Фото: dv.ee

Business as usual: Ликсутова продолжает работать с «русской мафией»

Эстонская фирма Татьяны Ликсутовой по-прежнему ведет бизнес с «русской мафией» – олигархами Искандером Махмудовым и Андреем Бокаревым, которые находятся под санкциями Великобритании.

Компания Татьяны Ликсутовой – некогда самой богатой женщины Эстонии, а до этого жены Максима Ликсутова, вице-мэра Москвы – продолжает владеть долями во множестве российских фирм. Некоторые из них она делит с Искандером Махмудовым и Андреем Бокаревым, которых считают приближенными к Владимиру Путину, подозревают в отмывании денег через Европу (в т.ч. Эстонию) и даже называют членами преступных группировок.
Основной эстонский актив Ликсутовой – не рестораны и недвижимость, а TOR Property OÜ, которой досталась часть активов транзитной компании Transgroup Invest. TOR Property через цепочку фирм владеет третью «Аэроэкспресса» – монополиста, организующего железнодорожное сообщение со всеми аэропортами российской столицы. Остальные доли в компании принадлежат государственной РЖД, Искандеру Махмудову и Андрею Бокареву.
РЖД с 26 февраля под санкциями ЕС, запрещающими заключать с госмонополией сделки и предоставлять финансирование. Однако на «Аэроэкспресс» они не распространяются, поскольку пакет у РЖД меньше контрольного.
С Махмудовым и Бокаревым Ликсутова делит как минимум еще одну компанию – «Астек», занимающуюся складским бизнесом в России.
При этом партнеры Ликсутовой работали и на подготовку России к войне – долгое время они владели долями в концерне «Калашников» – крупнейшем российском производителе боевого автоматического и снайперского оружия, управляемых артиллерийских снарядов и прочего вооружения, которое сейчас используется Россией в Украине. Третьим совладельцем был Алексей Криворучко (он одновременно работал на них – был гендиректором «Аэроэкспресса») – ныне замминистра обороны России, отвечающий за снабжение армии.
«Считаю, что Ликсутова должна нести ответственность за связи с преступным путинским режимом и коррупцию и как минимум стать фигурантом официальных расследований», – заявила ДВ юрист, политик, член команды Алексея Навального и Антивоенного комитета России Любовь Соболь.
«Аэроэкспресс» хорошо знаком всем, кто прилетает в Москву – на его скоростных электричках из Внуково, Домодедово и Шереметьево можно доехать до центра столицы. Компания на треть принадлежит гражданке Эстонии Татьяне Ликсутовой и обслуживает господряды департамента, возглавляемого ее бывшим мужем.Фото: фото компании Aeroexpress

«Русская мафия» в Эстонии

Махмудов – российский олигарх узбекского происхождения, основатель и бывший президент Уральской горно-металлургической компании (УГМК). У него 31-е место в российском списке Forbes за 2021 год (с 3,6 млрд долларов активов) и длинный список уголовных дел (он проходил как подозреваемый). Бокарев – еще один российский олигарх, 75-е место в Forbes (1,2 млрд долларов). Как правило, их упоминают вместе.
В Эстонии Махмудов и Бокарев в основном вели бизнес с Максимом Ликсутовым. «Махмудов и Бокарев – партнеры Максима Ликсутова с начала 2000-х. Этот союз образовался, когда Ликсутов начал работать на «Кузбассразрезуголь» в угольном терминале в порту Мууга («Кузбассразрезуголь» принадлежал Махмудову, Бокареву и Михаилу Черному). Познакомил их еще Сергей Глинка. Дальше Ликсутов, Махмудов и Бокарев совместно владели «Трансмашхолдингом» (производитель вагонов - ред.), пока Ликсутов не продал свою долю», – рассказал «Деловым ведомостям» Константин Рубахин, автор нескольких расследований о Махмудове и Бокареве.
Рубахин – бывший экоактивист, дошедший до Путина в борьбе против добычи никеля компанией Махмудова для сохранения реки Хопер (приток Дона). Помощи он не получил, но привлек внимание властей и был вынужден бежать из России из-за преследования.

Все это время Махмудов и Бокарев были связаны с преступной группировкой Измайловская и с настоящей мафией, в том числе, с главарем Михаилом Черным.

Константин Рубахин
расследователь, экоактивист
В скандале с отмыванием русских денег через эстонский филиал Swedbank, разгоревшимся в 2020 году после публикаций шведского телеканала SVT и Postimees, также фигурировал Махмудов. По данным СМИ партнер Ликсутовой перевел 1,4 млрд евро в обход американских санкций (под которыми с 2015 года находится принадлежавший ему концерн «Калашников»).
«Махмудов и Бокарев не только годами выводили из России деньги, они также оказывались рядом с уголовными делами против своих конкурентов или даже их убийствами. Об этом дал показания бывший владелец Качканарского ГОКа и однокурсник Искандера Махмудова Джалол Хайдаров», – знает Рубахин. Против них возбуждались дела в Испании, Франции и Германии. В немецком уголовном деле они фигурируют как держатели «общака» Измайловской группировки. В расследовании французского издания Mediapart говорится, что Махмудов выплатил 294 000 евро бывшему главе службы безопасности партии «Республика, вперед!» президента Франции Эмманюэля Макрона.
Махмудов и Бокарев стали «новыми королями» российского госзаказа, потеснившими Ротенбергов и Тимченко, писал в 2015 году Insider, называя их «русской мафией». Их структуры – «Трансмашхолдинг», «Метровагонмаш», «Октябрьский электровагоноремонтный завод», «Рослокомотив» – получили тогда подрядов на 130,7 млрд рублей от РЖД и Московского метрополитена.

Ушли от санкций по-английски

После начала войны в Украине, в апреле Махмудов и Бокарев попали под персональные санкции Великобритании, как связанные с Кремлем и получающие финансовую выгоду от поддержки режима Владимира Путина.
Их российские активы не пострадали. Незадолго до этого пресс-служба УГМК сообщила, что Махмудов и Бокарев перестали быть контролирующими бенефициарами УГМК и «Кузбассразрезугля», а также вышли из советов директоров этих компаний.
Эстонской компании, имеющей с ними дело, тоже пока ничего не угрожает, следует из ответа Бюро по борьбе с отмыванием денег «Деловым ведомостям» – ведь ЕС до сих пор не ввел санкции в отношении Махмудова и Бокарева. Бывший муж Ликсутовой Максим тоже находится только в санкционных списках Украины.

Санкции Соединенного Королевства не имеют силы в Эстонии, и страна не обязана применять вытекающие из них ограничения.

представитель Бюро по борьбе с отмыванием

4 миллиона евро в Россию с любовью

Уже после начала войны эстонская компания Ликсутовой простила своей российской дочерней компании долг на 4 млн евро.
TOR Property в апреле увеличила капитал российской «Дельта-Транс-Инвест» («Дельта»), владеющей частью «Аэроэкспресса» на 363 223 712 руб. (или 4 258 171 евро), говорится в годовом отчете компании. Столько составлял долг «Дельты» перед материнской фирмой. Долг при этом был обнулен. «Существует неопределенность в отношении дальнейшего ухудшения операционной среды, что повлияет на будущее финансовое положение и деятельность группы», – объясняет взнос TOR Property в отчете.
Компания не ответила на запрос «Деловых ведомостей» о том, видит ли она репутационные, санкционные и прочие риски, ведя дела Махмудовым и Бокаревым и совершая подобные операции.

Убыточная компания

TOR Property, созданная в сентябре 2019 года после разделения транзитной компании Transgroup Invest между Ликсутовой и Сергеем Глинкой, убыточна:

-3,8 млн евро в 2020 г.

-103 000 евро в 2021 г.

Активы компании – 33 млн евро.

Фактической деятельности у компании в Эстонии нет – только эксплуатация офиса (компании принадлежит здание по Йыэ, 4а, 3000 кв. м, а также участок неподалеку на Кару, 10-362 кв. м) и автостоянки. В ней трудятся 15 сотрудников с зарплатой 1400 евро. У налоговой претензий нет.

В доме, принадлежащем TOR Property, расположены офисы (95%) и апартаменты (5%), на первом этаже разместился ресторан Ликсутовой Gianni. Фото: фото Merko Group
«Конвертацией залогового требования в резервный капитал эстонское юридическое лицо, по сути, предоставляет средства в пользование российской дочерней компании», – объясняет адвокат LEXTAL Ксения Кравченко.
В такой операции нет ничего предосудительного, считает Налогово-таможенный департамент: «Если компания делает неденежный вклад в уставный капитал иностранной дочерней компании со своим кредитным требованием, это полностью разрешенная и обычная сделка».
Пока Махмудов и Бокарев не находятся под санкциями ЕС претензий к компании Ликсутовой нет. «Эстонская компания не обязана выполнять санкции, наложенные другой страной», – прокомментировали ситуацию в МИД. «Санкции, введенные нашими партнерами, такими как Великобритания, не распространяются на ЕС», – ответила ДВ пресс-атташе по иностранным делам и безопасности Еврокомиссии Палома Холл Кабальеро.
«Если бы Махмудов и Бокарев были включены в санкционный список ЕС, то эстонская материнская компания должна была бы перед конвертацией взвесить, не подпадает ли сделка под санкционный запрет», – отмечает Кравченко.
Рассматривает ли Еврокомиссия введение санкций в отношении Махмудова и Бокарева, а также Ликсутова представительница ЕК не пояснила – «процесс конфиденциален», но тот факт, что человек включен в санкционные списки Великобритании и не включен в списки ЕС вовсе не означает, что он и дальше не будет включен, отметила Кабальеро.

Эстонец на час

Максим Ликсутов был гражданином Эстонии всего 7 лет.

Родившийся в Локса в 1976 году Ликсутов не получил гражданство сразу после провозглашения независимости Эстонии. Лишь в 2005 году дать ему гражданство «за особые заслуги» предложил бывший министр юстиции Рейн Ланг (Партия реформ).

Но в 2012 году лишился гражданства по собственной просьбе, чтобы стать московским чиновником.

«Мне очень жаль, что все пошло именно таким образом. Люди, которые могли бы принести Эстонии пользу, отдаляются от нее, а потом выясняется, что, на самом деле, они были связаны с какими-то аферами», – позднее комментировал Ланг.

Статьи по теме

Вкус биржи: любишь какао, люби и денежки платить. Биткойн отдыхает
Выполнили обещание: угощаем шоколадкой! Мы обещали рассмотреть, почему цены на какао растут как на дрожжах (Какао? На дрожжах? Мда) – и вот вам пожалуйста!
Выполнили обещание: угощаем шоколадкой! Мы обещали рассмотреть, почему цены на какао растут как на дрожжах (Какао? На дрожжах? Мда) – и вот вам пожалуйста!
Тийт Пруули: обсудим введение налога на собак!
Продвижение идеи налога на собак – стоящая мысль, считает предприниматель Тийт Пруули.
Продвижение идеи налога на собак – стоящая мысль, считает предприниматель Тийт Пруули.
«Вечером стулья – утром деньги». Боль в спине вдохновила таллиннца начать бизнес
Когда многочисленные походы по врачам не смогли избавить малого предпринимателя Эдуарда Тереханова от болей в спине, он нашел «полезные» стулья в России, и был настолько впечатлен ими, что немедля решил привезти технологию в Эстонию.
Когда многочисленные походы по врачам не смогли избавить малого предпринимателя Эдуарда Тереханова от болей в спине, он нашел «полезные» стулья в России, и был настолько впечатлен ими, что немедля решил привезти технологию в Эстонию.