• Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Сийм Каллас раскрыл, кто был тайным спонсором Партии реформ

    Фото: Андрес Хаабу

    Почётный председатель Партии реформ Сийм Каллас рассказал, кто финансировал предвыборную кампанию реформистов в 1999 году. Впрочем, сам он утверждает, что имел в виду другое.

    В 1999 году компания R-Hooldus вложила 2,3 миллиона крон в предвыборную кампанию Партии реформ. Выборы реформисты выиграли и составили правящую коалицию с Умеренными и партией Isamaa.
    Всё это время никто не рассказывал, кто именно таким образом финансировал кампанию. На тот момент всё это было законно.
    В передаче на радио Aripaev Сийм Каллас раскрыл несколько имён.
    Он сказал, что в первую очередь, финансированием занимался крупный собственник Nordecon Тоомас Луман. Также прозвучали имена покойных Олега Лядова и Андреса Сарри. Назвал Каллас и предпринимателя Хиллара Тедера.
    По словам почётного председателя реформистов, финансировали партию тогда те люди, которые ходили и т.н. "Клуб налогоплательщиков". Влиятельными членами этого клуба были предприниматели Тоомас Сильдмяэ, Меэлис Милдер, Андрес Сарри, Ханнес Тамярв, Олари Таал, Хельдур Меэритс, Пеэтер Киломан, Прийт Вильба, Рейн Ланд и Юри Райдла.
    "Да, финансировал, но как - не помню"
    Предприниматель Олари Таал рассказал, что когда-то он действительно вкладывал деньги в запуск Партии реформ, однако не помнит, как это происходило.
    "Если финансирование проходило через R-Hooldus, значит через R-Hooldus. Сами понимаете: 18 лет прошло, и я просто не помню", - говорит он.
    Не помнит он и того, было ли решение о финансировании партии коллегиальным, принятым на заседании "Клуба налогоплательщиков", или каждый решал сам для себя. Таал склоняется ко второму варианту. "Однако может быть и так и так", - уточнил он.
    Предприниматель и бывший министр экономики Тоомас Сильдмяэ признал, что финансирование точно имело место быть, однако каким образом оно происходило, - не помнит.
    "Как там принято говорить? У налогового департамента должна быть память на 7 лет", - загадочно сказал он. В ответ на уточняющий вопрос журналиста, что имелось в виду, Сильдмяэ ответил: "Я просто попытался вежливо сказать, что, по законом Эстонии, у людей в налоговом департаменте память должна быть на 7 лет. То, что происходило 8 лет назад, уже помнить никто не обязан".
    Однако что-то Сильдмяэ всё же помнит. "Ну... Конечно, нельзя играться с фактами, однако то, что сказал Каллас, я думаю, скорее соответствует действительности, чем нет. Ибо именно такими вещами мы в то время занимались, - сказал Сильдмяэ. - Как именно я им помогал, я реально не помню, но то, что помогал, - точно".
    "Это никогда не было секретом. Вы считаете, что сокрытие - это нелегальная деятельность. А я считаю, что сокрытие - это скромность. Общественности не всегда нужно знать о том, кто, что сделал, и где. Главное, что это сделано", - добавил бизнесмен.
    На вопрос, почему Каллас назвал его имя только сейчас, Сильдмяэ ответил: "Возможно, потому что только сейчас вспомнил".
    Генеральный директор Baltika Grupp Меэлис Милдер сказал, что не помнит, финансировал ли он в принципе Партию реформ или нет. "Нет, дело не в том, что мне стыдно. Просто реально память сделала своё дело", - говорит он.
    Единственный бизнесмен, который категорически отрицал своё участие в этом процессе - Хиллар Тедер.
    "Один из нас двоих реально постарел. Весь вопрос, - кто. Я думаю, что всё это полный бред", - говорит он.
    Тедер также подчеркнул, что его со всей этой историей с R-Hooldus не связывает вообще ничего. "Что это вообще была за фирма? В СМИ устраивают танцы вокруг неё, но я реально не знаю, о чём речь".
    Луман рассказал, что название R-Hooldus ни о чём ему не говорит, и он полагает, что никаких дел с этой компанией не имел.
    "Меня не так поняли"
    Позже Сийм Каллас заявил, что они с Вильей Кийслер (журналист Aripaev, интервьюировавшая Калласа - ДВ) друг друга не поняли, и что он называл только те имена, которые финансировали запуск Партии реформ. Каллас подчеркнул, что эти имена никогда не были секретом.
    Ниже - фрагмент передачи на радио Aripaev
    Напомню о ещё одном скелете в шкафу. Это та самая тема R-Hooldus. Вы никогда не хотели говорить, кем были те предприниматели, которые помогли Партии реформ появиться. Когда я ретроспективно на это смотрю, то не понимаю, что же в этом такого страшного? Почему для вас этот вопрос был таким болезненным? Помню ещё, журналист Aripaev задала вам вопрос... (в 2013 году Каллас убежал в лифт от вопроса о R-Hooldus, который ему задала бывший журналист Aripaev Катарийна Крючкова - Aripaev).
    Это было неожиданно. Неожиданно в том числе с той точки зрения, что я не привык к таким методам, к которым прибегла журналистка. Конечно, я бы ответил на эти вопросы, если бы их задали так, как это обычно тогда делали в Брюсселе. А не так, что тебе подсовывают микрофон под нос, как сделала журналистка Aripaev.
    И честно сказать, я многого об этом не знал тогда, и не знаю сейчас. У меня никогда не было под рукой списка тех, кто это был. Это были эстонские предприниматели, большое количество сосвершенно разных предпринимателей. Это был хитрый, но абсолютно корректный способ финансировать партию. Многие другие какие только трюки не исполняли для финансирования партии, однако в этом не было ничего, что было бы противозаконным.
    В этом я совершенно не сомневаюсь. Во-первых, с тех пор прошло много времени, и система была другая. Однако если теперь спросить вас об этом спокойно и дружелюбно, то вы ответите, что это были за имена?
    Да я не знаю этого...
    В этом нет ничего постыдного.
    Это были те инвесторы, которые и позже финансировали партию. Там были и малые предприниматели, я их всех не знаю. Нехватки денег у нас не было, нам жертвовали с удовольствием. Самыми крупными жертвователями были те же, кто и позднее, в первую очередь, Тоомас Луман. Господи, я не знаю.
    Лумана назвали. Ещё какое-нибудь имя?
    Ну... Знаете, честно говоря... (думает и вздыхает). Я не знаю.
    Что плохого может случиться?
    Ничего.
    Ничего плохого не может случиться.
    Но, честно говоря, не знаю, не помню.
    Лумана назвали, кто ещё?
    Один из них точно был покойный Лядов. Ух... На самом деле, там были люди из общества "Клуб налогоплательщиков".
    Там было много имён, назовите несколько.
    Ну, там были Сарри, Милдер, Раск.
    Они тоже финансировали партию?
    Ну конечно, все они финансировали. Поскольку у нас было так заведено, что председатель партии не занимается деньгами напрямую, чтобы его не начали просить об одолжении. Самым известным там был Луман. Хиллар Тедер известно, что финансировал.
    Теперь вы многое рассказали о том, кто были те, кто в своё время финансировали R-Hooldus, и мир не перевернулся.
    Но я не знаю... У меня не было этого списка. Там деньги собирали так, словно это были деньги за билеты на семинары. И они в реальности проходили.
     
    Autor: Вилья Кийслер
  • Самое читаемое
Статьи по теме

Как купить недвижимость в Испании. Проблемы, о которых обычно не говорят
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Результаты Alphabet вызвали ралли на вторичном рынке
Экономические результаты Alphabet, превзошедшие прогнозы аналитиков, подняли акции материнской компании Google более чем на десять процентов на вторичном рынке.
Экономические результаты Alphabet, превзошедшие прогнозы аналитиков, подняли акции материнской компании Google более чем на десять процентов на вторичном рынке.
Райво Хейн: социалисты всегда врут, но желаю мэру Таллинна быть открытым к инновациям!
Если, наконец, прислушаться к горожанам, предпринимателям и экспертам, то из Таллинна можно сделать современный и пригодный для жизни город – не чета прежнему византийскому стилю, пишет предприниматель и инвестор Райво Хейн.
Если, наконец, прислушаться к горожанам, предпринимателям и экспертам, то из Таллинна можно сделать современный и пригодный для жизни город – не чета прежнему византийскому стилю, пишет предприниматель и инвестор Райво Хейн.
Президент Bolt: писать для чиновников законопроекты – нормально
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.