После двухлетнего перерыва Энн Вескимяги вернулся в правление Standard.Фото: Patrik Tamm

«Эстонская швея получает 1500 евро, а украинской мы должны платить 2500? Это нелогично!»

Жители Эстонии, работающие в Финляндии, получают меньше, чем финны. Почему же тогда эстонские бизнесмены должны платить приезжим больше, чем местным, удивляется промышленник Энн Вескимяги.

По словам Вескимяги, эстонская мебельная промышленность ввозит очень большое количество швей из третьих стран: «И если наша отечественная швея получает 1500 евро, то какими глазами она будет смотреть на работающую рядом швею из Украины, которой мы должны платить 2300-2400 евро? Это неравенство порождает фрустрацию», - говорит мажоритарный владелец мебельного производства Standard.
Вы ощущаете эту фрустрацию? На предприятии Standard работает более 200 человек. Сколько из них прибыло из-за рубежа?
Сам не ощущал, но много говорил на эту тему c коллегами, в правлении Союза мебельщиков она поднимается постоянно. У нас на предприятии есть конструкторы из Испании и Португалии, но и с десяток работников из Украины.
Трудности с поиском рабочей силы сказываются на развитии компании?
Расширение предприятия сейчас тормозится дефицитом рабочей силы. Многие политики восклицают - а почему это мы должны ввозить рабочую силу из Украины, если у нас тут официально зарегистрировано примерно 30 000 безработных!
Но в реальности в Эстонии создана система, которая не вынуждает людей, окончивших курсы от Кассы по безработице, устраиваться на работу. Эти курсы организуют частные фирмы. Касса по безработице объявляет конкурс, который выигрывает фирма, предложившая самую низкую цену за свою услугу. Касса не в силах контролировать качество этих курсов, да это и не входит в ее обязанности. Мы предлагали кассе сделать так, чтобы переобучением занимались и профессиональные училища, которые могли бы успешно и компетентно с этим справиться.

Мы днем с фонарем ищем технических специалистов, потому что большая часть молодежи идет в университеты, поступить в которые просто - запишешься в пять вузов, и в какой-нибудь из них обязательно попадешь.

Мы днем с фонарем ищем технических специалистов, потому что большая часть молодежи идет в университеты, поступить в которые просто - запишешься в пять вузов, и в какой-нибудь из них обязательно попадешь. Профессиональному образованию государство уделяет недостаточно внимания. В Финляндии, например, в вузы поступает 40% вчерашних школьников, 60% идут получать какую-то профессию. У нас же 70% учеников идет в вузы и едва ли 20-25% выпускников основной школы поступают в профессиональные училища. Ту работу, которой не обучают в наших профессиональных училищах, и делают украинцы.
Что должно сделать правительство, чтобы решить проблемы с рабочей силой?
Прежде всего хотелось бы, чтобы нас выслушали и услышали. Обычно все в лучшем случае все заканчивается первым – нас выслушивают, но и только.
Сейчас к внесению в парламент готовится законопроект, связанный с рабочей силой. В нем требование, по которому иностранным работникам (высококвалифицированным специалистам – ред.) надо платить как минимум две наших средних зарплаты, снижено до полутора зарплат. Я не считаю, что это правильно. Когда наши люди ездят на работу в Финляндию, им платят там меньше, чем финнам. А мы должны платить украинцам и белорусам, приезжающим сюда на работу, полторы наших зарплаты.
Политики уже начали предвыборную кампанию. Между Центристской партией и Партией реформ возникают серьезные разногласия, одни разрешаются, возникают новые. Как вы к этому относитесь?
Я категорический противник еженедельной публикации рейтингов. Нормально было бы раз в квартал. Когда рейтинги публикуются каждую неделю, политики не осмеливаются принимать принципиальные решения. Решения принимаются не на основании анализа, а чтобы понравиться публике.
Взять, например, директивы ЕС, которые так и сыплются на Эстонию. Предпринимателей очень часто вообще не привлекают к обсуждению. А если и привлекают, то на ответ нам дают каких-то две недели. Но за две недели невозможно провести нормальный анализ. Например, 15 декабря пришла директива, а к 17 января хотели получить от предпринимателей их точку зрения. Но ведь вклинилось Рождество, был Новый год. Отраслевые союзы – это, по сути, недоходные объединения, у нас нет такого ресурса, в том числе и чтобы перевести эти директивы. Предпринимательские организации не в силах решать эти вопросы в авральном порядке.

Я вижу, как от выборов к выборам политики пытаются «продавать» народу такое… благо, которое народу по нраву.

Я вижу, как от выборов к выборам политики пытаются «продавать» народу такое… благо, которое народу по нраву. А темы, которые сегодня заботят бизнес… Среди политиков немного тех, кто смыслит в экономике и в том, насколько серьезны для нее такие темы как электричество, коронавирус, рабочая сила.
Ваше предприятие пережило сильный стресс в связи с коронавирусом?
Я замечаю переутомление и стресс больше у людей молодых. Люди постарше способны выдерживать больше - возможно, они привыкли жить в напряжении. Из-за перенапряжения и стресса мы потеряли некоторых работников. Мы стараемся поддерживать людей, предоставлять им дополнительный отпуск. Были случаи, когда мы просто отправляли людей в отпуск на два месяца, чтобы они могли отключиться от забот, восстановиться.
Вы сказали, что у молодых стресс проявляется сильнее. Замечали ли вы это и в руководстве вашего предприятия? Я имею в виду вашего сына Вегерда. (Вегерд Вескимяги занял пост исполнительного директора компании в ноябре 2021 года вместо Прийта Тамма, который руководил работой Standard с 2019 года. В начале февраля стало известно, что новым руководителем Standard назначен Марек Хельм – ред.)
Чувствуется, что взгляды младшего поколения отличаются от моих. Они не зацикливаются на одной профессии, все время смотрят вокруг. Век информационных технологий дал возможность постоянно видеть, что происходит на рынке и постоянно думать - а, может, где-то лучше?

Если к делу подходить со всей душой, немудрено перенапрячься.

Вы сказали, что взгляды вашего сына отличаются от ваших. Значит, он не хотел бы когда-нибудь унаследовать предприятие Standard?
В этот период деятельности компании он вынужден был перенять то, что… Он, возможно, не рассчитывал на такую нагрузку. Ко всему надо привыкнуть. Теперь он прошел боевое крещение. У него высокое чувство долга, он пунктуален, и это все ведь обременительно. Если к делу подходить со всей душой, немудрено перенапрячься.
Насколько сложно поймать тот момент, когда наследник достаточно зрел, чтобы занять ваше место?
Я думаю, это в нем проявится, и он сам заявит, что готов. Его видение будущего может отличаться от моего. Но ведь мое время и впрямь истекло, иначе я бы не ушел в сторону. Надо ощутить момент, когда ты сам больше не можешь давать, и тогда следует предоставить эту возможность другому.
"Когда появилась необходимость в исполнительном директоре для Standard, я сразу же вспомнил о нем" - пояснил Вескимяги, почему нанял бывшего гендиректора НТД Марека Хельма.Фото: Patrik Tamm
Не можешь или, возможно, уже и не хочешь?
Когда-то надо начать наслаждаться плодами труда. У меня еще случилось и то, что я оказался в когтях коронавируса. Было очень тяжело, но я выкарабкался.
Теперь в Эстонию приедет Марек Хельм, который возглавит ваше предприятие. Почему именно он?
Мы знакомы лет двадцать и тесно общаемся, кажется, с тех пор, как он возглавлял налоговый департамент. У меня была информация о том, что он намерен завершить свою деятельность в компании Nortal на Ближнем Востоке и в Африке (Хельм несколько лет руководил ближневосточным подразделением ИТ-компании Nortal – ред.). И когда появилась необходимость в исполнительном директоре для Standard, я сразу же вспомнил о нем. Где-то в ноябре я поделился с ним этой идеей и довольно быстро понял, что она ему по душе.
Как Марек Хельм должен добиться расцвета Standard?
Предприятие и сейчас в расцвете. У него есть своя ниша - офисная мебель, обстановка отелей и пассажирских судов. Мы работаем в этой сфере уже довольно давно. Я был у Марека Хельма в гостях, когда он работал в Омане, и знаю, сколько ему там приходилось общаться и вести переговоры. Как он умел добиваться нужных результатов в этой абсолютно чужой ему среде. Поскольку мы тоже работали в том регионе, обставляли отели в Абу Даби, Дубае, Саудовской Аравии, то это как раз тот регион, где у Марека пятилетний опыт работы.
Таким образом, контакты Марека Хельма могут помочь предприятию больше продавать, например, в Дубай?
Ну, и это тоже. На самом деле он человек намного более широкого подхода и охвата. У него контакты от Ближнего Востока до Африки.
Два года назад вы отошли от активного управления Standard, вы в конце прошлого года вернулись. Что случилось?
В бизнесе так бывает – то вверх, то вниз. У нас были проблемы, связанные с неправильными решениями, принятыми предыдущим правлением. Риски не учитывались в должной мере, подписывались договоры, не выгодные предприятию. Проблемы выявляются по мере их накопления. Например, если приходит договор на 270 страницах на немецком языке, и он подписывается без прочтения, то это оборачивается плохой сделкой. Приходили и договоры на фламандском языке, которые в Эстонии даже перевести невозможно. Большой ли был ущерб? Ну, не очень большой, однако скажу, что некоторые «плюсы» превратились в нули.
И тогда вы вернулись и позвали Марека Хельма?
Все это выявилось еще осенью. Это была проблема, которая вынудила меня вернуться. Мы с сыном постарались проанализировать ошибки. Позвали аудиторов, и сегодня картина ясна. Марек тоже прочитал отчет аудиторов, так что он знает, куда приходит. Ничего страшного нет, но эти вредные договоры надо довести до конца, тут уж ничего не поделаешь.

Если в 2020 году мы заплатили за электричество примерно 87 000 евро, то в прошлом году - 230 000 евро.

Сложность в том, что цены материалов и компонентов за это время сильно изменились. Но договоры уже подписаны, и противоположная сторона, разумеется, заинтересована получить заказ по ценам договора.
Где-то с ноября мы ведем переговоры с различными гостиничными сетями и финскими партнерами. Это тяжелые переговоры, потому что надо четко доказывать, что цены изменились. Если говорить о газе и электричестве, то рядовой обыватель не знает, насколько велика разница цен между Финляндией и Эстонией. А она достигает от двух-трех до десяти раз.
Статьи по теме

Как купить недвижимость в Испании. Проблемы, о которых обычно не говорят
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
EfTEN выплатит инвесторам более четверти миллиона
Фонд EfTEN Capital, как управляющая компания EfTEN United Property Fund, принял решение произвести финансовую выплату владельцам паев в размере 10 центов за единицу. Размер выплаты составит 1,3% от последней цены закрытия пая.
Фонд EfTEN Capital, как управляющая компания EfTEN United Property Fund, принял решение произвести финансовую выплату владельцам паев в размере 10 центов за единицу. Размер выплаты составит 1,3% от последней цены закрытия пая.
Калле Козе: идеализация финансовой свободы имеет скрытые токсичные стороны
Финансовая свобода, говоря простым языком, означает пассивный доход, который покрывает необходимые расходы человека и освобождает его от необходимости работать ради денег. По мнению управляющего активами Private Banking Luminor Калле Козе, эта цель часто кажется очень привлекательной, но у нее есть свои минусы.
Финансовая свобода, говоря простым языком, означает пассивный доход, который покрывает необходимые расходы человека и освобождает его от необходимости работать ради денег. По мнению управляющего активами Private Banking Luminor Калле Козе, эта цель часто кажется очень привлекательной, но у нее есть свои минусы.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.