Из-за недочетов в системе электронной очереди транспортные компании не могут в срок доставить товары. Иллюстративное фото.Фото: Andras Kralla

Махинации на границе: очередь в Россию расписана до марта

Эстонские грузоперевозчики не могут выехать в Россию месяцами. Электронная система, которая должна была упростить пересечение границы, создала возможности для недобросовестных злоупотреблений, жалуются транспортные компании.

«Я и наши водители живем и работаем в Нарве, но приходится возить грузы через Финляндию, платить за паром и делать круг в 500 км – выходит гораздо дороже», – говорит ДВ генеральный директор Garant Trans Игорь Рабцевич.
«4 декабря оказалось, что уже невозможно вывезти груз в Россию до Нового года, потому что нет мест в очереди ни на одном пограничном пункте», – рассказывает владелица компании Aisance Estonia Юлия Герасымива. «Клиенты привыкли, что из Таллинна до Петербурга груз идет 3-4 дня, и когда они слышат "36 дней", они, конечно, к этому не готовы и просят найти хоть какие-нибудь пути», – продолжает она.
Грузоперевозчики жалуются на небывалые очереди грузовых машин из Эстонии в Россию. Вы не увидите их в виде фур на обочине – очереди электронные. Но занять место в этой системе сейчас можно уже только на март, говорят перевозчики.
Проблема настолько серьезная, что стала предметом обсуждения в Эстонской ассоциации грузоперевозчиков (ERAA) в конце декабря. «ERAA активно занялась этой проблемой», – комментирует Герасымива, которая входит в совет ассоциации.

Очередь забита конкурентами из Латвии и Литвы

В Эстонии уже десять лет работает система электронного бронирования места в очереди на таможню GoSwift. Однако в последнее время ей научились злоупотреблять.
«Это прекрасная система, очень удобная, она избавила нас от скоплений фур на обочинах, и наши водители ждут в комфортных условиях – у себя дома – когда им придет смс о том, что можно пересекать границу», – отмечает Герасымива. У соседей – Латвии и Литвы – такой системы нет, там вереница грузовиков и место в очереди измеряется километрами. «Это большие расходы», – замечает Герасымива.
В минувшем году, когда грузы из-за санкций стали проверять тщательнее, эти «живые очереди» выросли в разы. «И тогда машины из Латвии и Литвы решили воспользоваться достижениями Эстонии и поехали через Лухамаа и Койдула, занимая места в электронной очереди», – продолжает она.
Это был удар по конкурентоспособности эстонских перевозчиков. «Поток пришел просто громадный, – описывает Герасымива. – При этом Латвия и Литва географически удобнее расположены, так что перевозки у них в среднем дешевле и быстрее. А теперь, когда они решили воспользоваться южными границами Эстонии, они экономят на "живых" очередях и дополнительно выигрывают в цене».

Системная проблема

Занять очередь через GoSwift перевозчики из других стран могут точно так же, как эстонские. Более того, оказалось, что место в электронной очереди можно занять заранее, путем небольших махинаций. Некоторые перевозчики стали использовать для бронирования заранее выпущенные декларации с номером MRN (Master Reference Number, идентификационный номер перевозки – 18-значный буквенно-цифровой код экспортных деклараций), рассказал председатель правления крупного эстонского грузоперевозчика Jupiter Plus Евгений Сидоров.
Строго говоря, это нарушение, поскольку декларации не заполнены до конца – можно позже дописать любой автомобиль и любой груз. Зато это позволяет меняться местом в очереди или занимать его для одного своего грузовика, а по факту пускать другой. «Изготавливаются декларации на небольшую партию груза 10-20 кг. По ним занимается очередь, а машины везут совершенно другой груз (полный)», – продолжает Сидоров.
«Также известны случаи, когда машины ставятся в очередь по уже закрытым MRN-декларациям, уже прошедшим границу, и даже по транзитным и встречным декларациям», – добавляет он. «Мы сделали контрольное бронирование – просто забили номер личной легковой машины, и система позволила занять очередь для грузовика», – говорит Рабцевич.
Появились, по словам Герасимовой, даже компании, предлагающие места в электронной очереди за деньги. «Примерно 250 евро – и вы едете в ближайшие дни. Такая система – практически взятки – уже настолько непривычна для нас, для Эстонии», – признается Герасымива.
Такие манипуляции стали возможны, поскольку на границе, по словам грузоперевозчиков, никто данные из декларации, по которой забронирована очередь, с реальными документами не сверяет. «На пункте в Койдула никогда не сравнивали MNR, возможно, кто-то этим пользовался, но пока не было таких очередей, это не было проблемой», – говорит Герасымива. В Нарве и Лухамаа, по ее словам, стали менее тщательно проверять номера, поскольку на границе больше внимания теперь уделяется непосредственно грузам – чтобы не нарушить санкции ЕС.
«Когда десять лет назад внедрялась электронная очередь, представители фирмы-оператора GoSwift уверяли, что система совершенно честная и прозрачная. К сожалению, на практике это оказалось совсем не так. Кроме работников GoSwift, никто не может увидеть все манипуляции с декларациями и номерами автомашин, прицепов и водителей. А ведь это так просто – проследить и проверить – какие фирмы регулярно бронируют очереди и затем меняют (подгоняют) под эту очередь свои машины», – объясняет Сидоров.
Впрочем, Налогово-таможенный департамент говорит, что случаев таких махинаций мало.

Антс Кутти, начальник отдела внешней границы Налогово-таможенного департамента:

Мы знаем, что такие инциденты были, но, учитывая весь трафик на погранпереходах, их количество незначительно. Например, на погранпереходе в Нарве мы проверяем практически все MRN (в Нарве таможенный отдел обрабатывает как пограничные, так и таможенные документы), поэтому такого там нет.

Однако мы обсудили ситуацию с начальником Юго-восточного пограничного пункта южной префектуры Департамента полиции и погранохраны и представителем GoSwift.

«Мошенниками станут все»

Злоупотребление возможностями системы создают серьезные проблемы для тех, кто занять место не успел. У них срываются сроки поставок, приходится платить компенсации или даже терять клиентов. Объезд через Финляндию – крайняя мера, чтобы не подвести клиентов. Такой путь – это не только рост расходов, но и увеличение времени доставки, большая нагрузка и на автомобили (и рост износа), и на водителей. «Вы скоро получите забастовку перевозчиков просто», – предупреждает Рабцевич.
«Я отправляю по 30 грузов в неделю, есть компании, которые готовы обернуться за 2-3 недели, а некоторые в 4-5 раз дольше», – признает Герасымива.

Примерно 75% компаний уже прибегают к махинациям, а если ничего не изменится, то мошенниками станут все 100%.

Юлия Герасимова
владелица компании Aisance Estonia, член совета ERAA
Из-за ажиотажа проблема растет как снежный ком. Теперь и ранее добросовестные компании занимают все места, которые успевают. «Я забронировала с большим запасом, и примерно 70% бронирований просто сгорело – по ним никто не поехал», – признается Герасымива.
Получилось, что электронная очередь не способствует ни добросовестной конкуренции, ни росту товарооборота внешней торговли Эстонии. Кроме того, у Налогово-таможенного департамента Эстонии в системе появляется неактуальная информация и «мусор, в виде фейковых деклараций», добавляет Сидоров.
Руководитель Jupiter Plus Евгений Сидоров: декларации готовятся на одни грузы, а везут другие.Фото: Erik Prozes

«Пожалуйте в конец очереди!»

Решение, которое предлагают перевозчики – спрашивать больше информации при бронировании и не разрешать ее изменять впоследствии. «Если добавить при бронировании только один вопрос – вес груза, это решит проблему, ведь пока у тебя нет товара, ты не можешь заранее угадать этот параметр», – рассуждает Герасымива.
Нужно убрать возможность менять номер декларации с помощью рубрики комментарии в программе GoSwift, а также запретить замены прицепов, считает Сидоров. Кроме того, нужно сверять MRN в системе и в фактических документах на границе, а также сам груз.

Если что-то случилось и нужно поменять автомобиль, груз или прицеп, то пусть нужно будет оформить новое бронирование, и пожалуйте в конец очереди!

Игорь Рабцевич
генеральный директор Garant Trans
«Я вынужденно меняю машину в очереди 2-3 раза в год, когда водитель заболел или с фурой/прицепом что-то случилось. Ну не бывает такого, чтобы по 50 раз за год машина ломалась – это махинации недобросовестных перевозчиков», – говорит он.

GoSwift: нагрузка на границу ненормально высокая

Некоторые перевозчики манипулируют и злоупотребляют – «мы мониторим ситуацию и видим манипуляции», но это не главная причина очередей, считает председатель правления GoSwift OÜ Ханнес Плинте. Во всем виноват, по его словам, очень высокий спрос на пересечение границы. «Смотрите: через Украину ехать нельзя, через Беларусь – нельзя, самолеты в Россию не летают – в общем, множество возможностей привезти товар в Россию закрылись. Наземная граница – одна из немногих открытых для перевозок».
Председатель правления GoSwift OÜ Ханнес Плинте обещает устранить лазейки, но предупреждает, что очередь от этого значительно короче не станет.Фото: Меэли Кюттим
«Нагрузка на границу ненормально высокая, – соглашается член правления GoSwift OÜ Мариус Кутателадзе. – Латвийские и литовские грузовики едут в Эстонию вместо своих погранпунктов». Это может быть из-за санкций, полагает он, «слышал, что литовцы не разрешают провозить в Беларусь то, что разрешают латвийцы и эстонцы».
Компания работает над устранением недостатков и вскоре закроет лазейки в системе, обещает Плинте: «Это вопрос нескольких дней». Но длина очередей, предупреждает он, от этого сильно не изменится.

Уже с этого понедельника Департамент полиции и погранохраны ввел дополнительные меры контроля, и один грузовик был отправлен обратно.

Антс Кутти
Начальник отдела внешней границы Налогово-таможенного департамента
Представитель Департамента полиции и погранохраны сообщил, что сейчас видит свободные места для регистрации автомобилей с грузом на ближайшие дни в Нарве и в Лухамаа.
Роосааре не смог воспользоваться коррекцией: хотел купить Google, но не получилось
Инвестор Яак Роосааре признался Äripäev, что хотел воспользоваться вчерашней коррекцией для того, чтобы купить акции материнской компании Google, Alphabet, по низкой цене, но по техническим причинам не смог этого сделать.
Инвестор Яак Роосааре признался Äripäev, что хотел воспользоваться вчерашней коррекцией для того, чтобы купить акции материнской компании Google, Alphabet, по низкой цене, но по техническим причинам не смог этого сделать.
Владимир Свет: я почему-то думаю, что банки из-за повышения налогов из Эстонии не уйдут
«Это правительство не только про новые налоги и урезание расходов госсектора, но еще и про способствование инвестициям, улучшение экономического климата, и я искренне надеюсь, что эти меры, которые, как мне показалось, осторожно, но все-таки с некоторым оптимизмом часть предпринимательской сферы восприняла, дадут свой эффект», – заявил новый министр инфраструктуры Владимир Свет в подкасте ДВ «Делов-то!».
«Это правительство не только про новые налоги и урезание расходов госсектора, но еще и про способствование инвестициям, улучшение экономического климата, и я искренне надеюсь, что эти меры, которые, как мне показалось, осторожно, но все-таки с некоторым оптимизмом часть предпринимательской сферы восприняла, дадут свой эффект», – заявил новый министр инфраструктуры Владимир Свет в подкасте ДВ «Делов-то!».
Новые-старые лица, кризисный менеджер и продолжение налогового фестиваля
Выбор для сферы финансов такого жесткого «кризисного менеджера», как Юрген Лиги, нельзя считать худшим, считает политический обозреватель ДВ Эльконд Либман.
Выбор для сферы финансов такого жесткого «кризисного менеджера», как Юрген Лиги, нельзя считать худшим, считает политический обозреватель ДВ Эльконд Либман.
Юрген Лиги о повышении налогов: по паре процентов ко всему
Юрген Лиги, который скоро займет пост министра финансов, прокомментировал свое видение экономической ситуации: «С учетом состояния экономики мои предпочтения были бы другими, но нужно реализовать то, что возможно, но увы, возможно именно это. Уже много лет я предупреждал, что так и будет».
Юрген Лиги, который скоро займет пост министра финансов, прокомментировал свое видение экономической ситуации: «С учетом состояния экономики мои предпочтения были бы другими, но нужно реализовать то, что возможно, но увы, возможно именно это. Уже много лет я предупреждал, что так и будет».