Российское правительство хочет
обзавестись собственным небольшим солнцем — термоядерным реактором.
Будет рассмотрена стратегия овладения энергией термоядерного синтеза, которая обойдется минимум в $20 млрд до 2050 г. Пока термоядерные реакторы слишком дороги, чтобы говорить об их запуске в промышленных масштабах, считают эксперты.
К 2030 г. мировой экономике, если она будет расти теми же темпами, как в последние годы, потребуется в три раза больше энергии, чем сейчас, прогнозирует секретарь Общественной палаты академик Евгений Велихов. Ее спасет термоядерная энергия — экологически чистый способ генерации с неограниченными ресурсами. Солнце — основной источник энергии в природе, а термоядерный реактор — это “свое маленькое солнце на земле”, считает он.
Впервые принцип магнитного удержания термоядерной плазмы в специальных установках был реализован в СССР в середине прошлого века. Результаты тех исследований легли в основу международных разработок. Недавно США, Япония, Китай, Индия, Южная Корея, Россия, а также ЕС приняли решение о строительстве первого термоядерного реактора во Франции. Стоимость проекта ИТЭР — 10 млрд евро, срок реализации — 10 лет, всем государствам, в том числе России, в нем принадлежит по 10%, ЕС — 40%.
Статья продолжается после рекламы
В июне Госдума ратифицировала соглашение о его создании. Россия также должна будет поставить оборудование для строительства реактора. “Участие России в ИТЭР позволит сохранить и укрепить позиции отечественной науки в области термоядерного синтеза, даст возможность овладеть термоядерными технологиями при наименьших затратах и обеспечит подготовку научных кадров, которые впоследствии будут задействованы в будущих проектах реакторов”, — считает источник в Росатоме.
Стратегия будет реализовываться в три этапа. В 2009-2015 гг. нужно будет восстановить и перевооружить технологическую базу и принципиально решить, будет ли Россия участвовать в международном проекте по созданию демонстрационной термоядерной электростанции (ДЭМО), национальной опытной термоядерной электростанции (ОТЭ) и промышленной термоядерной электростанции (ПТЭ).
Угрозы того, что термоядерная энергия заменит традиционные ее источники — нефть, уголь, газ и т. д., нет, считает Велихов: “Каждый найдет свою нишу”.
Термоядерный синтез — программа давняя, а то, что о ней вспомнили именно сейчас, связано с тем, что в бюджете есть деньги, и с прогнозами истощения нефтяных запасов, полагает замдиректора Института общей физики РАН Владислав Михалевич: термоядерная энергетика безопаснее атомной, но строить обширные планы по ее использованию преждевременно.
Похожие статьи
Операция значительно улучшает зрение, но не возвращает «молодость» глаз, рассказал оперирующий хирург клиники Turman Silmakliinik Юрий Иванов, который также поделился профессиональным взглядом на лечение катаракты с помощью имплантации искусственного хрусталика.