Таллиннский бюджет: сокращение, пособия и миллион на подготовку к кризисам

    С таллиннским строительством во многом придется повременить, признается мэр столицы Михаил Кылварт.Фото: Andras Kralla

    В новом таллиннском бюджете отдельной строкой прописана подготовка к кризисным ситуациям. Уже сейчас запланированы госпоставки на закупку запасов стратегического питания, генераторов, одеял, переносных кроватей – всего того, что необходимо при различных возможных кризисах. О новом бюджете «Деловым ведомостям» рассказал мэр столицы Михаил Кылварт.

    Судьба Горхолла станет яснее к концу года

    Уже наверняка понятно, от чего городу придется отказаться. Чего вам жаль больше всего?
    Безусловно, жаль, что придется сдвинуть некоторые инвестиционные проекты – некоторые на год, некоторые на более отдаленную перспективу. Есть определенные надежды, что рынок недвижимости и строительный рынок, соответственно, стабилизируется, и цены, если не будут падать, то хотя бы не будут расти. Хотя есть некоторые ожидания, что цены скорректируются и в сторону падения. Тогда тот объем средств, которые мы запланировали на инвестиции, можно будет увеличить и какие-то планы пересмотреть.
    Больше всего споров, по словам Евгения Осиновского, вызвали как раз инвестиции города в строительство. Понятно, что не все проекты будут реализованы, но на какие конкретно уступки пришлось пойти?
    Что касается инвестиционных проектов, то здесь, скорее, представлены те сферы, которые курируют вице-мэры из Центристской партии, поэтому предложения по сокращению расходов приходилось делать, скорее, нам, чем партнерам.
    Найдется ли в бюджете место для Таллиннской больницы?
    Строительство Таллиннской больницы откладывается, прежде всего, потому, что государство лишило нас европейской поддержки, но мы продолжаем проектирование, то есть средства, которые были на это заложены, мы не будем забирать из бюджета. Реализация такого проекта в любом случае требует достаточно много времени, за это время на политическом Олимпе еще несколько раз поменяется правительство, и мы надеемся, что рано или поздно придет коалиция, которая понимает экзистенциальную необходимость этого строительства. Сам процесс проектирования занимает два года, поэтому есть время, чтобы поискать финансирование.
    Каковы планы относительно Горхолла?
    С Горхоллом у нас был план, несмотря на то, что в стратегии развития были заложены городские средства на его ремонт, заморозить их для строительства Таллиннской больницы. Сейчас у нас другие вызовы – экономический кризис, но план остался тот же: мы хотим найти инвестора, который будет заинтересован отстроить на свои средства сам Горхолл и прилегающие территории. Прилегающая территория – как раз та коммерческая мотивация, которая, на наш взгляд, должна привлечь инвестора нести расходы, связанные с Горхоллом. Это не просто теория, мы провели анализ исследования рынка и уже получили несколько предложений, но официально представить концепцию и объявить конкурс мы планируем к концу года.
    У города есть кредиты, процентные ставки растут. В какой мере инфляция и подорожание этих кредитов заставили вас скорректировать бюджетные планы?
    У города последние годы была достаточно низкая по сравнению с другими местными самоуправлениями кредитная нагрузка. Сейчас она колеблется в пределах 25%, и это, конечно, все равно много. Таллинн, безусловно, тоже ощутит рост Euribor. У нас заключены рамочные договоры, которые позволяют брать кредиты на очень выгодных условиях, но выплаты по обслуживанию кредитов достаточно существенно возрастут. В следующем году на это предусмотрено порядка 5 миллионов.

    Хозрасходы сократят на 10%

    Таллинн испытывает довольно большие трудности с расселением беженцев и очередями в муниципальных домах. Что обещает бюджет в этой области?
    На самом деле, честный ответ на этот вопрос – бюджет ничего не обещает в этой области. Мы не в состоянии нести весь груз ответственности за прием беженцев, который морально на нас возлагает государство. У города нет собственных площадей, и мы не можем отдавать приоритет беженцам по сравнению с нашими людьми, поэтому это происходит в порядке общей очереди, а метраж муниципального жилья крайне ограничен. Здесь муниципальные власти не могут, к сожалению, прийти на помощь. Но, как известно, в связи с беженцами Таллинн взял на себя большую нагрузку в образовательной и социальной сфере, что также, безусловно, означает нагрузку на бюджет.
    Чего ждать таллиннцам в области строительства дорог? В госбюджете этим решили пожертвовать. Какие планы у вас?
    Бюджет на строительство дорог будет сокращен. В этом году достаточно много проектов дорожного строительства не было запущено: были сложности на рынке, и не все госпоставки удалось успешно завершить. Кроме того, в этом году и так достаточно серьезная нагрузка на движение в связи с рядом дорожных работ, поэтому существенная часть объема, запланированного на этот год, будет перенесена на следующий и частично будет добавлено еще.
    Легко предположить, что в кризис вырастет количество нуждающихся в социальной помощи. Сколько на это предусмотрено средств и за счет чего вы собираетесь это покрывать?
    Во-первых, на мой взгляд, во время кризиса очень важны так называемые универсальные меры социальной поддержки. И они у нас, в принципе, работают. Чтобы эти меры продолжили функционировать в прежнем объеме, необходимо вливать дополнительные средства. В кризисные годы такой социальной мерой становится бесплатный общественный транспорт. Нам регулярно задают вопросы по поводу перспективы его сохранения, и мы каждый раз заверяем, что для нас это принципиальный выбор, и именно в кризисные времена мы не собираемся отказываться от этого. Наоборот, мы будем покрывать эти расходы из городского бюджета. Один из самых больших ударов по нему – это расходы на топливо, в следующем году они будут составлять порядка 43-44 миллионов евро.
    Кроме того, есть и наши традиционные меры поддержки, такие как городская прибавка к пенсии, которая должна возрасти, а также единоразовая выплата к началу учебного нового года всем ученикам школ. В этом году сумма была небольшая, но по тому, как активно мы получали ходатайства, это было очень востребовано. Безусловно, необходимо увеличить эти суммы, но мы должны быть готовы и к тому, что городские пособия, которые связаны с уровнем дохода и выплачиваются уже в этом году в большем объеме, вырастут в следующем.
    Экономия при этом происходит за счет сокращения объемов инвестиций и расходов на содержание городской системы управления. В этом году мы заложили сокращение на 10%, это примерно 6-7 миллионов.
    Речь идет не об увольнениях, а о хозяйственных расходах, например, на командировки и так далее. Мы также вводим меры экономии электроэнергии, меняем в следующем году систему отопления в различных учреждениях.
    Один из способов сэкономить – это, очевидно, сделать социальные пособия адресными и по потребности, а не раздавать их всем без разбору. Насколько вы готовы к этому?
    На мой взгляд, как раз в кризисное время необходимы универсальные меры поддержки, хотя адресная поддержка у нас, безусловно, тоже есть – это как раз те пособия, которые связаны с уровнем дохода и где необходим процесс ходатайства и оценки.
    Очевидная проблема столицы – это транспортная система, о которой мы уже немного говорили. Город перегружен в том числе из-за потока машин из пригородов. Как бюджет поддерживает решение транспортных проблем и как вы договариваетесь с соседними самоуправлениями?
    Сейчас идут переговоры с волостью Раэ по поводу возможного использования таллиннского городского общественного транспорта, то есть создания новых маршрутов. Мы видим тенденцию, что люди очень активно пересаживаются на общественный транспорт. Это, конечно, связано не с сознательным выбором, а с экономическим положением: точно так же, как в период ковида все наблюдали, как люди пересаживаются на личный транспорт, сейчас очень активно идет обратный процесс. В идеале необходимо создать общую транспортную систему, которая объединила бы столицу и соседние волости и города. Но проблема заключается в том, что Таллинн уже сейчас пропорционально расходует значительно больше на общественный транспорт, чем наши соседи. Это означает, что такая общая транспортная сеть возможна только в том случае, если и наши соседи увеличат расходы на общественный транспорт или государство возьмет на себя дополнительную нагрузку.
    Почему нельзя ввести какую-то минимальную плату хотя бы в несколько евро? Это уже дало бы городу существенную экономию и, может быть, позволило бы открыть какие-то маршруты.
    Мы периодически открываем новые маршруты, но я не очень представляю себе, что таллиннцы теперь начнут платить за общественный транспорт и за счет этого мы обеспечим сообщение с ближайшими волостями, я думаю, это был бы неправильный подход.

    Может быть хуже

    Один из способов увеличить доходную базу местных самоуправлений – это ввести местные налоги. У нас их сравнительно мало, в то время как в Риге с нового года будет введен туристический налог. Что помешало ввести его у нас?
    Несколько лет назад я пытался достаточно активно снова поднять эту тему, обсуждал ее с представителями государственных учреждений, мы проводили тогда конференции на эту тему, обсуждали с туристическим сектором этот вопрос, но не нашли нигде поддержки. Как известно, город сам налоги вводить не может, система налогообложения у нас регулируется государством. Должен признать, что для меня абсолютно непонятно противодействие этому закону, потому что, грубо говоря, это с пола поднятые деньги – ни в одной стране, ни в одном городе этот налог не повлиял на количество туристов.
    Я как раз разговаривал с мэром Вильнюса. Он говорит, что уходящий год для них был просто шикарным по количеству туристов. И это не маргинальные цифры, на самом деле. В доковидный период у нас было примерно 2 000 700 ночей в гостиницах.
    По оценкам, в этом году объем туристов из-за границы восстановился примерно на 80%, и он будет в следующем году, безусловно, расти, если не случится чего-то экстраординарного, что в последние годы в нашем мире случается. А это значит около трех миллионов ночей. Простая арифметика: умножим на 2-3 евро и получим 6 млн минус расходы на администрирование налогов. Думаю, что система должна быть простой и дифференцированной в зависимости от уровня гостиниц – от полутора до трех евро.
    Налог должен касаться только постояльцев гостиниц или клиентов Airbnb и Booking тоже?
    Когда мы этот вопрос обсуждали, мое четкое убеждение было в том, что это было бы справедливо и по отношению к гостиничному бизнесу и вообще по отношению к системе налогообложения. Конечно, этот налог должны были бы платить и клиенты платформ, которые позволяют арендовать жилье.
    О каких еще местных налогах можно было бы подумать в Таллинне?
    Если помните, в Таллинне был налог на продажу. Тогда критика, которая обрушилась на город, прежде всего, заключалась в том, что из-за налога на продажу поднимутся розничные цены. Этот налог у нас был, если я правильно помню, два или три года, приносил доход городу и на розничные цены не повлиял. В данный конкретный момент, конечно, было бы немыслимо его вводить, но в будущем почему бы и нет? Это нормально, когда есть общее понимание, что бизнес в городе процветает в том числе благодаря городской инфраструктуре и должно быть сотрудничество бизнеса и общественного сектора, в данном случае самоуправления. Это нормально, что бизнес участвует в развитии города, и налог с продаж был бы правильным инструментом. Сейчас об этом нет смысла говорить, а вот туристический налог не теряет актуальности независимо ни от каких времен. На туризм, по большому счету, это не влияет.
    Каким будет этот будущий бюджет? Вам удастся сохранить баланс или он все-таки будет дефицитным?
    Нет, дефицитного бюджета не будет, он будет сбалансированным. Более того, мы по-прежнему сохраняем резервы на случай более тяжелых времен. Периодически в последние два года казалось, что хуже уже быть не может, но, оказывается, может. Поэтому мы обязательно закладываем в бюджет и резервы на случай кризисов. Более того, у нас будет отдельной строкой подготовка к кризисным ситуациям. Уже сейчас запланированы госпоставки на закупку запасов стратегического питания, генераторов, одеял, переносных кроватей – всего того, что необходимо при различных возможных кризисах.
    Каков объем этого резерва?
    У нас есть кризисные планы на случай возможных техногенных аварий, неожиданного наплыва беженцев в большом количестве.
    Военной агрессии в том числе?
    Да, у нас есть карта мест размещения, рассчитанных примерно на 30-40 000 человек, так называемое кризисное оперативное размещение. Мы хотим, чтобы эта готовность была не только на бумаге, но и по материальной базе.
    Что это означает в цифрах?
    Мы планируем в следующем году уложиться в миллион.

    Что ждет экономику Эстонии в будущем? Узнаем на Эстонском деловом форуме

    •На вопросы об инфляции, экономическом положении населения, состоянии ключевых секторов и главных торговых партнеров Эстонии ответит Наталья Вийльманн - доктор экономических наук, экономист Банка Эстонии.

    •Бизнес-план Эстонии на 2023 год представит министр предпринимательства Кристьян Ярван.

    Эстонский деловой форум 2023

    24 ноября, Swissotel Таллинн

    Программа и регистрация

  • Самое читаемое
Статьи по теме

Результаты Alphabet вызвали ралли на вторичном рынке
Экономические результаты Alphabet, превзошедшие прогнозы аналитиков, подняли акции материнской компании Google более чем на десять процентов на вторичном рынке.
Экономические результаты Alphabet, превзошедшие прогнозы аналитиков, подняли акции материнской компании Google более чем на десять процентов на вторичном рынке.
Работает – не трогай: решая в Нарве проблемы, министры их создают
Последние годы правительство активно взялось за Нарву. Министры стремительно решают застарелые проблемы, за которые раньше почему-то никто не брался – так это, наверное, видится из Таллинна. Но для многих нарвитян все выглядит ровно наоборот: министры одну за другой создают для них новые и совершенно нерешаемые проблемы.
Последние годы правительство активно взялось за Нарву. Министры стремительно решают застарелые проблемы, за которые раньше почему-то никто не брался – так это, наверное, видится из Таллинна. Но для многих нарвитян все выглядит ровно наоборот: министры одну за другой создают для них новые и совершенно нерешаемые проблемы.
Президент Bolt: писать для чиновников законопроекты – нормально
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.