Бизнесмен, пострадавший из-за задержанных криптовалютных миллионеров: справедливость существует

    Максим Величко, потерявший из-за деятельности банка Polybius 64 000 евро, верит, что хотя бы часть средств удастся вернуть.Фото: Andras Kralla

    «Я, конечно, очень рад. За эти два года, прошедшие с того момента, как возбудили уголовное дело, я, честно говоря, уже потерял надежду на то, что правосудие свершится, и эти люди, которые обманули огромное количество инвесторов, понесут какое-либо наказание», - говорит инвестор Максим Величко, пострадавший от деятельности задержанных в воскресенье ида-вируских криптовалютных миллионеров Ивана Турыгина и Сергея Потапенко.

    Два года назад он уже проиграл бизнесменам суд, пытаясь вернуть свои деньги, вложенные в 2017 году в криптобанк Polybius. Тогда Величко пытался получить инвестированные 64 000 евро с помощью гражданского производства, но эстонский суд встал на другую сторону.

    Злоупотребили доверием

    «Токены, которые я получил за свои деньги, хранились в кошельке на сервере у Polybius. Дальше они заблокировали доступ к этому кошельку и насильственным образом перевели токены в Osom (очередной проект Турыгина и Потапенко – ред.). Я никогда этими [новыми] токенами не пользовался, потому что изначально считал, что вся эта операция является мошенничеством. Я вкладывался конкретно в банк Polybius. Как только стало известно, что банка не будет, я потерял интерес к тому, чтобы продолжать данный проект, и обратился в суд с требованием вернуть мне вложенные деньги. Я не претендовал на десятикратную прибыль, которую они заработали», - рассказывает Величко.
    Он замечает, что у Турыгина и Потапенко были все возможности вернуть средства инвесторам, более того, учитывая рост биткоина, у них была возможность выплатить инвесторам ожидаемые 20% доходности, как они обещали в своих изначальных официальных сообщениях.

    «Не позднее чем с декабря 2013 года и минимум вплоть до августа 2022 года, Потапенко, Турыгин и другие совершили ряд взаимосвязанных мошенничеств, связанных с криптовалютой. В ходе этого мошенничества подозреваемые побудили минимум сотни тысяч инвесторов по всему миру инвестировать и иным образом приобретать связанные с криптовалютой продукты и услуги, основанные на, по сути, ложных и мошеннических утверждениях и обещаниях. Потапенко, Турыгин и другие использовали доход от каждого привлечения средств, чтобы финансировать следующее, убеждали потерпевших переводить свои инвестиции из одного проекта в другой и даже, более нагло, присваивали (крали) деньги, инвестированные потерпевшими».

    Источник: Окружной суд Западного округа штата Вашингтон

    После того, как Госсуд отказался рассматривать дело Величко, он и ряд инвесторов, пострадавших от деятельности Polybius, составили исковое заявление о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества и отмывания денежных средств. В том деле, которое расследует эстонская полиция, 5-6 заявителей, кроме того, по словам Максима Величко, огромное количество людей по тем или иным причинам не присоединились к этому иску.
    У него нет непосредственной информации о том, что происходило в ходе следствия Центральной криминальной полиции в течение двух последних лет, но, узнав из новостей о задержании бизнесменов, он сделал вывод, что факты подтвердились.
    «Правоохранительные органы провели солидную работу и выявили те факты, о которых я говорил еще четыре года назад. Эта новость подтверждает, что правосудие существует. В данном случае имело место общественно значимое преступление, поскольку потерпевшими оказалось огромное количество простых людей, которые, поверив обещаниям Турыгина и Потапенко о создании банка, понесли свои деньги в надежде на то, что это будет новое слово в технологиях и финансах. А их доверием злоупотребили», - говорит Величко.
    Он напоминает, что в 2017 году, когда Турыгин с Потапенко собирали деньги для банка Polybius, курс биткоина составлял порядка 2000 евро. «Собранные 25 млн, из которых большая часть, видимо, была в криптовалюте, с учетом роста курса через полтора года выросли в 250-350 млн, - напоминает он. - Надеюсь, что с помощью ФБР и эстонских правоохранительных органов какая-то часть денег будет возвращена пострадавшим инвесторам».
    По его словам, ФБР с ним не связывалась, но он был бы рад сотрудничать с государственными органами, которые способны довести это дело до конца и в том числе возместить инвесторам ущерб.

    И на адмирала бывает проруха

    Совладелец Admiral Markets AS Александр Цихилов в свое время тоже оказался среди инвесторов печально знаменитого «первого в мире цифрового банка» Polybius, основатели которого Сергей Потапенко и Иван Турыгин подозреваются теперь в криптомошенничестве и отмывании 575 миллионов долларов.
    По словам инвестора, в 2017 году он инвестировал в Polybius несколько биткоинов, которые тогда еще стоили очень дешево. «В конечном итоге я потерял немного, тем более, что я эти активы продал - и не по нулевой цене, естественно. Потери, конечно, были, но не катастрофические», - признается он.
    Он вспоминает, что как раз тогда происходил криптовалютный бум и появлялось много новых проектов, а самая организация внушала доверие. «Я примерно представлял, что они хотят делать, какую команду они нанимают, знал людей, которые будут формировать эту команду. Мне тогда показалось, что подход достаточно серьезный: в Западной Европе собирались создать финансовую компанию, у которой тогда еще не было лицензии, активно разрабатывался продукт – все выглядело солидно», - поясняет он причины, по которым решил инвестировать в проект.
    По мнению Величко, тогдашний успех Турыгина и Потапенко объясняется тем, что они попали в правильное время. «2017 год стал годом блокчейна - технологии, которая обещала войти во все сферы жизни, свою роль сыграла рекламная кампания, проведенная в средствах массовой информации. К тому же они привлекли достаточно ярких консультантов из сферы криптовалюты, IT, работников уважаемых банков», - поясняет Величко причины, заставившие его испытывать доверие к криптобанку Polybius.
    По его словам, Турыгин и Потапенко позиционировали себя как бизнесмены, которые уже создали успешную платформу для майнинга HashCoins (первый проект Турыгина и Потапенко занимался продажами майнингового оборудования. - прим. ред.), поэтому инвесторы испытывали к ним доверие. «Им доверяли банки, эстонские контролирующие органы не делали о них никаких предупреждений, у них был представительский офис – то есть были все атрибуты успешного бизнеса», - замечает он.

    «Рано или поздно этим должны были заняться»

    Известие о том, что организаторы фирмы взяты под стражу, не стало неожиданностью для Александра Цихилова. «У них были сомнительные проекты, связанные с продажей вычислительной мощности для майнинга. Там, насколько я понимаю, действительно были махинации, но это в какой-то момент стало распространенным явлением, этим грешила не только данная организация. Это их, конечно, не извиняет, но, тем не менее, была такая общая практика, когда продавались так называемые полосы пропускания. Люди покупали так называемый хэшрейт в рамках общей мощности майнинга и рассчитывали, что им будут пропорционально этой мощности выплачиваться вознаграждения. С этой пропорцией было много махинаций: в какой-то момент они останавливали выплаты, в какой-то выплачивали гораздо меньше, чем эта полоса должна была намайнить», - поясняет Цихилов.
    По его словам, все подробности ему не известны, но слухи об этом ходили давно. «Это звучало в частных разговорах с людьми, которые туда тоже инвестировали. Общая картина была такая, а в конечном итоге все вообще закрылось. Рано или поздно этим должны были заняться», - замечает он.
    В Эстонии, по мнению Цихилова, криптовалюта регулируется примерно так же, как это делается во всей Европе, но система контроля несовершенна. «В свое время было выдано огромное количество разрешений на эту деятельность – на пике доходило до 1500. Потом власти спохватились и стали наводить там порядок, очень много разрешений было отозвано, но серьезно этим так и не занялись», - говорит Цихилов.
    В то же время он уверен, что подобные громкие уголовные дела никак не дискредитируют криптовалюту в целом. «Криптовалюта здесь не при чем, это все равно что обвинять нож в том, что им иногда режут людей на улицах. Это прекрасная вещь и всеми признанный тип актива для размещения инвестиций, хоть и достаточно высокорисковый, но ведь любым активом можно злоупотреблять. В конечном итоге необходимо оценивать всю картину целиком, а не по отдельному эпизоду, произошедшему у нас в стране», - настаивает он.
    В 2018-2019 годах деятельность криптовалютных компаний в Эстонии действительно контролировалась недостаточно, считает и Величко, предпочитающий теперь вкладываться в недвижимость. Он подчеркивает, что в результате деятельности ида-вируских криптомиллионеров пострадало огромное количество людей из разных стран.
    «Это должно стать примером того, как нельзя делать международный бизнес. Для Эстонии как ИТ-страны это большое пятно на репутации, но теперь я чувствую себя удовлетворенным в этой истории, - говорит Максим Величко. - Хочется верить, что это дело будет доведено до конца и часть инвесторов все-таки получит свои средства назад. Учитывая, что активы Турыгина и Потапенко найдены и арестованы, надеюсь, что в этом плане работа продолжается».
    Представители задержанных бизнесменов до сих пор все обвинения отвергали. Как сообщал «ДВ» еще два года назад представитель одной из компаний Турыгина и Потапенко, Hashflare, Юри Сирель, на нее через разные инстанции (суд, арбитраж) подавали жалобы около 200 человек. «Жалуются, в основном люди, которые не смогли заработать деньги из-за падения курса криптовалют, зато когда они росли, эти же самые люди зарабатывали и выводили деньги через Hashflare, - утверждал он. - 99% дел в судах и арбитражах мы выиграли».
  • Самое читаемое
Статьи по теме

Результаты Alphabet вызвали ралли на вторичном рынке
Экономические результаты Alphabet, превзошедшие прогнозы аналитиков, подняли акции материнской компании Google более чем на десять процентов на вторичном рынке.
Экономические результаты Alphabet, превзошедшие прогнозы аналитиков, подняли акции материнской компании Google более чем на десять процентов на вторичном рынке.
Работает – не трогай: решая в Нарве проблемы, министры их создают
Последние годы правительство активно взялось за Нарву. Министры стремительно решают застарелые проблемы, за которые раньше почему-то никто не брался – так это, наверное, видится из Таллинна. Но для многих нарвитян все выглядит ровно наоборот: министры одну за другой создают для них новые и совершенно нерешаемые проблемы.
Последние годы правительство активно взялось за Нарву. Министры стремительно решают застарелые проблемы, за которые раньше почему-то никто не брался – так это, наверное, видится из Таллинна. Но для многих нарвитян все выглядит ровно наоборот: министры одну за другой создают для них новые и совершенно нерешаемые проблемы.
Президент Bolt: писать для чиновников законопроекты – нормально
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.