• АЭС в Ида-Вирумаа: что думают местные бизнесмены?

    В Ида-Вируском уезде впервые в Эстонии через 10-15 лет может появиться атомная электростанция. Компания Fermi Energia обратилась к муниципалитету Люганузе, чтобы найти подходящее место для строительства малого модульного реактора.

    В качестве возможных вариантов рассматриваются деревни Молдова и Аа, а также карьер Айду. Исследования показали, что наиболее подходящим местом для размещения реактора является побережье Северной Эстонии.
    Ранее сообщалось, что строительством АЭС на своей территории заинтересовались три самоуправления.
    Так может выглядеть предполагаемый модульный реактор в Ида-ВирумааФото: Fermi Energia

    Сложно предугадать, что будет завтра

    Елена Нечаева, член правления транспортной компании NE-VA TRANS OÜ

    Я отношусь к строительству атомной электростанции вполне положительно. Предполагаю, что электроэнергия с появлением АЭС будет дешевле – так, по идее, и должно быть.

    В советское время было много атомных станций. Да, был и негативный случай, но до такого просто нельзя доводить, нужно все держать под контролем.
    Елена Нечаева, член правления NE-VA Trans OÜФото: Вейко Тыкман
    У нас с каждым годом технологии идут вперед настолько, что, может быть, уже нефть скоро не нужна будет в прежнем объеме, но атом пока, я считаю, вполне конкурентоспособен. Если это в перспективе поможет людям снизить затраты, а у нас сейчас самая дорогая электроэнергия, то почему бы и нет?
    Конечно, можно жить рядом и ждать, что если вдруг что-то такое произойдет – но у нас «если вдруг» недавно случился коронавирус, понимаете?
    Мы занимаемся международными транспортными перевозками. У меня специфический бизнес – перевозка цветов из Голландии в Россию.

    «Деловые Ведомости» провели опрос среди предпринимателей и руководителей предприятий Ида-Вирумаа, представляющих различные сферы экономики.

    Вопросы, которые мы задавали бизнесменам:

    •В чем вы видите плюсы и минусы строительства АЭС в Ида-Вирумаа?

    •Как это повлияет на развитие региона?

    •Как это может отразиться на вашем бизнесе?

    Из-за коронавируса, конечно же, все остановилось. Люди не ходят на свидания, не справляют вместе дни рождения – все сидят на удаленке, необходимость в цветах резко упала.
    А тут еще другая беда: у нас поток шел через Белоруссию, а сейчас белорусы перекрыли границу, не пускают прибалтийский транспорт. Нас просто вообще не оформляют. Что я делаю в такой ситуации? Сворачиваю бизнес и продаю часть машин.
    Так что я теперь надолго не загадываю. Сложно сказать, что будет через несколько лет. Обстановка меняется каждый день, и это зависит даже не от Эстонии, а от того, что происходит в мире. Вот вы можете предугадать с уверенностью, что будет завтра?

    Для региона это однозначно плохо

    Виктория Мелькова, член правления Vidkam OÜ, директор Hotell Laagna Spa & Resort

    В строительстве АЭС я не вижу ничего хорошего. Нас устраивает все так, как есть. И для региона это плохо, однозначно. Новых рабочих мест на атомной электростанции не будет много, там в любом случае все автоматизировано и компьютеризировано.

    Кроме того, мы уже насмотрелись, что и как бывает с АЭС в разных странах, столько уже ошибок было: то авария, то утечка, то еще что. Нам подобный риск не нужен.
    Виктория Мелькова, член правления Vidkam OÜФото: Частный архив
    У нас спа-курорт на 250 человек. Большинство у нас составляют туристы из Москвы и Санкт-Петербурга, много немцев приезжает на караванах – у нас, бывает, до 100 машин стоит в день.
    Сейчас к нам приезжают из–за того, что у нас тихо, красивая природа, чистый воздух. Мы проводим большие международные языковые и компьютерные лагеря. Кроме того, у нас есть аквапарк, свои лошади – мы предлагаем конные прогулки.
    Коронавирус – да, это плохо, но в целом пока решаемо. Мы находимся достаточно далеко от Нарвы, поблизости даже хуторов почти нет, лишних людей не пускаем, только постояльцев. К тому же, у нас коттеджная система, это тоже уменьшает риски.
    А вот настоящие проблемы с туристами, я боюсь, могут начаться с введением в эксплуатацию атомной электростанции. Люди вряд ли захотят отдыхать под боком у АЭС – это, кстати, касается не только нас, но и Усть-Нарвы.
    Я бы даже не заинтересовалась предложением дешевого электричества. Оно вряд ли будет дешевым, это одни разговоры. Уже сколько обещали – до сих пор цена не упала, только растет.

    Чем дальше от АЭС – тем лучше

    Дмитро Хайнацкий, предприниматель

    Думаю, что вряд ли эта атомная электростанция вообще появится. В лучшем случае не раньше, чем через 10–15 лет. Не так это быстро делается, особенно в атомной энергетике, которая обычно требует большого количества воды для охлаждения.

    Где же они в Люганузе возьмут большие объемы воды? Причем вода должна быть пресная – рядом должны быть река или озеро.

    Малый модульный реактор - технология, которая находится в стадии разработки

    Малый модульный реактор – это ядерный реактор мощностью до 300 МВт, состоящий из модулей, которые перед доставкой и монтажом на площадке изготавливаются на заводе.

    Во всем мире насчитывается примерно 50 проектов и концепций малых модульных реакторов. Большая их часть находится на различных стадиях разработки.

    Источник: МАГАТЭ

    Ядерная энергетика – это еще и довольно серьезные меры безопасности. Пресса сообщала, например, о реакторах, которые пока еще в разработке и могут быть установлены в Эстонии. То есть, они сначала должны пройти все испытания. Как-то не хочется, чтобы Эстония оказалась площадкой, на которой эти реакторы были бы установлены впервые.
    Кроме того, в Эстонии нет специалистов по атомной энергетике. Была в Литве Игналинская АЭС, поэтому если бы там строили новую станцию, это было бы самое перспективное место. То есть, если здесь у нас что–то строить, то нужно начинать издалека, в том числе и с подготовки кадров.
    Лучше, конечно, выбирать для атомной электростанции такое место, которое не находится вблизи населенных пунктов. Идея поставить ее в районе Молдова или Аа, говорит о том, что они выбирают место чисто технически, исходя из того, что будет дешевле для транспортировки электроэнергии.
    Еще одна визуализация проекта Fermi Energia по возведению малого модульного реактораФото: Fermi Energia
    В Пюсси находится подстанция, которая работает коннектором между Финляндией и Эстонией. Да, для инвестора это близко и удобно, а для людей, которые здесь живут? С одной стороны находится город Кивиыли, с другой – город Кохтла-Ярве. Расстояние по прямой 10–15 километров. Атомные электростанции, как правило, строятся далеко от крупных населенных пунктов. Чем дальше – тем лучше.
    По поводу создания рабочих мест: не так много будет этих рабочих мест: там все будет автоматизировано.
    Где атомная электростанция – там неизбежно будут и ядерные отходы, и появятся места для их временного складирования. Нужно сначала выгрузить стержни, поместить их в хранилище, загрузить новое ядерное топливо, а потом использованное топливо как-то безопасно перевезти.
    Я предполагаю, что владельцы АЭС смогут существенно снизить цены на электричество лишь в тех местах, где нет посредников. Сейчас они обещают дешевую электроэнергию жителям тех мест, где может начаться строительство. Но думаю, что люди выедут оттуда раньше, нежели придет время воспользоваться этим предложением.

    Страшней коронавирус, а не строительство АЭС

    Владимир Арет, член правления Geneva OÜ, управляющий рестораном M.Chagall

    На самом деле, с точки зрения бизнеса в появлении АЭС в Ида–Вирумаа я вижу только плюсы – как для нашего отеля и ресторана, так и для всего туристического сектора региона.

    Что касается мнения бабушек, то они всегда будут против. А вообще не так далеко от Нарвы со стороны России уже есть атомная электростанция в Сосновом Бору, чего уж тут бояться.
    Владимир Арет, управляющий нарвским рестораном M.ChagallФото: Частный архив
    У нас бизнес-отель, поэтому само строительство станции в Ида–Вирумаа для нашей компании вряд ли что-то изменит в плане клиентов. Но, не исключаю, что это каким-то образом может повлиять на приток туристов в большие спа–центры и санатории, например, в Тойла или Нарва-Йыэсуу.
    Как житель Ида-Вирумаа, я вижу плюсы в том, что в уезде появятся новые рабочие места. Во–вторых, это будет сама по себе огромная инвестиция в регион.
    Кроме того, появится постоянная работа для многочисленных фирм, обслуживающих эту станцию. Возможное снижение цен на электроэнергию также было бы для нас крайне выгодно.
    На положение дел сейчас негативно влияет коронавирус: границы закрыты, туристов мало. Так что, мне кажется, страшней как раз пандемия коронавируса, а не строительство атомной электростанции в Ида–Вирумаа.

    Строительство АЭС: у нас нет иной альтернативы

    Юрий Монахов, член правления строительной компании Kohtla-Järve Omega OÜ

    По поводу строительства АЭС я считаю, что у нас нет альтернативы. Если этого не сделать, то будет плохо – я имею в виду, в плане ресурсов и электроэнергии. Я думаю, что к этому все равно когда-нибудь придут, и чем раньше – тем лучше, без этого не обойтись. Поэтому соседство с атомной электростанцией меня не пугает.

    Какие плюсы я вижу? Ну, во-первых, такие электростанции – это обычно большие вложения средств, это большие инвестиции. Любые инвестиции дают тому региону, где все происходит, рабочие места.
    Юрий Монахов, член правления Kohtla-Järve Omega OÜФото: Частный архив
    И, кроме того, обслуживание в дальнейшем, налоги – любое предприятие, работающее в регионе, приносит ему много плюсов в экономическом плане.
    Что касается безопасности: мне кажется, мы прошли уже столько в атомной энергетике, столько лет отработали, что люди уже применяют для строительства и эксплуатации станций самые надежные методы и технологии.
    Понятно, риск всегда есть, но нам не привыкать: мы в таком регионе живем, где много предприятий повышенной опасности: химических или, например, энергетических. Так что техногенная катастрофа может произойти в любой момент.
    У нас строительная фирма, мы занимаемся обслуживанием техносетей больших предприятий. Сложно сегодня сказать, могли бы мы быть полезны в обслуживании АЭС, но теоретически я допускаю это.
    Как потребитель же я надеюсь, что благодаря строительству АЭС мы не получим скачкообразного роста цен на электроэнергию, а, следовательно, и на все остальное.

    Окончательный выбор реактора еще впереди

    По словам члена правления Fermi Energia Калева Каллеметса, процесс находится в начальной стадии, и пройдет не менее 12 лет, пока в Эстонии сможет появиться модульная АЭС.

    В письме, направленном в администрацию волости Люганузе, Fermi Energia предлагает три места, подходящие для строительства электростанции: территорию между морем и глинтом в деревне Молдова, участок RMK в деревне Аа и место бывшего сланцевого карьера Айду.
    Какие именно реакторы компания хочет установить в Ида-Вирумаа и в каком количестве – решение пока не принято. По словам менеджера по связям с общественностью компании Михкеля Лойде, специалисты Fermi сегодня следят за развитием сразу нескольких реакторных технологий.
    General Electric / Hitachi BWRX-300 – это модульный реактор мощностью 300 МВт, спроектированный на базе реактора с кипящей водой ESBWR на 1520 МВт, который прошел процесс лицензирования в США в 2014 году.
    Moltex Energy SSR-W300 – стабильный солевой реактор (реактор на расплавах солей), разработанный компанией Moltex Energy Ltd. в Великобритании и Канаде с тепловой мощностью 750 МВт и электрической мощностью 300 МВт.
    NuScale – первая станция, основанная на этой технологии, состоит из двенадцати модулей с тепловой мощностью 200 МВт и полной электрической мощностью 60 МВт, (установка наполовину меньшего размера подходит для условий Эстонии). В реакторах используется классическая технология реакторов с водой под давлением, но вместо насосов применяется естественная циркуляция охлаждающей воды через активную зону реактора и парогенераторы.
    Terrestrial IMSR-400 – модульный реактор имеет тепловую мощность 400 МВт и полезную электрическую мощность 185-192 МВт. IMSR-400 представляет собой жидкосолевой реактор, топливом является низкообогащенный (менее 5%) уран U-235, растворенный во фторидной соли в виде тетрафторида урана. Соль также является основным теплоносителем в реакторе.
    Как сообщает Fermi Energia, окончательный выбор будет сделан на более поздней стадии проекта. Не исключено, что к этим четырем добавятся и другие появившиеся на рынке конкурентоспособные технологии.
    Самым важным шагом на пути внедрения новой реакторной технологии в производство, по мнению специалистов компании, является получение разрешения на строительство или лицензии.
    Калев Каллеметс, член правления Fermi EnergiaФото: Эйко Кинк
    В настоящий момент успешней всего в этом плане дела продвигаются с реактором NuScale, проект которого в конце августа получил одобрение американского регулятора - впервые для малых модульных реакторов.
    Большинство малых модульных реакторов, включая реакторы 4-го поколения, подлежат предварительному лицензированию Канадской комиссией по ядерной безопасности, говорится на сайте фирмы.
    «Предварительное лицензирование дает разработчику реактора уверенность в том, что технические и процедурные решения, применяемые в его реакторе, соответствуют техническим требованиям, установленным регулирующим органом, и что нет никаких принципиальных препятствий для получения разрешения на строительство», – отмечают эксперты Fermi Energia.
  • Самое читаемое
Статьи по теме

В литовско-польском газопроводе обнаружили запрещенные российские детали. Замешан может быть и эстонский Infortar
В Литве разразился большой скандал, когда выяснилось, что литовско-польский газопровод, несмотря на запреты, был собран из российских деталей. По одной из версий, запрещенные детали попали к южным соседям через эстонскую компанию.
В Литве разразился большой скандал, когда выяснилось, что литовско-польский газопровод, несмотря на запреты, был собран из российских деталей. По одной из версий, запрещенные детали попали к южным соседям через эстонскую компанию.
Пять важнейших событий этой недели, о которых стоит знать
В центре событий этой недели будет Таллиннская биржа: ожидается несколько собраний акционеров, дивиденды, а также квартальные отчеты. Последние ожидаются и из США, не считая ряда макроэкономических показателей.
В центре событий этой недели будет Таллиннская биржа: ожидается несколько собраний акционеров, дивиденды, а также квартальные отчеты. Последние ожидаются и из США, не считая ряда макроэкономических показателей.
Калле Козе: идеализация финансовой свободы имеет скрытые токсичные стороны
Финансовая свобода, говоря простым языком, означает пассивный доход, который покрывает необходимые расходы человека и освобождает его от необходимости работать ради денег. По мнению управляющего активами Private Banking Luminor Калле Козе, эта цель часто кажется очень привлекательной, но у нее есть свои минусы.
Финансовая свобода, говоря простым языком, означает пассивный доход, который покрывает необходимые расходы человека и освобождает его от необходимости работать ради денег. По мнению управляющего активами Private Banking Luminor Калле Козе, эта цель часто кажется очень привлекательной, но у нее есть свои минусы.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.