Украинская предпринимательница: «Мы хотели не просто заработать, а показать Эстонии, что такое хороший сервис»

    Украинская бизнес-вумен Леся Рабошук рассказала о том, чем ее удивила эстонская индустрия красоты.Фото: Личный архив

    12 стран мира, 35 городов – масштаб франчайзинговой компании G. Bar, основательницами которой стали две украинки – Лера Бородина и Сабина Мусина. Путь от 1 до 66 бьюти-баров по всему миру они прошли за девять лет. В 2019 году открылся и франчайзинговый бьюти-бар G. Bar Tallinn.

    Маркетолог по образованию, перфекционист по жизни – франчайзи Леся Рабошук рассказала ДВ об истории построения украинского бизнеса в Эстонии.
    «Мы хотели не просто заработать. У нас была высокая цель – показать Эстонии, что такое хороший сервис, и научить его предоставлять. Мы видим, что задали уровень, к которому другие начали стремиться», – говорит она.
    Один из секретов успеха G. Bar, по ее словам, заключается в его управлении: все франчайзи имеют опыт в предпринимательстве, среди них нет мастеров по предоставлению услуг.
    «Бизнес – это зависимость. К G. Bar я отношусь как к особенному пространству. Я никогда к нему не относилась просто как к салону красоты. Мы заходили в эту франшизу как в бизнес, а не в суперидею участника клуба G. Bar», – говорит Леся Рабошук.
    Первоначальная инвестиция составила 130 000 евро, включая затраты на открытие, лицензионный и паушальный взносы. Однако карантин внес свои коррективы, и было принято экстренное решение о дополнительной инвестиции еще в 30% от изначальной суммы. Таким образом Лесе удалось избежать закрытия бизнеса без увольнения сотрудников.
    Но уже осенью 2023-го экономический кризис вновь ударил по рентабельности, которая за два месяца упала на 30%, а в сравнении с октябрем 2022-го и вовсе на 56%. Усугубила ситуацию реакция рынка, считает Леся.
    «Наши прямые конкуренты, с которыми мы были в одном ценовом сегменте, среагировали глобальными скидками до 50%. И это не могло привести ни к чему хорошему. Но мы к этому были готовы и снова сделали небольшое доинвестирование без потери сотрудников. Открывая бизнес, еще в 2019 году мы уже понимали, что это рано или поздно случится. В бизнес-среде об этом говорили, и все понимали, что рынок на таком высоком подъеме, что дальше ему уже расти было некуда», – вспоминает предпринимательница.
    Благодаря опыту в маркетинге, постоянному исследованию рынка и экономических прогнозов, ей удалось выйти в прибыль за несколько месяцев. Средний показатель рентабельности Girls Beauty Bar OÜ сейчас составляет, по ее словам, 8-9%. Однако очередной экономический кризис привел к образованию небольшой задолженности по налогам, которую пришлось реструктуризировать.

    «Русским салоном быть не собирались»

    В основном клиентура G. Bar Tallinn – это местные жители. Эстонских клиентов около 90%, еще 7-8% – украинцы, остальные – иностранцы из Бразилии, Индии, Италии, Британии. За качественным сервисом на регулярной основе приезжают и финны.
    «Мы не позиционируем себя как эстонский салон, хотя мастера владеют государственным языком на уровне А2. Русским салоном мы принципиально не собирались быть. Все наше эстонское окружение говорило о том, что к нам никто не пойдет. Мы не развивались с целью привести в этот бизнес украинских клиентов. Мы были направлены именно на эстонский рынок», – говорит хозяйка салона.
    Каждые шесть месяцев руководство бьюти-бара пересматривает цены.Фото: Личный архив
    Высокий сервис мастера, по ее словам, хорошо оплачивается: 60-70% уходит на зарплатный фонд, а заработная плата сотрудника G. Bar варьируется от 1200 до 3000 евро брутто.
    «В Эстонии есть всего несколько салонов, которые трудоустраивают. Остальные работают, арендуя рабочее место: почасово, подневно или помесячно», – поясняет она.
    Первая коррекция цен произошла спустя год существования бьюти-бара. За четыре с половиной года они выросли выше среднего ценового сегмента, но не перешли в люксовый.
    «Наши клиенты начали нас просить и говорить, что так нельзя, – смеется Леся. – Решение о выходе из среднего сегмента мы приняли во втором квартале 2023 года. На это повлияла инфляция, рост себестоимости материалов, маржинальные показатели. Но сейчас мы уже снизили маржу, ушли в некоторых услугах в ноль. При коррекции мы отталкиваемся в первую очередь от своих показателей и только потом анализируем ситуацию на рынке. Мы пришли к решению о пересмотре цен каждые шесть месяцев на основании ранее проведенного анализа».

    Свежий взгляд на привычные услуги

    Изначально G. Bar создавался как пространство для украинских женщин. Однако ухаживать за собой все больше стремятся и мужчины. От 2 до 5% клиентов в зависимости от сезона составляют именно они, предпочитая стрижку, массаж, маникюр и педикюр.
    «G. Bar в Украине не нацелен на мужскую аудиторию, хоть там обслуживают и мужчин. У нас же есть для них отдельные услуги. Это наша нотка уважения к мужчинам. Их не смущает розовый цвет стен, они приходят за вниманием, которое мы им даем», – поясняет Леся Рабошук.
    У G. Bar есть много своих фишек: клиентов бесплатно угощают шампанским, холодными и горячими напитками. Не приходится искать, куда повесить верхнюю одежду – за клиента это сделает администратор. Поначалу местным жителям это показалось очень странным.
    «Не пренебрегали и тем, чтобы отправить к нам инспекцию. Нас подозревали в том, что мы продаем алкоголь, чего мы точно не делаем. Мы прошли очень много видов проверок, в том числе Трудовой и Языковой инспекции. Часто сами конкуренты приходят к нам на разведку как клиенты. Я не вижу в этом ничего плохого. Иногда и мы тоже ходим к ним как тайные покупатели, чтобы посмотреть на себя со стороны и понять в чем мы, возможно, отстаем от них», – рассказывает предпринимательница.
    С другой стороны, и ей самой кое-что в Эстонии показалось удивительным. Когда Леся Рабошук только начинала строить свой бизнес, она обратилась в Департамент здравоохранения с предложением пересмотреть нормы безопасности.
    «Когда я переехала в Эстонию и начала посещать салоны красоты, часто я просто уходила, когда видела, что инструмент не проходил стерилизацию. Для меня это было странно, потому что такого на тот момент в Киеве не было. Все боялись заразиться СПИДом и гепатитом. Это был 2017 год, и за это время многое изменилось, конечно. Но штрафов за несоблюдение норм на законодательном уровне так и не появилось. И я считаю, что они должны быть. Но мне удалось положить начало, и некие нормы были пересмотрены», – гордится она.
    В ближайших планах у нее открытие еще одного салона в Таллинне. В перспективе она присматривается к Тарту. Есть амбиции выйти и за пределы Эстонии – на примете Хельсинки и Рига.
    «Мы начали процесс по привлечению инвесторов еще в прошлом году, но случился экономический кризис. Сейчас мы находимся в активной фазе поиска партнеров. Мы понимаем, что нам нужно расти. В данный момент расти качественно мы можем, лишь прибегая к инвестированию. Если делать это своими силами, тогда мы можем просесть в плане качества ремонта, мебели, техники. А мы этого не хотим, – поясняет Леся. – Далеко не все подходят нам как партнеры. Бизнес – это отношения, мы должны подходить друг другу. Но процесс уже запущен».
  • Самое читаемое
Статьи по теме

Убытки Ford от производства электромобилей превысили миллиард
Подразделение электромобилей Ford сообщило, что убытки в первом квартале увеличились до $1,3 млрд, или $132 000 на каждый из 10 000 проданных за квартал автомобилей. Это отразилось и на общей прибыльности компании.
Подразделение электромобилей Ford сообщило, что убытки в первом квартале увеличились до $1,3 млрд, или $132 000 на каждый из 10 000 проданных за квартал автомобилей. Это отразилось и на общей прибыльности компании.
Большой обзор рынка недвижимости: количество сделок падает, цены стабильны
Общий уровень цен на квартиры остается стабильным, несмотря на снижение спроса, пишет аналитик компании по недвижимости Restate Юлия Линде.
Общий уровень цен на квартиры остается стабильным, несмотря на снижение спроса, пишет аналитик компании по недвижимости Restate Юлия Линде.
Президент Bolt: писать для чиновников законопроекты – нормально
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.