Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Тень рабовладения над рынком труда Эстонии

    Тень рабовладения над рынком труда Эстонии Фото: Raul Mee

    В Эстонии, по разным оценкам, работают с нарушением трудового законодательства от 1000 до 5000 иностранцев. Государство пытается уменьшить количество рабочих-нелегалов введением более высоких штрафов и требованием регистрации работодателем арендованной рабочей силы, обсуждаются и размеры зарплат в конкретных секторах.

    Понятно, что параллельно с ростом экономики и успешно растущим предпринимательством быстро растёт и спрос на рабочие руки. С превращением из транзитной страны в страну назначения, Эстония испытывает ощутимое нашествие нелегальной рабочей силы.
    Всего несколько тысяч нелегалов для государства означает свыше 10 миллионов евро неполученных налогов в год.
    По словам министра внутренних дел Андреса Анвельта, сюда едут преимущественно из Украины и России, Белоруссии и Молдовы. И всё вроде в порядке с визами, пока в багаже не обнаруживаются кирзовые сапоги и рабочие комбинезоны – не слишком типичный гардероб для туриста.
    Более редки, но и более серьёзны инциденты с задержанием на границе вьетнамцев, у которых нет разрешения на въезд в государство. Доставкой таких групп занимаются очень высокого уровня российские ОПГ (организованные преступные группы). «В этом бизнесе замешаны даже бывшие работники российских спецслужб», – отметил Анвельт.
    Шажок до рабовладения
    Пребывающие в государстве на законных основаниях, но не имеющие права здесь работать иностранцы – самый классический пример нелегальной рабочей силы. У таких рабочих нет вида на жительство, поскольку они въехали сюда вне рамок квоты. Не зарегистрированы они и как временные работники, у которых с введением в силу обсуждаемых сейчас в Рийгикогу поправок к законодательству, будет право работать здесь год вместо прежних девяти месяцев.
    «Это настоящая и прогрессирующая раковая опухоль. Эти люди могут попасть в положение рабов. Тогда возникнет риск, подобный тому, о котором писали в связи с рабами из Эстонии в Великобритании», – предупредил Анвельт.
    Людей завлекают дешёвыми обещаниями. На строительство дачи или частного дома. Повышенный спрос позволяет платить им за работу гроши – даже эстонская минимальная зарплата значительно выше той, что получают рабочие в Украине. При этом налоги они и за них не платятся. Чтоб не возникали, им постоянно угрожают высылкой из страны, запретом на въезд в Шенгенское пространство и уголовным наказанием.
    «Такое положение сродни рабовладельческому строю. Пока мы ни разу с открытым проявлением рабства не сталкивались, но видим, что эта тенденция растёт. Такое поведение взято на вооружение больше малыми и средними предприятиями. Крупные рисковать не станут», – добавил Анвельт.
    Но в ходе рейдов пойманы люди, сами не имеющие понятия, в каком статусе они здесь находятся – вместо вида на жительство им всучили красивые бумажки, не имеющие никакого веса. Тут мы имеем дело с нанятыми обманным путём людьми, что является одной из форм работорговли. «Излишне требовать от простого человека знания иностранного законодательства. Этот закон – один из самых трудных государственных законов Эстонии, в нём не каждый чиновник и политик разберётся», – заметил Анвельт.
    Планируется регистрация арендованной рабочей силы
    По сути, ничего противозаконного нет в аренде работников, то есть, когда иностранец прибывает в Эстонию на кратковременную работу, например, чтобы оказать какую-то услугу, и у него имеется вид на жительство любого другого государства члена ЕС или есть виза и разрешение на работу. Это отвечает основополагающим принципам свободного передвижения рабочей силы на территории ЕС.
    Однако махинаторам это положение очень легко использовать. А безвизовый режим с Украиной только подливает масла в огонь. Местной строительной фирме достаточно создать в Польше полочную фирму, через которую украинские рабочие оформляются на работу и отправляются на объекты. Платить зарплаты обязана арендующая фирма, налоги надо платить согласно законам страны происхождения. Полочную фирму топят, налоговые суммы и в худшем случае также и зарплата рабочих   преспокойно оседают на счетах махинаторов.
    «Мы собираемся приступить к регистрации арендованных рабочих», – заметил Анвельт и добавил, что поправки к закону почти готовы и вскоре  поступят в Рийгикогу. Такой ход дела поддерживают, по его словам, и сами работодатели.
    Лакомый кусок для «крышевальщиков»
    Самой классической группой риска для работорговли Анвельт назвал нелегалов без вида на жительство, разрешения на работу и даже без права на въезд в страну. Это уже упоминавшиеся вьетнамцы, имеющие свою общину в Польше, и кого туда доставляют сотнями и сотнями. «В Эстонии нелегалов этого типа меньше всех», – сказал Анвельт. Нити таких случаев тянутся к крупным преступным группировкам. 
    «Легализация нескольких тысяч людей означала бы для государства свыше 10 миллионов евро налоговых выплат. Организованная преступность такой возможности не упустит», – заметил Анвельт.
    Торговля людьми – одна из трёх основных сфер деятельности преступных группировок. Система в какой-то мере работает как властная структура – за деньги предлагает защиту и безопасность. «Это как в 90-е в металлическом бизнесе. Суммы двигались огромные, бизнесмены нуждались в этой услуге. Когда надо было разобраться с партнёром, проблемы решала преступность, выполняя тем самым функции департамента конкуренции», – привёл пример министр внутренних дел.
    Зарплата по секторам
     
    Анвельт согласен с тем, что рынок труда должен идти в ногу с уровнем  развития экономики.Но не как вздумается. «Какой бы трудной ситуация ни была, незаконное использование труда недопустимо и оправданием не служит», – подчеркнул он.
    Лучшим выходом были бы виды на жительство. В период экономического роста на законных основаниях работающий иностранец привносит ощутимую добавленную стоимость. «Но при этом с наступлением спада в экономике у нас возникнет перед этими людьми социальная ответственность», – выдвинул министр первую потенциальную проблему.
    Действующая с 1993 года квота на ввоз рабочей силы (ограничивается 0,1 процента всего населения), по мнению Анвельта , нуждается в пересмотре и обновлении. «Но маленькое государство должно хорошенько продумать свои действия», – добавил министр. Созданная при министерстве внутренних дел рабочая группа первые предложения для урегулирования рынка труда уже сделала и работа продолжается.
    Одним из решений для обсуждения рабочей группой, по предложению министра, могло бы быть приведение по примеру многих европейских государств зарплаты иностранных рабочих в соответствие с зарплатами сектора. Иными словами, вместо нынешних жёстких требований по минимальной эстонской зарплате, работодатели и профсоюзы могли бы договориться о твёрдой сумме, которую будут платить иностранным рабочим в том или другом секторе. 
    Действующая с 1993 года квота на ввоз рабочей силы (ограничивается 0,1 процента всего населения), по мнению Анвельта , нуждается в пересмотре и обновлении. «Но маленькое государство должно хорошенько продумать свои действия», – добавил министр. Созданная при министерстве внутренних дел рабочая группа первые предложения для урегулирования рынка труда уже сделала и работа продолжается.
    Одним из решений для обсуждения рабочей группой, по предложению министра, могло бы быть приведение по примеру многих европейских государств зарплаты иностранных рабочих в соответствие с зарплатами сектора. Иными словами, вместо нынешних жёстких требований по минимальной эстонской зарплате, работодатели и профсоюзы могли бы договориться о твёрдой сумме, которую будут платить иностранным рабочим в том или другом секторе. 
    «В сфере услуг и гостиничном хозяйстве требование по средней зарплате немыслимо. То же и в строительстве, если речь идёт не о специалисте. Соглашения между социальными партнёрами сохранят зарплаты на достойном уровне и, можно надеяться, что сократят использование нелегальной рабочей силы», – обосновал своё предложение Анвельт.
    А вместо сегодняшних 3 200 евро штрафа сумма в 32 000 будет сопоставима с налоговыми отчислениями. «Работодатель отдаёт на налоги за девять месяцев работы «по минималке» с одного работника 3 600 евро. Сейчас выгоднее заплатить штраф, чем официально оформить человека на работу», – признал Анвельт. 
     
    Предприниматель: неравенство
    «Регистрация арендованной рабочей силы крайне необходима – одобряет Хейго Калдра, исполнительный директор фирмы ManpowerBaltikum, занимающейся консультированием по трудоустройству.
    По словам этого опытного по части найма работников человека, в последние пару лет сложилась ситуация, при которой легальная аренда работника зачастую неконкурентоспособна. Рынок полон предложений тех, у кого конечная цена формируется на базе дневного заработка рабочего на минимальной зарплате в дешёвых странах. Из-за дыр в законодательствах и уклонении от налогов страдает вся честная конкуренция, предприниматели, заказчики работ – все. 
    Исполнительный руководитель предприятия персональных консультаций Finesta Baltic OU Хейки Мяки также приветствует ужесточение регистрации арендованных работников. У предпринимателя, правда, возник один вопрос – а как будет осуществляться контроль? «Потока чёрной рабсилы, прибывающей в Эстонию под видом туристов, это тоже не пресечёт», – уверен он.
    Переход на оплату иностранной рабочей силы на соответствующую по секторам, в отличие от оплаты по критерию средней по Эстонии заработанной платы, по оценке Калдра, верное направление. Это приведёт рынок в порядок. В некоторых секторах с зарплатой выше средней это вызовет, правда, рост зарплат, но в широком плане этот шаг даст возможность ввозить нужных работников с высокой квалификацией.
    «В целом, государство могло бы притормозить с ограничениями, так как быстро меняющийся мир труда требует гибкости и соглашений, учитывающих интересы сторон. Эстонское законодательство в части трудовых договоров восходит к мануфактурным временам (т.е. сильно ограничено во времени и месте исполнения работы, с девяти до пяти), оно не очень-то подходит современности», – отметил Калдра.
    Autor: Леннарт Кяямэр [email protected]
  • Самое читаемое
Число клиентов Netflix выросло на 9 млн человек, но акции все равно упали
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Экономист: отели и рестораны еще не оправились от спада
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.