Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    На старт…Внимание… Марш!

    Фото: Eiko Kink

    Знакома ли вам ситуация, когда из-за отсутствия определённой суммы денег в определённый период времени что-то остаётся несделанным или отодвинутым на потом? А когда из-за этого рушится мечта?

    Речь идёт о финансировании спорта высоких достижений. Чемпионами не рождаются. Путь на пьедестал долог и сложен и, несомненно, дорог. Поездки, соревнования, снаряжение, международные лагеря и т.д. - всё это требует грандиозных вложений. А ведь как приятно болеть за своих на Чемпио­натах мира и Олимпиадах.
    Финансирования государства хватает далеко не всем спортсменам и не всегда. Искать спонсоров наши спортсмены стесняются, а по большей части – не умеют.
     
    Марек Вистер, Кристьян Колб­ре и Кристель Кыйв создали платформу по сбору денег для перспективных спортс­менов - stardipaik.ee. На вопросы отвечает один из основателей Stardipaik (переводится как «место старта») Марек Вистер.
    Если бы незнакомый человек спросил вас, чем вы занимаетесь, как бы вы ему коротко ответили?Предлагаю услуги продаж и консультаций. Если же говорить о stardipaik.ee, то тем, что мне нравится и инспирирует.
    То есть, stardipaik.ee это не то, чем вы зарабатывае­те на жизнь?
    Совсем нет. У меня много других проектов. Этим мы занимаемся из чувства миссии. Конечно, планируем развиваться таким образом, чтобы в будущем и зарабатывать, но основная цель, чтобы от этого была польза спортсменам.
    Почему именно этот род деятельности? Не недвижимость, не финансы? Вы на своей шкуре прочувст­вовали, что значит быть спортс­меном и не иметь финансовых возможнос­тей реализовать себя максимально?
    Спорт меня увлекал с самого детства, я мечтал войти в т.н. «высшую лигу», но, увы… не всем это суждено. Это очень вдохновляюще наблюдать, как спортсмен, преодолевая все трудности, идёт к своей цели. Идея stardipaik.ee как раз родилась, чтобы разогнать тёмные тучи, которые образовалось в финансировании эстонского спорта. Мы с друзьями (Кристель Кыйв и Кристьян Колбре) пытаемся как-то «изменить погоду» в системе нашего спорта.
    Вы, правда, считаете, что сможете это сделать?
    Я вообще считаю, что всё, что с нами происходит, это не случайное стечение обстоятельств, а одно событие или встреча с кем-то, несомненно, ведёт к другому. Ни для кого не секрет, что ситуация со спортом в нашей стране оставляет желать лучшего. Государство выделяет какие-то деньги федерациям, но они проделывают долгий бюрократический путь, прежде чем дойти до спортсмена, а порой и не доходят. Я вообще считаю, что в нашей стране необходимо иметь Минис­терство спорта.
    Не значит ли это, что вы выполняете отчасти работу государства, собирая деньги для спортсменов?
    Ну, если бы государство давало достаточно денег всем спортсменам, то проблем бы­­ло бы меньше. Если бы федерациями руководили люди, которые отдают этому делу душу, которые сами сталкивались с этими проблемами, то развитие спорта было бы намного эффективнее. Некоторыми федерациями руководят люди, у которых нет амбиций развивать именно этот вид спорта. Они просто находятся там в зоне комфорта. Никакого надзора со стороны государства за этим нет, всё идёт своим чередом, а страдают спортсмены.
    Получается, что тот факт, что спорт не в приоритете у государства, породил новую сферу деятельнос­ти. Эдаких посредников, свах между спортсменами и спонсорами.
    Я бы не стал нас сравнивать со свахами. Если вращаешься в правильном кругу, то одно, несомненно, ведёт к другому. В Эстонии вообще спонсора найти несложно, так как все и всех знают.Ну а вообще спортивный менеджмент, как таковой, в Эстонии очень слабо развит. Его практически нет. Есть виды спорта, в которых о таком и не слышали. А, между прочим, в мире это очень прибыльная отрасль.
    Сколько проектов и на какую общую сумму вы запустили?
    23 проекта на сумму более 54 000 евро.
    Сколько, в среднем, к вам обращаются в месяц?
    Около 6 проектов поступает к нам на рассмотрение в месяц.
    И как вы их отбираете?
    Это не сложно. Как правило, к нам никто не обращается за тем, чтобы попросить деньги на отпуск. О помощи может ходатайствовать любой спортсмен. Если цель, на что спортсмен собирает деньги, хорошо обоснована, то с большой вероятностью найдутся и спонсоры.
    Вот прямо так попросит денег, и ему соберут.
    Деньги не растут на деревьях. Для того, чтобы собрать необходимую сумму, спортс­мен должен сам проделать большую работу. Мы просто даём ему инструмент для этого.
    А если не соберут?
    Почти за год работы нашей фирмы лишь 10-15% проектов не реализовалось. Если не соберут (например, попросят 1000 евро, а придёт 500 евро), то все спонсоры получат свои деньги обратно. Сейчас мы разрабатываем идею, чтобы деньги с нереализованных проектов поступали в отдельный фонд. Тогда, например, раз в год эту сумму можно будет направить на поддержание спортсмена, который не набрал нужную сумму.
    Опишите механизм поиска спонсора для спортсменов.
    Например, спортсмену нужно поехать на международные сборы, цена которых 3000 евро. Или купить снаряжение, цена которого 5000 евро. Он заполняет на нашем сайте форму проекта и отсылает нам. Мы рассматриваем проект. Если мы решаем, что он подходящий, то спортс­мен высылает нам видео со своим обращением к спонсорам и уже заполняет анкету, которая впоследствии появится на сайте.
    И всё? Как говорится, «пикс - и деньги придут»?
    Не совсем. Самая тяжёлая работа только начинается. Придут они или нет, во многом зависит от самого спортс­мена, от того, как активно он рек­ламирует свой проект. Я не говорю о покупке дорогих рекламных площадей в СМИ, а о том, как он продвигает свой проект через социаль­ные сети. Как рассказывает об этом своим друзьям и знакомым, а те, в свою очередь - своим. Сарафанное радио никто не отменял. Более смелые идут на телевидение, в газеты.
    Вы сейчас сделали антирекламу традиционным рекламным каналам...
    Да нет, традиционные каналы хороши для определённых вещей. А в маленькой Эстонии, где все друг друга знают, в случае таких проектов, действительно, более эффективно продвигать «по своим».
    Хорошо, собрали определённую сумму, что дальше?
    Сумма поступает на счёт stardipaik.ee, а дальше мы её переводим на счёт спортсмена. В таких случаях лучше иметь MTU, чтобы этот перевод не посчитали доходом и не обложили подоходным налогом.
    Как вы ищите спонсоров и спортсменов, нуждающихся в их поддержке? 
    Обычно спортсмены обращаются к нам сами. А дальше проект уже поддерживают люди и/или фирмы, которым это интересно. Большая часть спонсоров – частные лица. Но как я уже говорил – львиная доля от продвижения зависит от самого спортс­мена.
    Но, как известно, спортс­мены и их тренеры далеко не все очень хорошие менеджеры…
    Для успешной реализации проекта не обязательно быть хорошим менеджером. До сих пор все наши спортс­мены были сами очень активны и проводили т.н. «просветительскую» работу. Если всё это правильно организовать, то информация, как снежный ком, прокатиться по знакомым, друзьям, фанатам.
    Чем может быть выгодно спонсорство для фирм? Имеют ли они какие-то налоговые льготы с этого?
    Спонсорство, как таковое, раскрывает для предприятия много возможностей для маркетинга и продвижения своих услуг и товаров. Всё зависит от идеи.
    Не кажется ли вам, что тех, кто ищет спонсоров, у нас рассматривают как попрошаек.
    Не кажется. Поиск спонсоров – вполне нормальная деятельность. Спорт высоких достижений без серьёзных финансовых влияний также невозможен, как доставить Луну на Землю. К сожалению, на сегодня ситуация в нашей стране такова, что спортсмены отвечают сами за себя и не надеются на помощь государства. Поэтому приходится искать альтернативу. Но в итоге, всё равно за спорт отвечает государство, и тут я снова прихожу к мысли о необходимости спортивного министерства.
    Вашей фирме ещё нет и года, что произошло за это время? Всё так, как вы планировали? Или лучше/хуже? К чему вы были абсолютно не готовы?
    За это время мы собрали более 50 000 евро, эти деньги получили спортсмены, которые представляют нашу страну на мировых аренах. Я горжусь этим, и это даёт невероятную мотивацию делать дальше и больше. Например, у нас в планах создать фонд при нашем MTU, а также перевес­ти страничку на русский и английский языки.
    Есть ли у вас конкуренты? Как вы видите развитие этой отрасли в ближайшие годы?
    Прямых конкурентов нет ни в Эстонии, ни в странах Балтии. Социальное финансирование – это вообще новая сфера для рынка, и я считаю, что она будет бурно развиваться в ближайшее время. Мы постараемся держать темп. Это очень потенциальная сфера. Спортсмены должны тренироваться, а не тратить свою энергию на переживания о том, дотянут ли они до следующего сезона.
  • Самое читаемое
Статьи по теме

Как купить недвижимость в Испании. Проблемы, о которых обычно не говорят
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Глава Tallink: быстрого восстановления не предвидится
Несмотря на сложную экономическую и геополитическую ситуацию, Tallink Grupp в первом квартале удалось увеличить как количество пассажиров, так и чистую прибыль.
Несмотря на сложную экономическую и геополитическую ситуацию, Tallink Grupp в первом квартале удалось увеличить как количество пассажиров, так и чистую прибыль.
Это жизнь, это карма. Хоть и не Нарва
Снегопад, щедро укрывший эстонскую столицу в конце апреля, многих горожан, следивших за политическими перипетиями последних недель, заставил поверить в то, что карма все-таки существует.
Снегопад, щедро укрывший эстонскую столицу в конце апреля, многих горожан, следивших за политическими перипетиями последних недель, заставил поверить в то, что карма все-таки существует.
Президент Bolt: писать для чиновников законопроекты – нормально
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.