Европейское управление по банковскому надзору предписало непрошедшим проверку привлечь 2,5 млрд евро дополнительного капитала. Впрочем, июльские стресс-тесты оказались лишь прелюдией к декабрьским, когда уже 31 фининститут из 91 не выдержал испытания.
Примечательно, что вместе с колоссальным увеличением количества "двоечников" существенно расширилась и их географическая принадлежность. По мнению экономиста Daiwa Capital Markets Тобиаса Блаттнера: "Сейчас главное - найти средства для рекапитализации европейских банков, а проведение стресс-тестов далеко от выполнения подобной задачи".
Тем не менее, первой и, пожалуй, единственной за весь 2011 г. реальной жертвой долгового кризиса можно считать франко-бельгийский банк Dexia. Европейский банк был погублен безнадежной задолженностью крупных заемщиков, в том числе и государственных, которая имелась на его счетах. Так, около 21 млрд евро составлял долг европейских стран, из которых 3,5 млрд евро приходилось на греческие гособлигации. Правда, европейские власти не бросили на произвол судьбы крупную финансовую корпорацию.
По предварительным данным, национализация Dexia обойдется Бельгии в 4 млрд евро. Кроме того, Франция, Бельгия и Люксембург согласились предоставить банку временные гарантии на 45 млрд евро до 31 мая будущего года. "Банк очень сильно пострадал от кризиса. Мы ежедневно следим за ситуацией. Но основная проблема ЕС – это Греция. Если мы решим эту проблему, не будет проблем и у банков", - считает министр финансов Бельгии Дидье Рейндерс.
Следом за пониманием того, что долговой кризис обернется банковским, пришел страх. Банки перестают кредитовать друг друга, инвесторы требуют большей премии за риск. Ситуация осложнилась и тем, что в мае европейские власти в одностороннем порядке заявляют о добровольном принятии банками потерь по греческим облигациями.
Рейтинговое агентство Moody’s констатирует: убытки европейских банков в случае дефолта Греции могут составить до 35 млрд евро. Новый глава ЕЦБ Марио Драги с тревогой отмечает: "Правительства европейских стран должны восстановить доверие на финансовых рынках. Нам необходимо новое бюджетное регулирование!"
Рейтинговые агентства, которые весь год атаковали долговые страны ЕС, летом добавили в свою копилку и европейские банки. Особенно обострилась ситуация под конец года. В ноябре и декабре не было недели, чтобы S&P, Fitch или Moody’s не объявляли о снижении рейтинга или о его возможном пересмотре в сторону снижения. Под раздачу попали не только банки Франции, Италии, Испании, но и, казалось бы, вполне стабильных Нидерландов, Дании, Швеции. Да и если раньше под снижение попадали 5, максимум 7 фининститутов, то под конец 2011 г. возможность пересмотра нередко угрожала 40, а то и 90 банкам.
Спасали европейские финансовые организации всем миром. Практически ни одно заседание министров финансов еврозоны не оставалось равнодушным к проблемам банковского сектора еврозоны. "Мы в Европейском союзе должны изменить свои взгляды и помочь банкам изменить структуру своего капитала. Это будут разумные инвестиции. Мы не должны колебаться", - призывала федеральный канцлер Германии Ангела Меркель.