Бывший президент Латвии Вайра
Вике-Фрейберга попала в довольно щекотливую ситуацию. По ее просьбе
государственное предприятие Valsts nekustamie Opasumi (VNI) не разглашает
деталей бюджетных расходов на ремонт новой квартиры. Хотя юридических оснований
для засекречивания этих данных нет.
Согласно опубликованным VNI данным, всего на ремонт «постпрезидентской» резиденции было потрачено 450,6 000 бюджетных латов. Большую часть расходов — 328, 5 тыс. латов — составляют издержки на строительные работы и интерьер.
Когда представители общества Delna запросили у фирмы полную финансовую смету ремонтных работ — на что конкретно были потрачены деньги налогоплательщиков, то получили отказ. Обоснование — просьба г-жи Вике-Фрейберги. По словам ее пресс-секретаря Карины Равины-Бимбы, в этой смете указаны расходы на личные вещи экспрезидента, пишет латвийское издание Бизнес и Балтия.
Статья продолжается после рекламы
«У г-жи Фрейберги есть право не разглашать такие данные, — заявил журналистам пресс-секретарь VNI Мартиньш Капранс. — Это прописано в 5-м пункте закона «О доступности информации». Он гласит, что доступ к информации можно ограничивать, если она касается личной жизни физического лица».
В законе действительно так написано. Однако, как выяснило издание «Бизнес и Балтия» на данный случай эта норма не распространяется. Просто потому, что на ремонт квартиры потрачены деньги из госбюджета, а не личные средства г-жи Вайры Вике-Фрейберги.
«В таком случае в действие вступает совсем другой нормативный акт, — поясняет госконтролер Ингуна Судраба. — В частности, 69-й пункт закона «О публичных закупках» - информация о закупках, сделанных государством, должна быть общедоступной».
Получается, что экс-президент толкает государственное предприятие на нарушение законодательства. Причем по довольно нелепым причинам. Закон гарантирует налогоплательщикам право знать, на что ушли их средства, будь то совершенно секретный плинтус или потайной унитаз.
Похожие статьи
Синдром сухого глаза (ССГ) — это многофакторное хроническое заболевание, при котором нарушается стабильность слёзной плёнки. Она слишком быстро испаряется и перестаёт защищать поверхность глаза, что приводит к воспалению, раздражению, повреждению роговицы и нервных окончаний. Об этом рассказала Анастасия Марышева, оптометрист из Kreutzwald Silmakeskus Kuiva Silma Kliinik, в подкасте «Tervisетark».