• Сувенирные магазины на грани разорения

    Член правления Eurolintex OÜ Оксана СкобелинаФото: Андрас Кралла

    «Пора искать другой бизнес». Из-за того, что в Старом городе Таллинна нет туристов, здешние сувенирные магазины находятся на грани разорения. Однако меры поддержки туристического бизнеса на сувенирные магазины не распространяются.

    Правительство выделило 25 миллионов евро на поддержку предприятий туристического сектора, пострадавших от коронакризиса. Это однократное безвозвратное денежное пособие в размере от 2000 до 60 000 евро, которое могут получить турфирмы, рестораны, отели, туристические аттракционы, а также компании, занимающиеся обслуживанием туристов.
    Однако существуют предприятия, которые также работают в сфере туризма, но не попали под эту программу помощи - например, сувенирные магазины. Правительство объясняет это тем, что отдаёт предпочтение тем компаниям, которые после отмены чрезвычайного положения смогут обслуживать именно внутренних туристов, и лишь во вторую очередь - международных.

    Пора искать другой бизнес. Мы на грани закрытия.

    Александр Ажичаков
    член правления OÜ Baltic Suveniir
    Владельцы сувенирных магазинов, с которыми пообщались ДВ, предрекают своим предприятиям закрытие. Чтобы избежать этого, они через Союз малых и средних предприятий Эстонии пытаются убедить правительство выдать им государственную помощь в виде кредита на 3 года.
    “Как работают сувенирные магазины? С октября по апрель мы работаем в минус. Затем приходят круизные суда с иностранными туристами, и с мая по сентябрь мы зарабатываем деньги, на которые будем жить до следующего мая”, - рассказывает совладелец Avex Change (компания продает сувениры и занимается обменом валюты) Владимир Брус. “В этом году круизные суда не придут, а адекватные люди не поедут в Эстонию в туристическую поездку, поэтому доходная часть летом полностью исчезнет”, - добавил он.

    Если ты не ресторан, не кафе и не отель, то государству ты не нужен.

    Владимир Брус
    совладелец Avex Change
    “Туристический сезон уже точно потерян. Никто не рискнёт садиться на круизное судно после того, как массовые заражения случились на японском лайнере”, - вторит ему владелец Hansa Suveniirid OÜ Рамай Шареев, у которого 5 сувенирных магазинов (все сейчас закрыты).
    По словам Шареева, если магазины не будут работать в период с мая по сентябрь, то бюджет на будущий год не будет сформирован, и в таком случае в сентябре нужно будет закрывать магазины и расторгать договоры аренды (что непросто сделать, ибо некоторые из них были заключены на 5 лет).
    “Наши магазины открыты, но оборот - ноль. Никто не заходит, - говорит владелец Meened OÜ (производит сувениры ручной работы) Мадис Медри. “Я жду лета и надеюсь, что будут продажи. В противном случае мы обанкротимся”, - добавил Медри, по словам которого, его компания сможет без государственной помощи (или восстановления объёмов продаж до прежних) просуществовать максимум до августа.
    Государство помогает только «жизнеспособным»

    Если не будет помощи от государства, придётся бросать магазины.

    Оксана Скобелина
    член правления Eurolintex OÜ
    Большинство владельцев сувенирных магазинов, с которыми пообщались ДВ, смогли воспользоваться поддержкой Кассы по безработице. Однако она покрывает только расходы на зарплату (в размере 70%) и длится лишь 2 весенних месяца. Сувенирные магазины же потеряли, по собственным прогнозам, весь туристический сезон.
    “Владелец помещения пошёл нам навстречу, позволив не платить 50% аренды. Однако если в мае мы снова откроем двери, будем снова обязаны платить полную аренду, - говорит Шареев. - Также мы платим за коммунальные платежи, охрану помещения, 30% зарплаты”.
    Помощь микропредприятиям от EAS распространяется только на компании с оборотом до 100 000 евро в год. По мнению члена правления OÜ Baltic Suveniir Александра Ажичакова, это слишком маленькая сумма. “Такой оборот может быть разве что у одного маленького захудалого магазина. У многих выручка гораздо больше”, - объясняет он.
    Поэтому предприниматели, оборот компаний которых превышает этот порог, основные надежды возлагали на третью меру - поддержку туристического сектора от EAS, на которую правительство выделило 25 миллионов евро. Однако оказалось, что сувенирные магазины под эту программу не попадают.
    “Целевая группа мер поддержки туристического сектора от EAS - это предприятия гостиничного бизнеса, общепит, турфирмы, туристические аттракционы и предприятия, предлагающие услуги туризма”, - перечисляет пресс-секретарь Министерства экономики и коммуникаций Кристийн Йетс.
    “Приоритет государства - помогать тем компаниям, которые больше всего пострадали в кризис (т.е. чей оборот упал быстрее и больше всего). Речь идёт о тех компаниях, которые в целом являются жизнеспособными, но из-за чрезвычайного положения их бизнес был одномоментно и на долгое время остановлен”, - сообщила она.
    На вопрос ДВ, почему под эти меры не попадают сувенирные магазины, Йетс ответила, что приоритет государство отдаёт тем компаниям, которые после отмены чрезвычайного положения станут важнейшими поставщиками услуг, позволяющими в первую очередь обслуживать внутренних туристов, и лишь во вторую - международных.
    “Правительство обещало золотые горы всем, кого затронет кризис, поэтому мы ожидали, что на нас прольётся дождь из различных мер поддержки”, - вспоминает Брус. “А потом наступила реальность. Если ты не ресторан, не кафе и не отель, то государству ты не нужен. Даже несмотря на то, что мы работаем в одном и том же сегменте рынка”, - недоумевает он.
    “Я считаю, что мы - составная часть туристического бизнеса, ибо 99% наших клиентов - туристы, и мы даём им сервис, - вторит ему Шареев. - Но про нас как-то забыли. В отличие от гостиниц, у которых давно есть своя организация, мы не имели своего объединения, которое могло бы отстаивать наши интересы. Решили действовать через Ассоциацию малых и средних предпринимателей Эстонии (EVEA). Готовится заявление. Будет ли от этого эффект, посмотрим. В пакет мер помощи, принятый в апреле, мы не попали, может быть, вспомнят о нас в мае”.
    Попросили EVEA помочь
    Около 35 предприятий, работающих в туристической сфере (в основном, это сувенирные магазины), начали общаться друг с другом, обмениваться новостями и обсуждать, как найти выход из сложившейся ситуации. Они решили вступить в EVEA и с помощью этой организации повлиять на правительство, чтобы убедить его выделить сектору дополнительные деньги.
    “К нам обратились 35 компаний с совокупным оборотом 20 миллионов евро, 360 сотрудниками и 1,7 миллиона евро уплаченных налогов на зарплату, - рассказывает член собрания уполномоченных EVEA Рон Лувищук. - Изначально они хотели попросить правительство выплатить им 70% прошлогоднего оборота. Оно бы на это ни за что не согласилось, поэтому мы приняли другое решение. Ассоциация пытается добиться того, чтобы в дополнительном госбюджете (появление которого весьма вероятно) на следующий год появилась возможность выдать предприятиям кредит от KredEx (скажем, года на три) под очень низкий процент. Подчёркиваю, это кредит, а не поручительство”.
    “В отличие от большинства предприятий страны, такие компании как сувенирные магазины, гиды или автобусные фирмы, развозящие туристов, лишились оборота не на 2 месяца, а на целый год. Их продукция при этом востребована для экономики: если сегодня магнитики никому не нужны, то в следующем году они абсолютно точно будут проданы, т.к. туристы всегда хотят их приобретать. Поэтому мы и предлагаем выдать им кредит”, - отметил он, добавив, что размер кредита мог бы составлять, к примеру, 30-40% оборота.
    По словам Лувищука, банки сегодня будут такие предприятия кредитовать лишь при наличии залога, под высокую процентную ставку (6-10%), и потребуют сразу платить проценты, хотя у предприятий нет оборота. Правительству же данная мера, по мнению Лувищука, позволит не только помочь бизнесу, но и заработать денег, ибо кредит будет пусть под низкий, но всё же процент.
    Что делать дальше?
    Прогнозы собственного будущего у предпринимателей мрачные. Многие не исключают закрытия своих компаний.
    “Пора искать другой бизнес, - говорит член правления OÜ Baltic Suveniir Александр Ажичаков. - Мы на грани закрытия”.
    “Если не будет никакой помощи, то компания до следующего сезона не доживёт. Банки дают отпуск по кредитам, но это несерьёзно - они же не дарят эти деньги, их всё равно нужно будет выплачивать. Касса по безработице платит часть зарплаты, но потом ты ещё месяц должен держать этого работника, иначе госпомощь придётся вернуть. Ждём, что будет, но, судя по тому, что я вижу в новостях, не будет ничего”, - прогнозирует он.
    “Если не будет помощи от государства, придётся бросать магазины, - говорит член правления Eurolintex OÜ Оксана Скобелина. - Мой магазин существует 18 лет, было небольшое производство (шью скатерти, салфетки из льна). Когда-то нашу продукцию с удовольствием покупала первая леди, а один из саммитов с участием Барака Обамы проходил на наших скатертях, но сейчас дела идут очень плохо, всё стоит”.
    “Арендодатели сделали нам небольшую скидку, а в остальном никакой помощи нет. Я не смогла получить помощь для микропредприятий из-за того, что в кризис образовался небольшой налоговый долг (а было требование, чтобы к определённому числу все налоги были уплачены). Я уже сократила всех работников, пообещав им, что при первой возможности возьму назад. Они женщины в возрасте, кто их теперь возьмёт на работу, когда на рынок труда выйдет масса молодых людей? Да и я свою работу очень люблю”, - добавила она.
    “Сдаваться не собираюсь”, - говорит владелец янтарного магазина VFPlatinum Владимир Фролов. "Буду выживать всеми возможными и невозможными способами. Кредиты брать не буду - это можно делать только если ты знаешь, какое у тебя будет завтра. А так я возьму заём, а через год объявят чрезвычайное положение. Придётся продать магазин чтобы вернуть кредит - и кем я тогда стану? Так что для меня это самый крайний вариант”, - говорит он.
    А какой вариант тогда более реалистичный?
    “Уволить всех, добиться снижения коммунальных платежей, закрыть магазин, подождать 2-3 года. Ещё могу уехать в Питер, открыть бизнес там, - рассуждает Фролов. - Думаю, что за ближайший год закроются 95% магазинов, работающих на туристов. Знаю уже 3 магазина, которые закрылись. Думаю, что июль - крайний срок. Если предприятия к этому месяцу не получат помощи, то станут банкротами. Удивительно, что отели и рестораны поддерживают, а соседствующие с ними магазины, работающие в той же отрасли - нет. Не перестаю удивляться мудрости нашего правительства”.
    КОММЕНТАРИЙ
    Рон Лувищук, член собрания уполномоченных Ассоциации малых и средних предпринимателей (EVEA):
    Не вижу логики в решениях правительства. Зачем, например, для дотаций в 3000 и 5000 евро придумали ограничение по обороту в 100 000 евро? Есть масса компаний, которые нуждаются в этих деньгах и у которых выручка больше. Я знаю предпринимателя, оборот фирмы которого составляет полмиллиона, и который просил одолжить ему денег, чтобы купить еды. Какой ему толк от большого прошлогоднего оборота, если он сделал закупки на следующий сезон и в результате встретил кризис со 100 евро в кармане и 0 в кассе фирмы. Куда логичнее было бы выдавать, скажем, по 15 000 евро в год при планке по обороту в те же полмиллиона евро.
    Однако, к сожалению, у меня возникло ощущение, что, поскольку малый и средний бизнес не является электоратом партий правящей коалиции, то они принимают решение, что его поддерживать не надо.
    Простой пример. В Эстонии 123 000 малых и средних предприятий. Часть из них - полочные фирмы, поэтому предположим, что реальных компаний - 90 000.
    На пособие для микропредприятий было выделено 10 миллионов евро. Для большей части Эстонии это 9 миллионов, ибо миллион зарезервирован конкретно для Сааремаа и Ида-Вирумаа. Размер помощи - либо 3000 либо 5000 евро. Разделим 9 миллионов на 3000 евро и получим 3000 предприятий, которые получат помощь.
    Добавим к ним получателей других пособий и получим, что 10 000 компаний реально получат помощь. Вопрос: остальные 80 000 предприятий, получается, никому не нужны?
  • Самое читаемое
TextMagic о миллионных убытках: опасения по поводу ухода с биржи слишком драматичны
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.