О деятельности предприятия может рассказать местный офис. “Офис является нашим шоурумом”, - показал Смоларек на покрытые шпоном стол, двери и стены. Разные поверхности покрыты здесь разной древесиной. Самой солидной можно назвать стену, которая была покрыта прошедшим специальную обработку старинным дубом. “Мы не производим вещи, которые были придуманы 70 лет назад, и которые не меняются. Мы постоянно развиваем технологии, людей и продукцию”, - указал Смоларек на дубовую стену.
“Это дуб с трехмерным эффектом, идею создания которого мы почерпнули из одного старинного замка. Одному охотнику пришла в голову мысль взять старые деревянные балки, обработать их (это то, что мы делаем — обрабатываем древесину) и обить ими стену. Идея была великолепной, но сколько тех замков с такими балками?” Таким образом компания Balti Spoon придумала способ, как превратить свежую балку в нечто, что выглядит таким же предметом старины. По словам Смоларека, такое изделие занимает самое высокое место в мире дизайна. “Древесина является природным материалом, который всегда использовался в строительстве, и теперь для этого есть новые способы. Кто-то сказал, что шпон - это карпаччо из древесины. Это так. Эти тонкие ломтики древесины как карпаччо, предлагаемое Итальянскими ресторанами”.
Семечко завода, отмечающего сегодня в Эстонии свое 20-летие, было посажено 70 лет назад, когда Карл Хейнц Мохринг основал в Германии свою фирму. После успешного начала в 1948 году, Мохринг расширился в Африку, Южную Америку и США. Эстония была последним шагом на его пути. Сейчас помимо Эстонии у Mohring Group два завода в США, предприятие в Германии, но флагманом считается именно подразделение в Эстонии.
В свое время решение начать деятельность в Эстонии было очень смелым, если не сказать, сомнительным. Мохринг путешествовал по миру и нашел поблизости от порта, сырья и дешевой рабочей силы поселок Купу. Помимо этого ему очень понравился Таллинн. Все же купленному в 1993 году участку, который когда-то был в распоряжении Советской Армии, пришлось немного подождать. “Люди спрашивают, что же произошло между 1993-м и 1997-м годом. На самом деле ничего не произошло. Строились планы, высказывались сомнения, стоит ли вообще инвестировать в страну с неясным будущим”, - отметил Смоларек, который пришел в Balti Spoon через несколько месяцев после открытия производства.
В 1997 году время подошло, и было начато строительство завода. “У Мохринга был свой способ ведения бизнеса - он купил здание в США, погрузил его на судно и привез сюда”, - рассказал Смоларек, добавив, что производство было начато в 1998 году. В то время на заводе работало 100 человек. Через два года было принято решение построить здание номер два. На этот раз из местного сырья. Еще годом спустя, в 2001 году, приступили к строительству третьего здания. “Партнеры требовали клееный шпон, и нужно было пойти им навстречу”, - отметил Смоларек. В 2003 году началось строительство четвертого, на этот раз складского здания. Пятое здание было возведено в 2009 году. Одновременно с этим в компании постоянно происходили технологические обновления.
Отечественный лес отечественной полки
“Если первоначальная инвестиция была 8–9 млн. евро, то сегодня объем вложений достиг более чем 35 млн. евро”, - отметил Смоларек, добавив, что освобождение реинвестированного дохода от налога превращает Эстонию в привлекательное место для расширения. “Поэтому наш рост здесь был столь быстрым”. Модернизация идет своим ходом, оборудование снабжено планшетами, и летом из Швейцарии в один цех прибудет новое оборудование. “Не из-за того, что старые станки плохие, они очень хорошие, но мы стремимся использовать лучшие технологии”, - отметил председатель правления.
Второе обстоятельство, которое привело компанию к успеху, это хорошо продаваемый товар. “Мы работаем с IKEA. Это один из наших основных клиентов. Все слышали про IKEA, а для нас данная компания означает большие объемы”, - доволен Смоларек. Прогуливаясь по заводу, он объяснил, что на первый взгляд мебель IKEA кажется анонимным массовым производством. Несмотря на это, шпон на каждой полке был изготовлен из конкретного дерева, срубленного в конкретном лесу, и по серийному номеру мебели можно узнать, в каком (эстонском) лесу выросла ваша полка.