, что блеск пропал и ищи новую работу. В этой ситуации следует понять, временная или длительная это проблема и что является причиной. Разговаривая с человеком, выясняется, что он делал эту работу слишком долго и у него больше нет вызовов. Если его спросить, есть ли на предприятии какая-то другая позиция, которая его привлекает, и он ответит, что нет, то тогда делать нечего и надо отпустить.
    Насколько сложно в промышленности Эстонии найти руководителя?
    Если говорить о регионе Тарту и Нарвы, то это не легкое и не дешевое занятие. Если использовать фирмы по поиску персонала, то в нынешней ситуации они по поводу определённых позиций поднимают руки и говорят, что помочь не могут.
    Если говорить о промышленности Эстонии в более широком плане, то какие у нас самые большие проблемы? Очевидно люди?
    В связи с рабочей силой есть две проблемы. Во-первых, все время говорят о ввозе дешевой рабочей силы, но в промышленности больше всего недостает квалифицированных рабочих. Смею утверждать, что они зарабатывают больше, чем спасатели, полицейские или помощники учителей. Во-вторых, о ввозе «дешевой» рабочей силы всегда говорят в связи с промышленностью. Я верю, что это проблему некоторые люди поймут, когда в наших больницах не будет больше, например, обслуживающего персонала.
    Сейчас промышленность страдает больше всех, но в какой-то момент это лавиной достигнет и другие сектора и будет мешать уже нашему существованию. Что тогда будет? Для меня уже неправильна такая постановка проблемы, что, во-первых, есть дешевая рабочая сила и что она требуется промышленности. Что такое дешевая рабочая сила? Во-вторых, промышленность – это сектор который первым попадет в беду. Кто следующий?
    Что касается, например, сварщиков с Украины, то они как-будто созданы для промышленности, потому что делают очень хорошую работу. Они хотят лучшей жизни, перевезти сюда свои семьи, но скоро нам неоткуда их будет взять, потому что сейчас Польша переманивает их к себе. В Венгрии, например, промышленность больше не развивается, потому что нет людей, с которыми производить.
    У меня было много встреч с потенциальными инвесторами и когда они спрашивают, что мы можем предложить, то и у меня возникает вопрос, что Эстония может предложить? Я видела предложения разных государств предприятиям - например, если инвестируется сумма Х, то за нее дают налоговую льготу на определенный период, льготу на недвижимость или, например, льготу на электроэнергию. Что мы можем предложить помимо того, что мы красивые, умные и знаем много языков?
    Самыми актуальными сейчас являются рабочая сила и профессиональное обучение. Необходимо в профессиональном образовании начать быстро действовать, чтобы машиностроительные специальности стали для молодежи атрактивными. Но это не случится до тех пор, пока мы будем называть, например, оператора CNC –слесарем высшей категории.
    Прием на специальности, связанные с металлом, очень сильно упал. Почему?
    Мы десятилетиями говорили, что если ты глупый и не попадешь в университет, то пойдешь в профучилище. С другой стороны, мы на государственном уровне говорим о дешевой рабочей силе и низких зарплатах. люди ведь читают новости!
    В Германии развитие промышленности – государственная программа и ее, так сказать, постоянно популяризируют и она достигает даже уровня Меркель. Если посетить в Эстонии любые конференции по проблемам промышленности, то в лучшем случае представитель государства побудет часок, зачитает свое приветственное слово и затем гордый удалится. У государства нет времени выслушать предпринимателя. На Instrutec я высказала мнение, что у меня действительно возникает желание создать частную профшколу и я приближаюсь к этой идее все ближе.
    Зеленая книга политики промышленности - нужный ли документ?
    Точно такая же вещь OSKA. Что мне с этим делать? Мне жалко тех промышленников, которые тратят свое без того малое время на вещи, которые не живут и не умирают. Если за картографированием болевых точек не последует никакой деятельности, то мы так и останемся картографировать. У нас есть большое количество тех, кто занимается картографированием.
    Как ты относишься к целлюлозному заводу в Тарту?
    Я против этого завода и одна из причин утверждение, что в окрестностях Тарту будет создано 200 новых рабочих мест, но там безработица всего 2%, скорее всего безработные – это те, кто не хочет или не может работать. Вторая причина – как вообще эти дела велись: вся эта тема, которая связана с RMK и договорами. Так дела не делают.
    Последнее, о чем я не слышала, чтобы кто-то об этом говорил, стоимость древесины. Вместо того, чтобы вези в Финляндию и Швецию обогащаем сами, но почему туда все-таки везут? Там платят больше. А что случится, если финны и шведы немного поднимут цену? В части цены на древесину царит тишина. Я в случае инвестиций рассматриваю прежде всего цену, место производства и потребителя.
    На какие ниши в Эстонии следует делать ставку?
    Чистым изделием Эстонии мог бы быть торговый знак, в также сложные детали- я вижу, что для этого у нас есть навыки и возможности, но проблемой остается рабочая сила. Здесь государство должно помочь, да и нам самим надо серьезно заниматься проблемами обучения.
    Я смотрю, финны сейчас выходят на рынок Китая с чистыми продуктами сельского хозяйства и экспорт яиц Финляндии значительно вырос. Проблема Китая в том, что китайцы травят себя искусственной пищей и антибиотиками. Финны нашли возможность, как туда послать действительно много куриных яиц, они в этом сотрудничают и со шведами, потому что одни не смогли удовлетворить спрос. Для эстонцев сотрудничество – всегда сложная тема.
    Туризм у нас активен три месяца в году, у нас нет Лапландии и северного Деда Мороза. В Прибалтике мы стали отставать, потому что Рига и Вильнюс начинают нас опережать в своих предложениях туристам достопримечательностей старого города. Следует определить приоритеты и затем ими серьезно заниматься. Но не так, что сегодня у нас одна зеленая книга, а завтра – другая.
    Деревообрабатывающая промышленность – очень успешна – они умеют выдумать такие вещи, которые другие не могут. Например, высотное здание, построенное из дерева в Норвегии. Это очень здорово и особенно здорово то, что от нас идет не только кругляк, но он выходит в обогащенном виде.
    Председатель правления Tere и Farmi Katre Kõvask недавно сказала, что акциз на топливо следует обязательно снизить. Согласна ли ты с ней?
    Абсолютно. Другое дело здесь надо видеть большую картину. Ведь даже кривая Laffer показывает, если налоги превышают определенную границу, тогда нетто поступления от налогов начинают падать. Мы давно превысили эту границу. Для того, чтобы государству поступало больше налогов и у людей не возникло бы мысли для оптимизации налогов, необходимо серьезно пересмотреть систему налогов. Эстония была известна единой и ясной системой налогов, а где мы сейчас? Мы не такие богатые, чтобы отпускать налоговые деньги в Латвию или еще куда-то.
    По-моему, для транспортных предприятий основное направление на заправку в Латвии просто опасно для нашей экономики – ведь для крупных топливных фирм все равно, продают они свое топливо в Латвии или Эстонии, потеряет все же государственная экономика в виде налогов.
    Следует ли восстановить прежнюю налоговую систему?
    Не уверена, что следует восстанавливать именно прошлую систему, но нынешнюю следует критически пересмотреть мы должны уяснить для себя, что у нас является проблемой, которую следует решить. Не стоит прятать голову в песок. Разъяснения на тему, что поступления от маленьких акцизов ничего не значат, потому что гораздо больше поступает других налогов, слишком туманны. Почему у нас не может вообще поступать налогов больше и почему мы должны одним поступлением покрывать недостачу, которую причинили другие?
    Вопрос о снижении акциза на топливо сейчас анализируется и анализ должен быть готов осенью.
    Я не понимаю, что тут долго анализировать. То же самое с повышением квоты и прочим, что все требует долгого анализа и во время этого состава мы это сделать не успеем. Название этого – смелость в принятии решения. Если ты боишься потерять свое место политика, то и смелости принять решение не хватает.
    ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
    HANZA Mechanics Tartu AS
    Предлагает целостные решения механики, комплектующих деталей и цепи поставок.
    Основано в 1996 г.
    В 2016 году доход от продаж 43,1 млн евро,
    Работников 411.
    HANZA Mechanics Narva AS
    Изготовляет в порядке субподряда изделия из металла для различных отраслей промышленности.
    Основано в 2004 году.
    В 2016 году доход от продаж 21,9 млн евро
    Работников 268.
  • Самое читаемое
Число клиентов Netflix выросло на 9 млн человек, но акции все равно упали
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Экономист: отели и рестораны еще не оправились от спада
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.