• OMX Baltic−0,25%319,36
  • OMX Riga−1,02%891,97
  • OMX Tallinn−0,3%2 090,28
  • OMX Vilnius−0,2%1 409,5
  • S&P 500−0,51%6 882,72
  • DOW 300,53%49 501,3
  • Nasdaq −1,51%22 904,58
  • FTSE 1000,85%10 402,34
  • Nikkei 225−0,78%54 293,36
  • CMC Crypto 2000,00%0,00
  • USD/EUR0,00%0,85
  • GBP/EUR0,00%1,16
  • EUR/RUB0,00%90,04
  • OMX Baltic−0,25%319,36
  • OMX Riga−1,02%891,97
  • OMX Tallinn−0,3%2 090,28
  • OMX Vilnius−0,2%1 409,5
  • S&P 500−0,51%6 882,72
  • DOW 300,53%49 501,3
  • Nasdaq −1,51%22 904,58
  • FTSE 1000,85%10 402,34
  • Nikkei 225−0,78%54 293,36
  • CMC Crypto 2000,00%0,00
  • USD/EUR0,00%0,85
  • GBP/EUR0,00%1,16
  • EUR/RUB0,00%90,04
  • 13.03.09, 11:08
Внимание! Этой статье более 5 лет, и она находится в цифировом архиве издания. Издание не обновляет и не модифицирует архивированный контент, поэтому может иметь смысл ознакомиться с более поздними источниками.

Бизнес, который вырос из кризиса

Сегодня на пятничный кофе в dv.ee пришла cовладелица школы языков In Down Town Валентина Бибикова.
Ваша школа сегодня может считаться долгожительницей. Почему Вы выбрали в своё время именно эту сферу деятельности?
Нам действительно уже 17 лет, и как раз недавно услышала от родителей одного из учеников, что наше главное достоинство в том, что мы до сих пор не закрылись. А открыли мы школу в 1992 году, в тот самый год денежной реформы, когда всё в одночасье рухнуло, почти как сейчас, хотя тогда никто это кризисом не называл. Мы остались с мужем без работы: я была переводчицей в транспортной фирме, муж - инженером-электронщиком на заводе. Вложили все имевшиеся деньги в оформление документов, оставив "на жизнь" 7 крон, и создали свою фирму, в которой каждый делал то, что умел: я развивала учебное направление, а муж - проекты, связанные с промышленным оборудованием. Кстати, именно проекты мужа позволяли содержать школу, поскольку образование было делом недоходным и тогда, и сейчас, не случайно за эти 17 лет мы плавно перешли от AS к MTU.
Чем вы отличались тогда от других языковых курсов?

Статья продолжается после рекламы

Тем, что сразу стали работать как школа, а не как курсы. У меня был большой опыт преподавания английского на курсах, и я знала, что краткосрочные курсы ничему не учат. Если открывать, то именно школу, где будет цикличное обучение, из года в год. Программы для школьников у нас рассчитаны на 6 лет, для взрослых - на 4 года. Другое изначально принципиальное решение, которое дорого нам обходится в прямом смысле слова: несмотря на высокие арендные цены, мы работаем именно в Старом городе, чтобы до нас было удобно добраться из любой части Таллинна и окрестностей. Адрес, правда, приходилось менять 4 раза, не исключено, что придётся и в пятый раз.
Долговременная учебная программа - неплохой бизнес-приём, чтобы привязать к школе людей!
Это совсем не бизнес-приём, гораздо быстрее зарабатывали деньги те, кто предлагал всякого рода ускоренные курсы с гипнозом, "обратной связью", "25-м кадром" и прочими технологиями, которые притягивали, как магнит. Мы со своей академической школой в этом плане как раз проигрывали, нелегко было убеждать людей в том, что качество "продукта" обеспечит только нормальное изучение языка. Даже самым талантливым, по моим наблюдениям, требуется не меньше 2 лет, чтобы выучить язык.
Упор на обучение языкам детей оказался беспроигрышным?
Мы начали с обучения взрослых, но потом проанализировали рынок и уже через год стали учить и детей. Точно так же, как сначала был только английский, а уже на следующий год добавили эстонский, французский, немецкий, увеличили число преподавателей, поскольку резко выросло число студентов и с каждым годом продолжало расти. В основном все трудности все эти годы и были связаны с тем, что школа всё больше и больше разрасталась, поскольку мы стремились принимать всех желающих.
Понадобились какие-то специальные знания по ведению бизнеса?
Нам очень ??????, ??????? ????? ?? ??????? повезло. Когда в середине 1990-х годов в Эстонию хлынули иностранцы, мы подружились с одним американским профессором, который устроил нам курс менеджмента прямо на месте и благодаря которому мы чётко выстроили стратегию: сегментация рынка, целевые группы, маркетинг, регулярные исследования и контроль студентов и преподавателей и т.д. И потом, когда чувствовала, что не хватало знаний, шла на нужные курсы, а мой муж Олег вообще поступил в экономическую магистратуру. Нам пока не пришлось ещё ни от чего отказываться из того, к чему постепенно пришли за эти годы. Что-то модифицируется, что-то меняет форму, но суть от этого не меняется - всё, что мы предлагаем клиентам, пользуется спросом.
Кто проводит исследования и контроль?

Статья продолжается после рекламы

Мы с мужем сами, и считаем это очень важной частью своей работы. Мало того, у нас ноу-хау, которым не может похвастаться ни один из наших конкурентов. Поскольку школа так разрослась, а количественный рост иногда приводит к снижению качества обучения, возникла идея электронного управления, которая действует у нас уже целый год. Она охватывает преподавателей, администрацию и учащихся, помогает организовать и с трёх сторон контролировать весь учебный процесс по принципу э-школы или аналогичных систем, действующих на некоторых предприятиях. Для нас эту программу разработала специальная фирма, сначала она многим казалась сложной, но уже через полгода все сумели оценить её эффективность.
Как Вы подбираете преподавателей?
Очень тщательно. Поскольку у нас две целевых группы из трёх составляют дети - до 10 лет и школьники, работать с ними могут только педагоги со знанием детской психологии, точно так же, как работающие со взрослыми преподаватели должны быть знакомы с андрогогикой. Методике преподавания сейчас легко научить прямо на месте, прошли те времена, когда самим приходилось составлять учебные пособия. Мы отдаём предпочтение выпускникам российских вузов, они, как правило, готовые специалисты, и, к счастью, их сейчас в Эстонии почему-то довольно много. А вот среди многочисленных западных преподавателей труднее отобрать хороших, хотя мы всегда заинтересованы в том, чтобы у нас работали носители языка. Это важно не только для учащихся, но и для самих учителей - они начинают учиться друг у друга, перенимая соответственно опыт восточной или западной школ.
Конкурентов не боитесь?
Нет, потому что мы уже успели заметить, что в какой-то мере сами создаём себе конкурентов. Многие, как и мы, перешли на длительное обучение с сентября по май, мы же сами некоторое время назад поставили вопрос о лицензировании языковых школ и курсов. Поскольку работаем долго, бывали и времена, когда от нас уходили преподаватели, создавали свои школы, используя наши списки учеников, но все эти неприятности только подталкивали, не давали расслабиться. Если видишь, что за тобой идут, неважно, честно или не очень, значит, идёшь в правильном направлении и делаешь что-то стоящее.
Как ощущаете кризис?
Спад, конечно, чувствуется: доходы людей снижаются, уменьшается приток учащихся в некоторых возрастных группах, хотя в каких-то, наоборот, увеличивается, например, среди взрослых. Время кризиса, по-видимому, способствует обучению, что бы не происходило сейчас с экономикой, но три европейских кита - Великобритания, Франция и Германия - никуда не денутся, и там всегда можно рассчитывать на рабочие места. Что касается наших проблем как работодателей, то основные трудности связаны с зарплатой персонала, которая постоянно росла по мере роста зарплат в других секторах и сферах и сейчас оказалась явно завышенной и выше, чем плата за обучение. Но пока приходится удерживать и ту, и другую на приемлемом для обеих сторон уровне.
Что Вы считаете сейчас главным для работодателя в отношениях с его сотрудниками?

Статья продолжается после рекламы

Важнее всего договориться с коллективом - для танго, как известно, нужны двое. Мне кажется, нам это на данный момент удалось. У нас много молодых преподавателей, которые хотят состояться как профессионалы, и их не интересуют только деньги. Мне кажется, что бизнес вообще получается только у тех, кто на деньгах "не зацикливается", а если ещё и команда такая, то всё будет складываться удачно. Как говорит мой муж Олег, чем дольше живёт организация, тем дольше она будет умирать.
Звучит не слишком оптимистично, хотя почему-то чувствуется, что перспектива закрыться Вас не пугает...
Когда человек долго занимается чем-то одним, он приобретает профессиональную уверенность. Есть новые проекты, есть несколько идей, которые будем реализовывать. Главное - не паниковать, и там, где экстенсивное развитие невозможно, заниматься интенсивным. Главное, что мы хотим заниматься своим делом, а раз хотим, то будем, тем более, что в этом есть реальная нужда. По сути, мы исправляем ошибки в системе образования: чем больше с ним экспериментируют, чем больше его зажимают, тем больше людей будут обращаться за помощью к нам.
Autor: Ольга Журьяри

Похожие статьи

Сейчас в фокусе

1300 евро были переведены со счета клиентки Swedbank на счет канадской компании. Как утверждает клиентка – без ее разрешения или ведома.
Новости
  • 03.02.26, 06:00
Зазевались – и ваши деньги на счете канадской компании. Банк разводит руками
Utilitas Wind – один из девелоперов, которые осенью подали в суд на волость Мульги. «По нашей оценке, прекращение спецпланировки в таком виде не соответствовало закону, поэтому мы и обратились в суд», – сказал руководитель Utilitas Wind Рене Таммист. Это не единственный судебный спор между сторонами: представители Мульги борются против ветропарка Utilitas Wind Лоде-Пенуя в латвийском суде.
Эпицентр
  • 03.02.26, 08:52
Вложившие миллионы девелоперы ветропарков судятся с волостями. «Мы на краю пропасти»
Антс Пыльдсам и его компания Surrestik OÜ (ранее Bristol Trust OÜ) проходят по делу в Харьюском уездном суде по обвинению в налоговом мошенничестве и использовании поддельного документа в судебном процессе.
Новости
  • 02.02.26, 18:55
Возбуждено уголовное дело против известного в военной сфере предпринимателя. «Он не соблюдал законы, а злоупотреблял ими»
Авторы книги «Медовая ловушка» о деле Swedbank и отмывании денег Аксель Горд Хумлесьё (на переднем плане) и Ларс Берге (на заднем плане) в четверг раздавали автографы в редакции Äripäev.
Новости
  • 02.02.26, 16:49
Шведские журналисты, расследовавшие дело об отмывании денег в Swedbank: ФСБ следила и за эстонскими банкирами
Руководитель Fund Ehitus Рейго Маросов надеется, что первые дома будут готовы в 2028 году. «Есть небольшая надежда, что город захочет быстрее рассмотреть планировки», – сказал он.
Новости
  • 03.02.26, 15:03
Коплиские линии на финишной прямой: Fund Ehitus инвестирует 100 млн евро
Один из братьев Муна, Яан, был спонсором строительства в Тарту церкви святого Павла по проекту Элиэля Сааринена. Это было недешево, ведь финский мастер был в ту пору одним из самых модных и высокооплачиваемых мастеров всей Европы.
Новости
  • 02.02.26, 06:00
Старики-разбойники: братья сколотили крупнейшее состояние в Эстонии и пустили его на ветер
В пятницу золото пережило одно из самых резких падений в истории, в понедельник небольшое снижение продолжилось. Теперь же цена снова начала расти.
Биржа
  • 03.02.26, 10:25
Золото и серебро восстановились после исторической распродажи
Forus: сегодня устройства б/у ничем не хуже новых, но значительно выгодней для компании
  • KM
Sisuturundus
  • 02.02.26, 09:17
Forus: сегодня устройства б/у ничем не хуже новых, но значительно выгодней для компании

Подписаться на рассылку

Подпишитесь на рассылку и получите важнейшие новости дня прямо в почтовый ящик!

На главную