Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Электронная торговля после Брексита – новые расходы и требования

    Важной целью единого рынка и единого цифрового рынка Евросоюза является создание единого внутреннего рынка, предоставляющего удобный доступ к 500 миллионам потребителей Евросоюза. Однако с 30 марта 2019 компании, созданные в Соединённом Королевстве, или продающие на этот рынок могут потерять такой доступ одним разом. Несмотря на то, что в изданной 12 июля Белой книге Соединённого Королевства изложена надежда на то, что сохранится доступ к рынкам товаров друг друга, а также трансграничное перемещение данных, отношение ЕС к плану Соединённого Королевства выбирать для исполнения лишь часть обязанностей, связанных с внутренним рынком, остаётся весьма критическим. Кроме того, Соединённое Королевство не предусматривает применение подобного подхода к услугам.
    Электронная торговля после Брексита – новые расходы и требованияФото: Artur Widak
    С 2000 года вопросы электронной торговли в Евросоюзе регулирует Директива об электронной торговле (Директива 2000/31/ЕС), которая была принята с для упрощения процедур трансграничной поставки электронных услуг и создания правовой определённости для предприятий и граждан при осуществлении электронных сделок. Основными положениями Директивы являются:
    • Принцип страны происхождения – к поставщику услуг информационного общества применяются (с определёнными особенностями) законы того государства-члена ЕС, где он учреждён, а не того, в котором предоставляются услуги;
    • Запрет на требование предварительного разрешения;
    • Основные требования к информации, которую нужно предоставлять пользователям, и основные требования к коммерческой информации и к заключению договоров электронным путём;
    • Ограничение ответственности поставщиков услуг, являющихся посредниками.
    Упрощённо это означает, что предоставляя услуги электронной торговли на трансграничной основе поставщик услуг, как правило, не обязан соблюдать законодательство страны назначения (исключениями являются обычные в законодательстве ЕС положения об общественном порядке, общественном здравоохранении, общественной безопасности, и защите прав потребителей), а достаточно соблюдать законодательство страны учреждения, и при этом страна назначения не имеет права требовать предварительного разрешения. Кроме того, основные требования к информации, предоставляемой потребителям урегулированы единообразно. В том числе Директива освобождает посредников от ответственности, связанной с электронной торговлей, в отношении управляемого ими контента, если они играют лишь нейтральную, в основном техническую и пассивную роль при размещении контента, и у них нет общего обязательства следить за управляемым ими контентом.
    Если в этих вопросах не будет достигнуто соглашение о выходе, то деятельность фирм, связанных с Соединённым Королевством, занимающихся электронной торговлей, существенно осложнится. Несомненно, что этим будут затронуты как в ЕС, так и в Соединённом Королевстве те предприятия, которые в своей электронной торговле имеют отношения с другой стороной. Однако, также несомненно, что в более сложной ситуации окажутся предприятия в Соединённом Королевстве, которые теперь должны быть готовы выполнять нормы двадцати семи разных систем правового регулирования. Кроме того, по всей вероятности возникнут изменения в курсах валюты, что может потребовать внесения поправок как в договоры с торговыми партнёрами, так и в ценообразование.
    Это также повлечёт за собой значительные изменения для потребителей. Например, люди, которые заказывали товары в популярном интернет-магазине Amazon, знают, что продавец, имеющий доменный адрес США, может не поставлять товар в Эстонии, в то же время, как заказ, сделанный в портале Германии и особенно в Соединённом Королевстве, поставляется без проблем. После прекращения применения Директивы различные интернет-магазины в Соединённом Королевстве могут вообще прекратить продажу во все государства-члены ЕС, или делать это на новых, более сложных условиях, и с более высокими затратами для потребителей. В то же время поставщики услуг могут увидеть в этой ситуации возможность для расширения своей деятельности на рынках ЕС в иной форме, что вместо нанесения ущерба может оказаться для потребителей более полезным. Например, уже с весны 2018 года идут разговоры о том, что уже в нынешнем году Amazon может начать оперировать склад в Стокгольме, а это означает, что интернет-магазин будет иметь шведский доменный адрес, и значительно сократится время поставки в северных странах.
    Известно, что многие отечественные фирмы начали расширять свою деятельность, чтобы оказывать конкуренцию иностранным, в частности китайским фирмам, предлагая всё более широкий выбор товаров и более короткие сроки поставки. Несмотря на то, что в сравнении с Amazon их выбор ограничен, они тем не менее являются хорошей альтернативой на местном рынке.
    Для того, чтобы успешно выйти из создавшейся ситуации, рекомендуется начать применять превентивные меры. Предприятия, учреждённые в Соединённом Королевстве, занимаются этим уже некоторое время, например, рассматривая возможность перенести свою деятельность в какое-либо иное государство-член ЕС, подпадая таким образом под действие льготного режима даже после Брексита. Предприятиям, продающим на рынок Соединённого Королевства, также следует начать применять меры для того, чтобы их будущая деятельность соответствовала законам Соединённого Королевства, если те останутся единственными нормами, регулирующими эту деятельность. Однако также следует принимать во внимание таможенные правила, которые после Брексита могут измениться, и повлечь за собой существенные дополнительные затраты для предприятий и потребителей, а также вопросы защиты данных, так как Соединённое Королевство вероятно выйдет из-под действия совместно согласованных правил ЕС по защите данных.
    Важные даты, связанные с Брекситом:
    21 января 2019 – дата, указанная в Законе о выходе из Европейского союза, т.е. последняя дата, к которой правительство Соединённого Королевства должно сделать заявление о том, что принципиальное соглашение не достигнуто
    29 марта 2019 – дата выхода Соединённого Королевства согласно уведомлению по статье 50
    30 декабря 2020 – на сегодняшний день конец переходного периода, если стороны достигнут соглашения о выходе
  • Самое читаемое
Статьи по теме

Infortar показал рекордные квартальные результаты
В первом квартале этого года результаты Infortar, который в конце прошлого года был включен в основной список Таллиннской биржи, оказались рекордными. Выручка компании выросла до 373 миллионов евро, а прибыль – до 62 миллионов евро.
В первом квартале этого года результаты Infortar, который в конце прошлого года был включен в основной список Таллиннской биржи, оказались рекордными. Выручка компании выросла до 373 миллионов евро, а прибыль – до 62 миллионов евро.
Тоомас Кихо: могут ли Нымме или Ласнамяэ отделиться от Таллинна?
Горуправа Таллинна неизбежно должна думать о всей стране, пишет главный редактор журнала Akadeemia Тоомас Кихо в ответ на опрос лидеров общественного мнения от Äripäev.
Горуправа Таллинна неизбежно должна думать о всей стране, пишет главный редактор журнала Akadeemia Тоомас Кихо в ответ на опрос лидеров общественного мнения от Äripäev.
Олави Лепп: руководитель работает во имя хорошего настроения
По словам финалиста конкурса лучших руководителей, главы Swedbank Eesti Олави Леппа, он не верит, что под давлением, которое создают руководители, можно достигнуть хороших результатов. «Если ты входишь в офис с тяжелым вздохом, что-то пошло совершенно не так», – говорит топ-руководитель, выступающий за культуру хорошего настроения.
По словам финалиста конкурса лучших руководителей, главы Swedbank Eesti Олави Леппа, он не верит, что под давлением, которое создают руководители, можно достигнуть хороших результатов. «Если ты входишь в офис с тяжелым вздохом, что-то пошло совершенно не так», – говорит топ-руководитель, выступающий за культуру хорошего настроения.