Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Экспорт вышел в плюс

    Фото: Pixabay

    На этой неделе Департамент статистики опубликовал радостное сообщение, согласно которому в феврале экспорт увеличился. Хотя продолжавшийся более полугода спад таким образом закончился, однако в ближайшие месяцы особенно высокого роста ожидать, по всей видимости, не приходится.

    Большой рост экспорта в настоящее время все еще остается временным явлением
    Опубликованные в начале недели данные по внешней торговле подтвердили, что в феврале эстонский экспорт вырос. Это первый месяц, когда, начиная с июня прошлого года, экспорт в годовом сравнении увеличился. На удачный месяц указывает и рост в феврале промышленной продукции, на который уже ссылались ранее. Всего было экспортировано эстонских товаров на 921 миллион евро, что на 7% больше по сравнению с прошлым годом. Положительные эмоции охлаждает знание того факта, что главная причина большого роста – низкая сравнительная база прошлого года. Февраль 2015 года сложился для эстонской внешней торговли крайне неудачно – по сравнению с февралем 2014 года экспорт тогда снизился на 7%.
    Подавляющая часть роста была получена за счет увеличения продажи реэкспортируемых товаров. Если экспорт отечественной продукции увеличился в феврале на 3%, то продажа за рубеж товаров, при экспорте которых эстонские предприятия играют посредническую роль, выросла на целых 18%. Хотя 2015 год и выдался для оптовой торговли и транспортного сектора крайне трудным, роль именно посредников в увеличении экспорта все же нельзя недооценивать. Наибольший вклад в увеличение эстонского экспорта в феврале внесла мебельная промышленность, которая почти полностью основана на отечественном производстве. Экспорт мебели, матрасов и т.п. вырос по сравнению с февралем 2015 года на 20%, или на 13,5 миллионов евро. Хорошие результаты мебельной промышленности неожиданно дали и ощутимый региональный эффект. Многие работающие в этой сфере предприятия сосредоточены в Вильяндимаа, и успехи отрасли вызвали на местном рынке труда ажиотажный спрос на квалифицированную рабочую силу. Представляется вполне вероятным, что успехи отрасли внесли в 2015 году свою лепту и в рост зарплат в Вильяндиском уезде, который был на 12,5% больше, чем по всей Эстонии.
    Большой вклад в рост экспорта внес также экспорт моторных транспортных средств и прицепов, который по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличился на 19%, или более чем на 8 миллионов евро. Несмотря на рост продаж производимых в Эстонии прицепов, основную роль в увеличении сыграл экспорт легковых автомобилей. Поскольку известно, что в Эстонии они не производятся, высокие показатели экспорта означают, что часть ввозимых к нам автомобилей немедленно отправляется дальше, в какую-нибудь из следующих стран. В феврале автомобили реэкспортировались из Эстонии в основном в Латвию и Литву, а также во Францию и Германию. В ценовой политике автопроизводителей в зависимости от страны могут наблюдаться большие различия, вследствие чего часть реэкспортированных транспортных средств может отправляться назад, в страну своего происхождения.
    Экспорт электрооборудования, тянувший в предыдущие месяцы показатели экспорта вниз, в феврале увеличился на 5%. В целом экспорт электрооборудования составляет более 20% от совокупного экспорта Эстонии, вследствие чего данная сфера оказывает большое влияние на макропоказатели. В прошлом снижение экспорта электрооборудования было обусловлено спадом объема производства крупного производителя, доминировавшего в отрасли, однако в последние месяцы количество новых заказов в электронной промышленности вновь стало расти.
     Рост объемов экспорта деревообрабатывающей промышленности, которая существенно влияет на объем экспорта в целом, также сыграл положительную роль. Продажа изделий из древесины увеличилась в основном в Швецию и Финляндию – соответственно, на 14% и 18%, однако в то же время удалось увеличить и экспорт в Великобританию.
    Хотя в этом году и прогнозируется увеличение эстонского экспорта, цифры роста в ближайшие месяцы едва ли достигнут 7%. Помнится, в марте и апреле 2015 года экспорт еще успешно прирастал, поэтому в годовом сравнении столь высокий рост представляется маловероятным. Однако начиная с лета торговые показатели Эстонии должны начать улучшаться, так как спрос партнеров растет или по крайней мере стабилизировался.
     Как обстоят дела у важнейшего торгового партнера Эстонии – Финляндии?
     Хотя по совокупному объему экспорта важнейшим торговым партнером Эстонии является Швеция, если иметь в виду распределенность по группам товаров и количество предприятий, связанных с целевым рынком, то для нашей экономики в целом важнее то, как обстоят дела у северного соседа – Финляндии. Хотя в прошлом году Финляндия вышла из экономического спада, аналитики согласно прогнозируют очень медленное восстановление экономики страны. Несмотря на то, что с учетом сезонных колебаний уровень безработицы снижается, снижение происходит черепашьими темпами.  Чувство уверенности финских потребителей по-прежнему ниже исторического уровня, хотя оценки финнами экономической ситуации несколько улучшились, и в марте уверенность потребителей уже вплотную приблизилась к многолетнему среднему показателю. В марте 36% финнов верили в то, что в течение ближайших 12 месяцев экономическая ситуация в стране улучшится, однако 26% опасались ее ухудшения. Оценка обычными людьми ситуации на рынке труда остается довольно мрачной: если в снижение безработицы в течение года верил 21% финнов, то 42% считали вероятным ее рост. Впрочем, по сравнению с прошлыми годами страх финнов оказаться безработными все-таки уменьшился. Выросший оптимизм потребителей проявляется в росте объемов продаж розничной торговли, где доминирует существенно увеличившаяся продажа автомобилей.
     Лучше обстоят дела и в промышленности Финляндии. Если спад промышленного производства стал в Финляндии едва ли не нормой, то в феврале объем продукции вырос на 1,5%. В основном поддерживает промышленность все же отечественный спрос, так как экспорт страны переживает спад уже с июля прошлого года. Несмотря на рост, пережившая жесточайший спад финская промышленность по объему продукции остается на уровне, сопоставимом с уровнем 15-летней давности. Объем промышленной продукции, если сравнивать с периодом подъема в начале 2008 года, на 20% меньше прежнего.
     
    Autor: Ася Чикина, журналист
  • Самое читаемое
Результаты Alphabet вызвали ралли на вторичном рынке
Экономические результаты Alphabet, превзошедшие прогнозы аналитиков, подняли акции материнской компании Google более чем на десять процентов на вторичном рынке.
Экономические результаты Alphabet, превзошедшие прогнозы аналитиков, подняли акции материнской компании Google более чем на десять процентов на вторичном рынке.
Работает – не трогай: решая в Нарве проблемы, министры их создают
Последние годы правительство активно взялось за Нарву. Министры стремительно решают застарелые проблемы, за которые раньше почему-то никто не брался – так это, наверное, видится из Таллинна. Но для многих нарвитян все выглядит ровно наоборот: министры одну за другой создают для них новые и совершенно нерешаемые проблемы.
Последние годы правительство активно взялось за Нарву. Министры стремительно решают застарелые проблемы, за которые раньше почему-то никто не брался – так это, наверное, видится из Таллинна. Но для многих нарвитян все выглядит ровно наоборот: министры одну за другой создают для них новые и совершенно нерешаемые проблемы.
Президент Bolt: писать для чиновников законопроекты – нормально
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.