Логистика – это бег без остановок на большой скорости. Однако, по словам Людмилы Сибуль, владелицы экспедиторской фирмы OU Baroposs, бег этот часто бывает с препятствиями.
- Людмила Сибуль, владелица экспедиторской фирмы OU Baroposs
ЧТО ЕСТЬ ЧТО - OU BAROPOSS
Основано: 11.11.1997
Сфера деятельности:
экспедирование грузов, сдача в аренду недвижимости
Владелец: Людмила Сибуль
Работники: 2 человека
Место в текущем топе газелей: 789-е
Препятствия в данной области во многом обусловлены внешними обстоятельствами.
«Добиться успеха в логистике стоит большого труда и нервов. Зачастую выходные проходят без отдыха, приходилось работать и по ночам – выезжать куда-то, печатать и согласовывать документы. Иной раз подпрыгиваешь от внезапных ночных звонков. Начинают что-то объяснять, а я первым делом задаю вопрос, кто вы, что и куда везёте, - делится особенностями своей работы Людмила. – Я как-то подсчитала, что в процессе доставки груза может быть задействовано в общей сложности до ста человек. Предположим, груз от производителя до покупателя идёт контейнером из Китая - по морю и суше. Его кто-то должен упаковать, погрузить, поставить на машину, обработать документы и т.д.».
Конкурентов, по её словам, у фирмы на нашем узком рынке хватает. При этом не редки случаи, когда перевозчик, у которого заказали доставку груза, потом встречается напрямую с заказчиком и предлагает свою, более низкую цену.
После этого заказчик просит у экспедиторской компании перевезти груз по этой цене. «А потом перевозчик опять предлагает заказчику доставить груз по ещё более низкой цене, и заказчик вновь просит более дешёвую перевозку. И так по кругу. Но есть же какой-то предел. Однажды я сказала одному такому заказчику: ну уж нет, тогда покупайте велосипед и везите груз сами!» - говорит Людмила.
При этом она отмечает, что, например, в Германии существует специальный закон, который не позволяет предприятиям отдавать груз напрямую перевозчикам. Компания заключает договор с экспедитором, который обеспечивает для перевозки груза машины. А в Эстонии экспедитора никто не защищает. «Поэтому в нашей области существует негласное правило: при перевозчиках не говорить о заказчиках, а при заказчиках не говорить о перевозчиках», - добавила Людмила.
Сибуль говорит, что в этом бизнесе все друг друга знают, и не только на местном рынке: «Однажды я общалась по скайпу с партнёрами из Германии, и при этом говорила по телефону с человеком из Москвы. А по скайпу меня спрашивают: «Это тебе Александра из Москвы звонит?»
К СВЕДЕНИЮ - ФАКТОРЫ УСПЕХА
В период с 2011 по 2013 г. коммерческая прибыль OU Baroposs выросла в 2,24 раза, а оборот – в 1,85 раза.
Именно в этот период появился новый перспективный работник.
В 2012 г. основали в Финляндии фирму во избежание двойного налогообложения с Россией. Неординарные приёмы, которые помогают выделяться среди большого количества конкурентов. Помогли и знания руководителя компании, полученные некогда на курсах рекламных агентов.
Привези то, не знаю что
Baroposs действует на рынке уже с 1997 г., и за всю историю своего существования, по словам Людмилы, фирма прошла «огонь, воду и медные трубы».
«Были и суды у меня, и пистолетом стучали по голове, всё было, - вспоминает она. – Да и сейчас случается всякое, подводят недобросовестные или некомпетентные в этой области люди. Вообще я считаю, что в логистике не должно быть случайных людей. И каждая логистическая компания должна иметь лицензию. Вот работали у нас, например, две девушки. В какой-то момент почувствовали, что научились зарабатывать деньги и основали свою фирму. Потом их очень подвели, и они не заплатили перевозчикам. В итоге фирма лопнула. А сколько ещё таких же примеров?»
До основания собственного предприятия Людмила десять лет проработала в отделе снабжения на Таллиннском судоремонтном заводе. «Я наработала хороший опыт. Знаю, где взять груз и машину. Состыковать их – дело техники. В советские времена, когда всё распределялось по фондам, надо было уметь разговаривать с людьми, чтобы выбить положенный тебе товар. Теперь эти навыки помогают мне в бизнесе», - сказала Сибуль.
Впрочем, предпринимательская жилка у будущего руководителя логистической компании проявилась ещё до основания фирмы. В период развала Союза Людмила осталась без работы и решила организовать квартирное товарищество в своём доме, чтобы установить в нём теплосчётчики. На тот момент это был первый государственный дом, преобразованный в товарищество.
Опыт, однако, закончился печально, поскольку подвели партнёры. Позже через знакомых нашлась только что учреждённая транспортная фирма. «И опять попался не совсем добросовестный человек, который недоплачивал заработную плату. Я проработала у него полтора года, после чего решила трудиться на себя, обслуживая его машины и ища для них грузы. Так и открыла свою компанию», - рассказала Сибуль.
До 2007 г. дела у фирмы шли хорошо, но после известных событий, а также в период кризиса деятельность пошла на спад. Людмила признаёт, что её бизнес очень политизирован: «Теперь эти санкции и изменения курса рубля… Из-за этого у нас нет работы уже два месяца! Где искать грузы? Когда раньше евро стоил 44 рубля, а теперь в два раза дороже, продать товар очень трудно. И уже сами россияне, а не я, просят у меня грузы. Но люди ничего не везут!»
Можно писать детективы
В своё время фирма открыла свой филиал в Санкт-Петербурге. Но, по словам Сибуль, на двух стульях усидеть не удалось. Основные направления компании – Россия и Европа. Правда, сейчас экспедиторы на Европе больше 20-50 евро за один рейс не зарабатывают.
«Помимо того, что в связи с падением рубля подорожали товары, надо заплатить за их доставку, таможенные процедуры. В России растаможить груз очень дорого, в этом смысле наши законы очень сильно отличаются. С россиянами мы вроде говорим на одном языке, но я уже часто их не понимаю, у нас всё по-другому», - отмечает руководитель Baroposs.
По словам Людмилы Сибуль, за всю свою историю у Baroposs было столько разных случаев, что можно было бы написать целую книгу. «Однажды мы перевозили из Италии в Казахстан взрывоопасный груз, и нужно было получить разрешение от Министерства внутренних дел в России. То ли оформили его неправильно, то ли ещё что-то произошло, но машину вернули обратно. Пока решался вопрос с разрешением, за стоянку нам платить, естественно, не хотелось, и я оставила фуру в порту Мууга напротив таможни. Стоит она неделю, две, месяц…
Пока в один прекрасный момент мне не позвонил начальник таможни с вопросом «Когда уберёте машину?». Убирать её я не собиралась, но знала - с таможней шутки плохи, надо что-то делать, иначе, не ровён час, придётся платить штраф. И буквально на коленях перед столом директора таможни говорю: «Делайте, что хотите, но денег у меня нет!» Он посмеялся и отпустил меня. Ну что ему ещё оставалось делать? - с улыбкой вспоминает Людмила. - А один раз пропали две фуры с красной рыбой, которую везли из Норвегии транзитом. В общем, в нашем деле всё время ходишь по лезвию ножа», - говорит Сибуль.
Водители, по её словам, это вообще отдельная история. Безответственный подход к сопроводительным документам иногда стоит экспедитору немалых денег. «Помню, водитель взял с контейнера не те документы и не посмотрел, что написано в инвойсе. В результате с меня взяли 9 тыс. долларов за растаможку, - рассказывает Сибуль. – А как-то раз я год не платила перевозчику, по вине которого разбились плохо закреплённые автомобили. Ждала, когда решится вопрос со страховкой, и мне заплатят заказчики».
По мнению Людмилы, водителям следовало бы выдавать целую инструкцию с разъяснениями, как надо себя вести при перевозке грузов. «Они должны очень серьёзно обращаться с документами, сверять каждую цифру, каждую букву. Ведь случись что-нибудь – деньги снимут с водителей, а они этого не понимают!» - отмечает она.
МЕТОДИКА
Рубрика «Фирмы-газели» в ДВ выходит как минимум 2 раза в месяц и содержит материалы о быстроразвивающихся фирмах страны и их владельцах.
Рейтинг фирм-газелей вышел в ДВ 4 марта. Исходные данные: доход от продаж и прибыль компании до выплаты налогов за 2011, 2012 и 2013 годы. Доход от продаж за 2011 год должен превышать 100 тыс. евро, и доход от продаж за 2013 год должен быть меньше 13 млн. евро.
Палки в колёса бизнеса
Несмотря на все сложности, в период с 2011 по 2013 год компания Baroposs достигла хороших результатов и попала в рейтинг Aripaev быстроразвивающихся предприятий.
По словам Сибуль, в числе прочих факторов этому способствовало то, что она взяла дополнительного перспективного сотрудника, а также основала фирму в Финляндии: «Учредили мы её для того, чтобы избежать двойного налогообложения с россиянами. Почему-то у Литвы, Латвии и Финляндии подписан договор с Россией об избежании двойного налогообложения, а у нас нет».
По мнению Людмилы, не только это вставляет палки в колёса транспортного, да и всего остального в нашей стране бизнеса. «Нам никто не платит деньги, мы их зарабатываем сами, а государство получает от нашей работы доход, который даётся огромным трудом, - поясняет она. – Вот звонят мне из Налогового департамента и спрашивают: а почему вы не выплачиваете дивиденды? Я говорю – ну и что? Это моё дело. А приняли эти изменения по автомобилям! Возникает вопрос: почему так относятся к предпринимателям? Ведь если разобраться, то фирма лично моя, значит, и машина моя».
Плохо дело обстоит и на рынке труда. Сибуль считает, что логистов у нас учат совсем неправильно: «Мне бы, наверное, хватило одного дня, чтобы объяснить всю нашу деятельность. Сейчас студенты не знают, что такое TIR, CMR, страховка, сколько стоит километр пробега и т.д. А ведь машины лизинговые, они постоянно должны быть в движении».
В нынешний непростой для транспортных компаний период фирму Baroposs выручает побочный бизнес – сдача в аренду нескольких кабинетов в том же здании, где она находится. «Что будет дальше, не знаю… Но надо быть в постоянном движении!» - с оптимизмом смотрит в будущее Людмила.
Похожие статьи
Почему российские инвесторы выбирают Эстонию? На этот вопрос ответил Деловым Ведомостям (ДВ) владелец одного из крупнейших производителей российской косметики Natura Siberica.
Не стоит ждать скорой отмены санкций Запада против России, заявил президент РФ Владимир Путин. «Наоборот, нужно использовать эту ситуацию для новых путей развития», - отметил он.
Картина благоприятной деловой среды Эстонии быстро начинает рушиться.
Фирма-газель Lindab AS за последние годы заметно выросла и включила в концерн завод в Петербурге, а также частично производство завода в Финляндии.
В основу строительного проекта Мустамяэской государственной гимназии (MURG) легла работа «Серебряная стрела, победитель архитектурного конкурса. Это название ассоциируется с остротой, скоростью и точностью, которые важны для достижения успеха в науке и хорошо подходят для школы с уклоном на точные предметы.
Последние новости
На счете Berkshire Hathaway – рекордная сумма
Сейчас в фокусе