Планирование гольф-деревни началось еще 30 лет назад

    Фото: International Baltic Golfmarina

    В марте этого года OÜ International Baltic Golfmarina, создавшее и построившее гольф-центр в Йыэляхтме, что всего в получасе езды от Таллинна, празднует 30-летие своей деятельности. По словам собственника компании Майта Шмидта, строительство целой гольф-деревни в историческом заповеднике Ребала с захватывающими дух пейзажами стало в свое время возможным благодаря счастливому стечению обстоятельств.

    Поле для гольфа в Йыэляхтме уникально не только своим местоположением и природой. Благодаря строительным решениям и предлагаемому гостям комфорту центр неоднократно попадал в сотню лучших в Европе. Здесь проводились различные международные турниры и, например, в 2021 и 2022 годах в Йыэляхтме планируется снова организовать Чемпионат Европы по гольфу. Кстати, соревнования такого уровня уже проводились здесь четыре раза.
    Но как 30 лет назад, на закате советской эпохи, вообще возникла мысль создать поле для игры в гольф в поросшей кустарником болотистой местности северного побережья Эстонии, ведь в те времена мало кто в нашей стране вообще имел представление об этом замечательном виде спорта? Шмидт улыбается: «Когда Бог создавал это место, он вряд ли сам играл в гольф, но у него с самого начала был план подарить любителям гольфа этот необыкновенный кусочек живописной природы, на котором есть все, начиная от моря и высокого обрывистого берега и заканчивая 300-летними дубами и впечатляющей историей этих мест».

    Череда чудесных случаев, приведшая к созданию поля для гольфа

    Фото: International Baltic Golfmarina
    История поля для игры в гольф, расположенного в Йыэляхтме, в действительности началась в конце 1980-х, когда финские бизнесмены приехали в Таллинн и изъявили желание найти место, которое подходило бы для гольф-поля. «В Финляндии в гольф играют уже 100 лет, и этим занимается 3% населения. Так у финнов возник план создать и в Эстонии хорошие возможности для любителей гольфа. Найти подходящее место оказалось непросто, поскольку для поля требовалось как минимум 75 гектаров земли с определенным рельефом, водоемами... Но в конце концов место было найдено – это был заросший кустарником и заболоченный участок земли площадью 127 гектаров на берегу моря в Йыэляхтме. Собственником земли была Таллиннская птицефабрика, и благодаря тому, что разрешение на строительство было получено еще в советское время, позднее эту землю удалось приватизировать», – вспоминает Шмидт. «На самом деле, это было большой удачей, что такой уникальный участок земли оказался не испорченным ни строительной деятельностью, ни сельским хозяйством».
    В то время Шмидт работал в фирме SRV Eesti Ehitus, у которой финны в 1991 году заказали строительство поля для гольфа. По воле судьбы, координатором проекта стал именно он. «До того момента я никогда не сталкивался с гольфом. Мы начали с очистки территории от зарослей кустарника, рыли осушительные канавы, выполняли земляные работы. Мы отработали уже три месяца, когда выяснилось, что финны не получат необходимых инвестиций и останутся нам должны. В результате договоренности SRV Eesti Ehitus приобрела их фирму».
    Летом 1992 года Шмидт отправился в Финляндию, где и произошло его знакомство с гольфом. Игра ему понравилась, и, когда спустя год его снова пригласили поиграть, он уже всерьез заинтересовался гольфом. Всего за неделю он освоил эту игру и стал убеждать партнеров по строительной фирме в том, что строительство поля для гольфа необходимо довести до логического завершения. Кстати, когда в 1993 году Виллу Ингвер открывал гольф-клуб Niitvälja Golf, Шмидт был в числе первых, кто в него вступил.
    «Поскольку больше для никого в нашей фирме проект, связанный с гольфом, не представлял особого интереса, никто не торопился с решением, что делать с этой землей дальше. Но как только земля была приватизирована, сразу же оживились прежние собственники, которым захотелось вернуть свои земли. Они не соглашались на компенсацию, жаловались на государство и волость в суд. Судебное разбирательство длилось шесть или семь лет – за это время никто не осмелился купить землю или начать ее развивать. После окончания судебной тяжбы, уже в новом тысячелетии, можно было снова заняться проектом. Мне фантастически повезло, что проект не был продан. Он просто ждал своего часа, ведь в то время гольф в Эстонии еще был в новинку и играющих в гольф было очень мало».

    Строительство первых 9 лунок и здания клуба

    Так, к 2003 году суд закончился, и в результате рокировки, проведенной в кругу собственников строительной фирмы, Шмидт и его коллега Эгон Матс приобрели по 25-процентной доле участия в фирме, связанной с гольфом. Остальные 50% принадлежали финнам. Спустя годы Шмидт выкупил все доли.
    «Дальше все закрутилось: мы сделали новую детальную планировку и начали строительство первых девяти лунок и здания клуба, они были готовы в мае 2005 года. Я к тому времени успел поиграть на 300 разных полях и у меня было четкое представление о том, как строятся гольф-деревни. Здесь есть своя специфика, недаром в Америке шутят: если не хочешь жить на Манхэттене, выбираешь тихую, чистую и приватную гольф-деревню», – говорит Шмидт.
    После того, как в 2007 году было готово основное поле, приступили к строительству первых домов. Особенность строительства гольф-деревни заключается, к примеру, в том, что вся инфраструктура, например, вода, канализация, электричество и асфальтовые дороги должны быть построены одновременно с полем для гольфа. Первые жилые домики гольф-деревни были готовы в 2007 году, в отношении них была достигнута договоренность о том, что на 127 гектарах будет построено не более 127 домиков. То есть символическая площадь одного участка составляет около 10 000 м2, хотя фактические размер жилых участков варьируется от 1300 до 1400 м2 и каждый дом с одной стороны граничит с природой и раскинувшимся вокруг полем для гольфа. Также здесь действует правило, по которому свой участок нельзя обносить забором – дома располагаются в таком живописном месте, что нет смысла огораживать кусочек земли как чью-то собственность.

    В Йыэляхтме игра в гольф переплетается с природой и историей

    Фото: International Baltic Golfmarina
    Поскольку нынешний Estonian Golf & Country Club Golf Resort находится на территории заповедника и на месте деревни Ристикангру, история которой насчитывает 5000 лет, при развитии всей гольф-деревни учитывались требования Департамента охраны памятников старины и природоохранных организаций. «Уникальность всего нашего поля для гольфа основывается на двух столпах – природе и истории. Пока мы будем относиться к ним с уважением, мы не причиним вреда этой земле», – говорит Шмидт. «Это чудесное место. Когда приезжаешь сюда из столицы, кажется, будто попадаешь на край света. К примеру, на поле для гольфа находятся 11 древних каменных могильников, возраст старейшего из них 3000 лет. А еще гигантский валун Элландвахе, принесенные сюда ледником гранитные камни, множество восстановленных старинных каменных оград, устье реки Ягала и подвесной мост, которым пользовались советские пограничники».
    На известняковом глинте, который почти на 36 метров возвышается над уровнем моря и с которого открывается невероятной красоты вид на залив Ихасалу и море, построено прекрасно гармонирующее с окружающей средой и служащее своеобразным ориентиром здание клуба. Напоминающий перевернутую вверх дном лодку дом с крышей из лиственницы был отмечен как на конкурсе деревянной архитектуры, так и на конкурсе сельской архитектуры. Сразу за зданием клуба земля начинает уступами спускаться к морю, этот склон украшают высокие деревья и буйная природа.
    Это место известно своими дубовыми рощами, которые для жителей Эстонии не кажутся чем-то особенным, а вот иностранцев приводят в восторг. В отношении возникновения самой большой и старейшей дубравы Департамент охраны памятников старины десятилетиями не мог дать разъяснений. Однако к настоящему моменту история прояснилась: несколько лет назад в гольф-деревне отдыхали гости из России и, изучая местную историю по российским сайтам, они нашли документы, касающиеся Йыэляхтме. Выяснилось, что 300 лет назад, когда Петр I решил построить для своей Екатерины Кадриоргский дворец и парк, саженцы для парка привезли из Петербурга. Однако их оказалось слишком много, и на обратном пути было решено посадить оставшиеся дубки в живописном местечке Ристикангу. Конечно, с годами здесь выросло множество новых деревьев, но среди них по-прежнему стоят дубы, чей возраст сопоставим с возрастом кадриоргских исполинов.

    Гольф-деревня – идеальное место для проживания не только для тех, кто увлекается гольфом

    Фото: International Baltic Golfmarina
    Всего в гольф-деревне шесть не похожих одна на другую улиц, дома на них проектировали такие архитекторы, как Андрес Сийм, Ааре Сакс, Михкель Тюйр, Отт Кадарик, Эмиль Урбель, Андрес Ояри и Андрес Пыйме. Улицам даны утвержденные Департаментом охраны памятников старины названия, такие как Хельме, Кивикирве, Талерауа и т.д. «Каждая улица соответствует своему архитектору и сочетается с природой – к примеру, ближайшая к морю улица похожа на маленькую прибрежную деревушку. У нас еще есть участки, на которые можно прийти со своим архитектором и спроектировать соответствующий вашему видению идеальный дом, не забывая при этом о наших строгих ограничениях. К примеру, у нас разрешены только деревянные фасады, также определена концепция озеленения, которая требует максимального сохранения имеющегося и все же позволяет сделать за домом приватный дворик с естественным переходом к полю для игры в гольф», – поясняет Шмидт.
    Фото: International Baltic Golfmarina
    Сегодня из 127 участков продано около половины, шесть домов сейчас строятся, весной начнется строительство еще трех домов. В среднем в год добавляется по 4-5 новых домов, а больше собственник и не хотел бы. Ведь в гольф принято играть в тишине, и строительный шум здесь неуместен. В будущем планируется построить еще несколько домиков для сдачи в аренду – в прошлые годы они пользовались популярностью у туристов. В Эстонии мало таких мест, которые позволяют иметь дом так близко к морю или в окружении леса, чтобы, сделав шаг с собственной террасы, сразу оказываться в лесу.
    И хотя не все, кто поселился в гольф-деревне, раньше интересовались гольфом, со временем все же и они начали играть. По словам Шмидта, гольф – настолько великолепная игра, что перед ней просто невозможно устоять. Он сам в прошлом году сыграл в гольф 100 раз!

    Новое поле для гольфа проектирует всемирно известная Анника Сёренстам

    Фото: International Baltic Golfmarina
    За свою жизнь Майт Шмидт руководил строительством около 500 зданий и, по его словам, он готов отойти от активной деятельности. Однако это никак не выражается в его планах на Йыэляхтме – помимо развития гольф-деревни у Шмидта есть еще несколько амбициозных целей. Недавно он приобрел 50 гектаров земли, чтобы сделать в Йыэляхтме еще одно поле для игры в гольф. Проектировщиком этого поля стала бывшая шведская гольфистка Анника Сёренстам, которая помогала создавать гольф-поля в Америке, Китае и Африке и теперь спроектировала свое первое поле в Европе. Поскольку строительство поля для гольфа занимает около трех лет, то оно может быть готово в 2024 году.
    Помимо этого, к зданию клуба добавится отель на 60 мест и спа, из которого будут открываться захватывающие дух морские виды. Также планируется построить теннисный корт и платформу для наблюдения за птицами. «Орнитологи очень заинтересованы нашим полем, поскольку здесь обитает более 100 видов птиц. А в мире гольфа считается, что, чем больше видов птиц, тем престижнее поле для гольфа», – гордится Шмидт. «Гольф – это действительно прекрасный вид спорта, и он очень подходит эстонцам. Сейчас в нашем клубе состоит 600 членов, но я надеюсь, что уже в нынешнем году их станет намного больше!»
  • Самое читаемое
TextMagic о миллионных убытках: опасения по поводу ухода с биржи слишком драматичны
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.