Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Кирьянен: нечего на зеркало пенять…

    Крупный собственник Graanul Invest Рауль Кирьянен, впервые попавший в лидеры ТОПа богачей Эстонии, составляемого газетой Aripaev, признаётся, что между деньгами и счастьем нет знака равенства, а также описывает какой болезненный, но полезный урок он в этом году получил как руководитель.

    Когда в начале разговора прозвучало, что журналист хотел бы поговорить о ТОПе богачей, Кирьянен тут же заявил, что говорить об этом не хочет. Но услышав, что на этот раз он оказался в рейтинге на первом месте, он искренне и слегка насмешливо выдохнул: «Ого!». И добавил: «Вы здорово считаете! Ладно, присылайте свои вопросы по мейлу, но сразу предупреждаю, что присутствие в ТОПе меня нисколько не волнует. Это всегда большая спекуляция».
    Помимо первого места в ТОПе богачей Кирьянен вошёл в ТОП самых быстро наращивающих свои активы предпринимателей. За год стоимость его активов по подсчётам Aripaev выросла почти на 80 миллионов евро.
    Публикуем интервью с Кирьяненом, сделанное по э-почте.
    Aripaev оценил стоимость Вашего имущества в 226,7 миллиона евро, что подняло Вас с восьмого места рейтинга на первое. По вашему мнению, наши подсчёты верны?
    Так сходу даже не могу прокомментировать, оценка стоимости частного предприятия достаточно спекулятивна. Но порядок величин, скорее всего, верен.
    Вы сказали, что Вас не волнует пребывание в рейтинге успешных людей. Отчего такое отторжение?
    Просто считаю, что предпринимательство – это не ярмарка тщеславия. Поэтому мне такие рейтинги безразличны, но при этом я прекрасно понимаю, что их составление – это ваше как журналистское, так и издательское дело. 
    Что больше всего свидетельствует об успешности предпринимателя, если оставить в стороне ценность его активов?
    В связи с тем, что Эстония, как рынок, очень мала, то серьёзный бизнес здесь связан с постоянством экспорта, и это для меня самый важный показатель.
    Если отвечать более лично, то деньги не цель, цель всё же достижение счастья. И экономическое благополучие – всего лишь его часть. Семья, дом, здоровье и тому подобное уже давно намного важнее известного материального положения. 
    Вы были и «Бизнесменом года», выбранным нашей газетой. Какое признание весомее: бизнесмен года или фигурирование в ТОПе богачей?
    Титул «Бизнесмена года» я получил за колоссальную сделку, которая в тот момент и в ситуации Эстонии была уникальной, да и для нас большой удачей. Так что признание было понятным. ТОП богачей по сути своей спекулятивен и результаты для меня непонятны. Поскольку сам я особо в чужие кошельки не заглядываю, мне это не интересно, то и ценности в таких ТОПах я не нахожу.
    Обозначьте, пожалуйста, наиболее значительные удачи  Graanul Invest в прошлом и в этом году?
    Только что запустили в Осула когенерационную станцию (станция комбинированного производства тепла и электорэнергии – ред.). Удачно сложилось у «лесников» и в целом в группе нам удалось довольно хорошо справиться в крайне сложной рыночной ситуации. Но ведь не каждый год выдавать «вау-проекты»!
    Наши «свежие» интересы связаны с новыми рынками и с несколько иной продукцией – лесохимией и, возможно, с новыми энергопроектами в Европе. В целом, мы довольны тем, как выкрутились из временных сложностей на рынке, и надеемся реализовать свой потенциал намного полнее в будущем году.
    Помню, пару лет назад Вы сказали, что не боитесь просить прощения и признавать свои ошибки, и что, невзирая на лица и должности, для всех людей нормально совершать ошибки. Какие ошибки лично Вы совершили за этот год?
    Одним из проектов, затеянных чисто по моей инициативе, был проект приобретения в Бельгии большой электроугольной станции Langerlo с тем, чтобы перевести ее на возобновляемую энергию. Мы исходили из своих стратегических амбиций, картографировали риски и пытались их любой ценой заземлить, и всё же дух-хранитель уберёг нас. В начале этого года пришлось закончить с проектом, что очень жалко, потому как это было интересно. Но… Возможно, что вовремя вытащенная вилка из розетки и прекращение деятельности рискованного предприятия – это в перспективе и вовсе удача. Время покажет.
    А как руководителю мне тут нечего на зеркало пенять… Я совершил большую ошибку, многие потратили дикую массу энергии, но главное – это колоссальный опыт для предприятия и для людей. Если ещё раз подвернётся подобный проект, мы наверняка справимся с ним.
    Какие цели намечены у Вас на следующий год?
    Думаю, тут лучше следовать логике – сначала дело, а уж потом болтовня. Кстати, это ещё и одно из главных преимуществ частного бизнеса.  
    Осенью прошлого года Вы выступили на конференции Ariplaan с критикой бездеятельности политиков в отношении привлечения в Эстонию крупных инвестиций. Что-нибудь с тех пор в этом смысле изменилось? Вы подвижки видите?
    Крупные инвестиции привлекает местная среда и опыт работающих здесь предприятий. Улучшилась ли бизнес-среда? Для ответа на этот вопрос у вас, наверно, информации больше. Я за последние годы не видел ни одной инициативы, которая увеличила бы международную конкурентоспособность Эстонии и способствовала бы превращению её в страну, куда хотелось бы инвестировать.  
    Какие самые критические места на предпринимательском ландшафте Эстонии?
    Нестабильная налоговая система, непродуманная промышленная политика и отсутствие региональной политики.
    Какое впечатление у Вас сложилось от деятельности правительства последнего времени?
    Мне кажется, что в связи с председательством Эстонии в ЕС и грядущими местными выборами сейчас наступило некоторое затишье. А то, как политические инициативы, вроде налоговых, возникают и испаряются, и какая за этим кроется динамика – я не понимаю.
    В предпринимательстве я почти 20 лет, и если я этого не понимаю, то уверен, что и большинство предпринимателей не понимает. А это означает, что нет чувства уверенности и, следовательно, инвестируется намного меньше, чем можно и нужно.
    В итоге могу сказать, что поначалу это правительство заявило о себе позитивно и стало заметно, что стагнация в обществе вроде как закончилась, но последующие шаги, увы, совсем не подтвердили этого. Наоборот, положение, скорее, ухудшилось.
  • Самое читаемое
Статьи по теме
Все статьи по теме

Число клиентов Netflix выросло на 9 млн человек, но акции все равно упали
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Экономист: отели и рестораны еще не оправились от спада
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.