Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Бизнес, не терпящий халявы

    Сегодня на традиционный пятничный кофе в dv.ee пришли Владимир и Марина Кириенко, основатели и бессменные руководители OU Maardufoto.

    Сейчас вы живете и работаете в Маарду, имеете свое фотоателье. С чего все началось?
    Владимир: Сначала в армейской жизни было хобби – фотография. Увлечение со временем переросло в работу и дополнительные карманные деньги. Я был, если так можно сказать, «штатным фотографом воинской части». У меня было специальное разрешение на съемку того или иного события.
    С гражданскими фотографами на праздничных мероприятиях пересекались? Конкурировали?
    Конечно. И что самое интересное, у меня, как у военного фотографа было преимущество перед ними, я мог снимать там, куда их не допускали.
    Например, мы пересекались с таким легендарным фотокорреспондентом как Файви Ключик. Мы снимали мероприятие, посвященное посещению Эстонии Польских военно-морских сил.
    Как складывалась жизнь после армии? Не хотели сразу уехать? Куда?
    В Палдиски мы отслужили более 20 лет, демобелизовались в 1992 году. В 43 года начал совершенно новую жизнь, практически с нуля.
    Марина: Нам, как всем военным, которые уезжали из страны, был положен ваучер Министерства обороны России на 25 000 долларов на жилье. Денег как таковых никто не получал, а давали жилье в России. Мы оба с мужем родом из Белоруссии. Сначала мелькнула мысль поехать на родину. Но мы в Эстонии с 60-х годов. А дети и вовсе родились и выросли в Эстонии. В общем, основная часть семейной жизни прошла в этой стране, мы уже впитали какой-то ее ритм и настроение. Ехать на родину в Белоруссию – это значит все заново начинать.
    Почему сменили город Палдиски на Маарду?
    Владимир: Мы хорошо знали этот город. Часто ездили сюда к друзьям. По сути работа не пугала никакая. Я мог бы и на тракторе работать, и слесарем, и кем угодно, но хобби мое натолкнуло меня на мысль о собственном ателье.
    К тому времени, как мы приехали, Маарду-фото уже прекратило свое существование. Владелец уехал работать и жить в Таллинн. Для нас это послужило сигналом, мы, если так можно сказать, вовремя воспользовались моментом.
    Кто-то подсказал предпринимателя, сдающего в аренду помещение. Чуть больше года мы работали в таком режиме. И ушли дальше…
    Почему вы не захотели пойти работать на кого-то? Так же спокойнее?
    Владимир: Я 24 года отслужил, «работая на кого-то», потому, сняв погоны, твердо решил больше ни на кого не работать в своей жизни. Попробовал несколько месяцев фотографом в американской компании. Они отправили меня в Америку в командировку учиться. Через неделю уже стало скучно – учили тому, что и так умею, много лишних занятий. Хоть все это было и оплачено фирмой, но я не люблю «халяву». Пошел к хозяевам, попросился обратно. Отдыхать под предлогом обучения показалось скучным занятием. И понял раз и навсегда: хочу все сам. Так мы с супругой стали складывать свой путь.
    Марина: Нам повезло с фирмой Fotomeister, в частности с ее владельцем Рейном Калевом. Очень хороший, молодой специалист. Из эстонской интеллигентной семьи. Человек совершенно бескорыстно взял нас под свою опеку: помог оформить юридически фирму, помог с документам, подсказал, как правильно выстраивать бизнес. Настоял на том, чтобы мы сменили помещение, - рекомендовал выходить на муниципалитет, отдал нам старое оборудование, витрины. Есть такие люди, которые спешат дарить добро и радость людям. Думаю, что он помогал не только нам.
    С ним мы проработали года три-четыре, пока он не решил отойти от дел и заняться другим направлением в бизнесе.
    Владимир: По его совету новое помещение мы нашли на территории исполкома. Это был вестибюль общежития. Мэр города Георгий Быстров как-то сразу принял наше предложение: мы брали в аренду помещение под фотоателье и оформляли вестибюль, через который будут и в исполком ходить. Нам отдали вестибюль и сантехническое помещение, где были душевые, раздевалки, подсобные помещения. Вестибюль мы сделали красивым и информационно богатым фотографиями о нашем городе и его людях. А вот сантехнический узел мы с женой, и две наших дочки все сломав, мы перестроили собственноручно в фотоателье.
    Марина Эдуардовна, Ваш муж выполнил все строительные и ремонтные работы сам, а вам не казалось, что специалисты могут лучше сделать ремонт, профессиональнее? Почему вы за все всегда беретесь сами?
    Никто не сделает так, как мы задумаем. И в квартире, и на работе. Я даже представить себе не могу чтоб кто-то другой сделал то, что мне и нам нравится. Мы с девчонками все придумываем, а Володе остается только воплотить в реальность задумки. У чужих нет этой заинтересованности в деле. Навязать свои мысли никому нельзя.
    Вы отремонтировали и украсили коридор исполкома. На каких условиях?
    Два года мы не платили аренду. А сейчас уже много лет у нас с городскими властями никаких проблем. Мы платим за аренду помещения, снимаем по их просьбе мероприятия, для социального отдела фотографируем пожилых людей и новорожденных. У нас даже договор на эти съемки заключен.
    Каким образом вы научились вести бизнес, бухгалтерию, управление?
    Владимир: Моя жена по образованию бухгалтер. У нее способности по части управления. И все же самое главное – это ее интуиция. Она чувствует, как правильно надо поступить, какой товар и когда закупить. Какой кому будет нужен.
    Марина: Всегда нравилось заниматься творчеством. С детства я все себе, а потом и дочкам шила сама, пела в ансамбле, занималась спортом. Мне нравилось постоянно просчитывать не только затраты, но и их перспективу как-бы возврата. Помню, в детстве, играя в «магазины», я пыталась как можно больше привлечь к игре одноклассников, старалась всех учить выбирать у меня «товар» с осмыслением зачем покупка нужна. Кто бы мог подумать, что в будущем буду уже не играть в магазин. И сейчас нравится заниматься этой работой: выстраивать в голове, как должны стоять витрины, какой товар нужно закупить, какой нужно изъять из продажи, а потом получаю удовольствие от реализации задуманного.
    Владимир: Интересен тот факт, что даже покупатели советуются с Мариной в том, что им приобрести, как им лучше сфотографироваться. Наверное, за годы работы им приглянулся ее вкус, и они ему доверяют. Она очень общительна и люди приходят к нам иной раз просто «поговорить», а уходят не с пустыми руками.
    Марина Эдуардовна, вы так хорошо выглядите. Это ваш повседневный вид или только для интервью?
    Это привычка. Раньше даже мусор в халате вынести не могла. Кого интересую я, если я не причесана, плохо одета. Мы – лицо фирмы, магазина, - обязаны поднимать людям настроение.
    Владимир: И это притом, что мы работали каждый день! Только года полтора назад позволили себе сделать один выходной в неделю.
    Как вы набирали список услуг, которые вы предлагаете?
    Если ты занимаешься фотографией, то и услуги связанны с фото: от товара до обслуживания - фотография, пленки, фототовары, рамки, сувениры, канцелярские и другие. Также это зависит от объема торговой площади.
    Fotomeister развалился, как вы нашли нового партнера?
    Мы не очень любим менять партнеров. Много лет сотрудничаем по обработке фотографий с Fotohouse – надежные и выгодные партнеры.
    А вы не ищете партнеров по принципу «где дешевле»? Сами не хотели купить оборудование для обработки фото, чтоб выгоднее было?
    Все под себя – не всегда выгодно, иногда важнее с надежными партнерами «делиться». Нам очень много раз предлагали перейти в другие лаборатории, но мы привыкли к тому, что надежных и надежные партнеры не подводят.
    Уверена, что конкуренция в вашем бизнесе велика. Какими методами боретесь с конкурентами?
    Марина: В небольшом городе Маарду, где все друг друга знают, мы были первыми. В этом наше преимущество. Мы никогда не боролись с конкуренцией. За 16 лет работы открывались и закрываются фото-студии, фото-магазины. И очень быстро закрывались…
    Мы работаем добросовестно, качественно и что самое главное для клиента – с постоянными ценами. Например, на протяжении последних лет пяти проявка у нас стоит 25 крон и не меняется независимо от времени года и инфляции.
    Чем обусловлена такая политика ведения бизнеса?
    Владимир: Это наш семейный бизнес, мы в праве решать, по каким правилам играть. Можем быть в большом плюсе, а иногда и в минус месяц проработать. Но это наш выбор, наше совместное решение, выживаем мы за счет того, что у нас нет наемных работников. Мы все делаем вдвоем. Раньше нам помогали дочери, пока учились. Сейчас мы снова вдвоем.
    Ошибочно мнение молодежи, что фотография – это бизнес. Фотодело – это продажа услуг. Поэтому главный козырь в борьбе с конкуренцией – это выполнение качественной и недорогой работы. Нельзя играть с людьми. Нельзя сначала предлагать им хороший продукт, а потом пустить все на самотек. Надо держать марку. Поэтому наши конкуренты в Маарду и закрылись.
    Марина: Мы переделываем работу столько раз, сколько будет необходимо, пока не будем уверены в качестве.
    На какие годы пришелся пик процветания вашего бизнеса?
    Параллельно с процветанием страны. Существенные проблемы возникли полтора года назад и пока не прекращаются. Спад экономики в стране и у нас спад.
    Повлияло ли на Ваш бизнес появление цифровых фотоаппаратов?
    Владимир: Никак нет. Цифровые снимки – это файлы, а настоящие фотографии – это их бумажный вариант. История делается на бумаге, а не на файлах, которые в любой момент могут потеряться из памяти компьютера.
    Марина: Тенденции меняются. Все больше людей приходят для того, чтобы напечатать фотографии с цифровых снимков. Как правило это делают родители, которые не получают от детей и внуков никаких фотографий, как они привыкли. И они самостоятельно приносят нам диски и требуют напечатать им фотографии, чтоб затем их вставить в альбом, полистать, посмотреть, показать знакомым, друзьям.
    Владимир, не было ли желания снимать на видео? Или фотография – единственное ваше увлечение?
    Я пробовал снимать видео. Но только параллельно фотографии. Никогда ей не изменял. Стараюсь идти в ногу с техникой и технологиями. Поставил Photoshop для работы со снимками, экспериментирую в свободное время, снимая внуков.
    Вы не думали о том, что раз бизнес идет на спад, может его закрыть?
    Марина: Это наш образ жизни. Мы по-другому уже не сможем существовать.
    Владимир: Если когда-нибудь и закроемся, то снимать я не перестану. Пойду снимать детей в детских садах, мероприятия городские. Кстати, никогда не снимаю и не буду снимать – похороны. Не интересуют меня деньги за съемку домашних торжеств. Даже свадьбы снимаю только в загсе и на природе. Само застолье – не мой профиль.
    Возможно, стоит переквалифицироваться только на свадебного фотографа, они в сезон немало зарабатывают?
    За такой праздник брать огромные деньги – считаю неправильно. Не хочу изменять себе и своим принципам. Это «легкие», шальные деньги. Неосознанно взвинченные.
    Ваши дети не отговаривают вас от такого образа жизни? Не настраивают на новые горизонты?
    Они знают, что мы без нашего семейного предприятия жить уже не сможем. Они с уважением относятся к нашему занятию. Стараются не влезать.
    Как вы думаете, отличается ли клиентура города Таллинна и Маарду?
    Марина: Конечно. Они даже открытки разные покупают.
    Владимир: Маарду – рабочий город. Зарплаты не меняются так часто, как в столице. Мы должны это учитывать и в ценовой политике, и в закупаемом товаре. Подстраиваемся под рост и благосостояние жителей города.
    В чем для вас заключается спад в бизнесе? Какие факторы влияют?
    Марина: Фактор «в минус», - это смена форм работы поставщиков товара: всё стали давать только за деньги, тогда как несколько лет назад мы брали товар на реализацию. Соответственно у нас должен быть свой капитал для закупки. Но мы не уверены в завтрашнем дне. В том, что этот товар сможем быстро реализовать.
    Владимир: Все больше открывают больших магазинов, где предлагается аналогичный, пусть и не всегда качественный товар. Пожалуй, это наши главные конкуренты в ближайшем будущем.
    Есть ли товар, от которого вы отказались в процессе работы?
    Марина: Пока мы ни от чего не отказались. Все реализуем. Дольше, чем раньше, но реализуем. Наши покупатели привыкли к тому, что у нас продается и уверены, что всегда найдут у нас то, что им нужно. Хотя, одной из причин закрытия множества маленьких магазинчиков – это отсутствие возможности реализовать товар. Особенно в Таллинне, где жесточайшая конкуренция.
    Владимир: Если была сеть маленьких магазинов, то они объединяются в один большой. В данный период времени нет смысла открывать маленький фотомагазин.
    Выживает сильнейший?
    Владимир: Мы выживаем потому, что работаем в Маарду и это наш семейный бизнес. В других городах выживают большие магазины и сильнейшие.
    Есть ли у вас совет для начинающих в области фотографии бизнесменов?
    Владимир: Надо свои способности полностью реализовывать, постепенно. Сначала, наверное, стоит поработать на кого-то, попробовать, понять, твое ли это. Если твое, то можно и бизнес начинать.
    Молодые люди должны следовать по пути от низов к верхам, надо прожить все стадии становления бизнеса. К сожалению, все чаще происходит наоборот. Молодежь начинает круто, моментально пускается в расходы неоправданные и сразу обжигается, падает и закрывает бизнес. Надо менять тактику.
    Autor: Людмила Вересинина
  • Самое читаемое
Как купить недвижимость в Испании. Проблемы, о которых обычно не говорят
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Meta в I квартале удвоила чистую прибыль, но разочаровала рынок
Meta Platforms представила отчет за первый квартал – чистая прибыль выросла более чем вдвое, выручка подскочила более чем на четверть. Однако дальнейший прогноз разочаровал инвесторов и вызвал падение цены акций.
Meta Platforms представила отчет за первый квартал – чистая прибыль выросла более чем вдвое, выручка подскочила более чем на четверть. Однако дальнейший прогноз разочаровал инвесторов и вызвал падение цены акций.
Это жизнь, это карма. Хоть и не Нарва
Снегопад, щедро укрывший эстонскую столицу в конце апреля, многих горожан, следивших за политическими перипетиями последних недель, заставил поверить в то, что карма все-таки существует.
Снегопад, щедро укрывший эстонскую столицу в конце апреля, многих горожан, следивших за политическими перипетиями последних недель, заставил поверить в то, что карма все-таки существует.
Президент Bolt: писать для чиновников законопроекты – нормально
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.