Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Ируский мусоросжигательный завод может остаться без субсидий

    Новая евродиректива о возобновляемых источниках энергии может осложнить жизнь и оставить принадлежащую Eesti Energia Ирускую электростанцию без права получать субсидии за совместное производство. Это случится, если вывоз на свалки и сжигание мусора продолжатся в том же темпе, что и сейчас. А в результате могут вырасти цены на отопление.

    Ируский мусоросжигательный завод может остаться без субсидийФото: Андрас Кралла
    «Новая директива о возобновляемой энергии через два года запретит государствам-членам ЕС выплачивать субсидии за сжигание отходов, если в государстве не обеспечен раздельный сбор отходов согласно предусмотренным рамочной директивой нормам», – пояснил Янек Вяхк, координатор Zero Waste Europe, европейского подразделения всемирной организации Zero Waste World, концепцией которой является осознанное потребление и сокращение отходов.
    В Эстонии дела с сортировкой отходов и его переработкой обстоят неважно – большая часть мусора оказывается на свалке или на Ируской ТЭЦ. В последнее время, если подходить с позиций европейских законов, наша ситуация даже ухудшилась.
    Субсидиям может прийти конец
    На Ируской ТЭЦ сжигаются смешанные бытовые отходы, и государственные субсидии станция получает в зависимости от того, какая часть этих отходов является биоразлагаемой. Оценка доли органики, передаваемая государству, делается самостоятельно, на основании её и выплачивается субсидия, рассказал Вяхк. Если раздельная сортировка мусора не наладится, то через два года субсидиям придёт конец.
    На вопрос, усматривает ли Eesti Energia такую опасность, в энергофирме признались, что сделать еще предстоит очень и очень многое.
    «Согласно плану развития энергохозяйства, поставлена цель к 2020 году пускать в переработку 50% бытовых отходов. На эту цель и направлена сейчас работа. У государства есть идеи, как поправить положение, мы тоже думаем. К примеру, в перспективе можно было бы ввести льготы за раздельный сбор биоразлагающегося материала», – прокомментировал член правления Enefit Green Вейко Ряйм.
    По оценке Министерства окружающей среды, только органическими отходами требуемую 50-процентную переработку всё же достигнуть трудно. Сейчас сортируется около 16% пластиковой упаковки и менее 15% биоразлагающихся отходов. Теоретически требуемый уровень можно было бы достигнуть посредством 70-80 процентов биоотходов, но это уже сложно по своим масштабам.
    Потеря субсидий ударила бы по домашнему теплу
    Enefit Green в прошлом году получила за совместное производство 3 миллиона евро субсидий, что на фоне выплачиваемых во всех государствах сумм за возобновляемую энергию в размере 155 миллионов евро, не бог знает что, однако с учётом того, что вырабатываемое на Ируской электростанции тепло распределяется по системам центрального отопления всего Таллинна, рост цены на тепло ударит по многим.
    На вывоз мусора, по мнению Вейко Ряйма, это повлиять не должно. «Плата за перерабатываемые на Ируской ТЭЦ в энергию бытовые отходы, устанавливается в ходе устраиваемых для сборщиков мусора аукционов, и то, получит или не получит Ируский мусоросжигатель субсидию, не повлияет на результаты аукциона», – уверил он.
    Учитывая, что отсортированный мусор не сжигается, и его надо утилизировать каким-либо иным способом, то и при успешном ходе дел Ирускому заводу может начать ощутимо не хватать местных отходов. «Подсчитаем: если 50% отходов должно идти на переработку, то сжигать более 50% не получится. Так что в Иру должны учитывать, что в будущем местного потока отходов будет мало», – отмечает вице-канцлер Министерства окружающей среды Каупо Хейнма.
    Это не слишком страшит Eesti Energia. «В Эстонию как ввозят, так и вывозят из неё отходы, поэтому большинство видов собранных отходов идёт в переработку за пределами Эстонии. На Ируской электростанции мы перерабатываем в электроэнергию и тепло остаток отсортированного мусора, а при необходимости используем и привозное сырьё», – пояснил Вейко Ряйм.
    Если вывозимая из государства масса отходов растёт, то растёт, по словам Ряйма, и ввозимая масса сырья. «Главное, чтобы в Балтийском регионе было как можно меньше свалок мусора и его всё больше перерабатывалось или в энергию, или пускалось во вторичное использование. В Эстонии в контексте Европы самого мусора производится довольно мало», – заключил он.
    Европа следит и за сжиганием отходов деревообработки
    Янек Вяхк отметил, что евродиректива о возобновляемой энергии среди прочего сделала и ещё одну оговорку, касающуюся сжигания сланцевого газа и древесины: субсидии на возобновляемую энергию не должны влиять на сырьевой рынок. «Это значит, что если, к примеру, есть какая-то возможность использовать строительную древесину, а её вместо того, чтобы пустить в дело сжигают на какой-либо электростанции, чтобы получить субсидию, то это будет означать искажение сырьевого рынка», – объяснил он.
    На вопрос, помешает ли это каким-нибудь образом получению поддержки Eesti Energia, если там будет использоваться в качестве исходного материала строительный или срубленный лес, вице-канцлер Министерства экономики и коммуникаций Андо Леппиман ответил, что директива о возобновляемой энергии требует следования иерархии обработки отходов.
    «В случае с Ируской электростанцией эта тема рассмотрена в рамках права на госпомощь, где установлено требование придерживаться иерархии обработки отходов. Что касается использования отходов Нарвскими электростанциями, то за них субсидии не выплачиваются», – пояснил он.
    Подобных условий в законах Европейского Союза можно ожидать в большом количестве
    Каупо Хейнма из Министерства окружающей среды говорит, что директива о возобновляемой энергии наверняка не последняя, которой та или иная политическая мера ставится в зависимость от переработки отходов.
    «Переработка отходов на европейском уровне очень важна, она связана с глобальной экономикой, этот принцип интегрируется во многие меры. На подходе то, что экономика отходов становится не отдельной экономикой, а накрепко переплетенной с другими темами, о чём свидетельствует и директива о возобновляемой энергии», – сказал он.
    Если Eesti Energia берётся утверждать, что все эти изменения не повлияют на цены, то Министерство окружающей среды это вовсе не радует. Цель – всё же поднять цену на обработку смешанных бытовые отходов.
    Одна из ожидаемых поправок в Закон об отходах, которая ждёт своего часа в Рийгикогу, как раз и может привести к тому, что стоимость неотсортированного смешанногобытового мусора вырастёт в два раза по сравнению с биоразлагающимся мусором. «Если бы органические отходы стоили 5, то смешанный мусор должен бы стоить минимум 10 евро, что может стимулировать раздельный сбор мусора», – сказал Хейнма.
    Закон об отходах застрял в Рийгикогу
    Главный вопрос сейчас, успеет ли принять поправки к Закону от отходах нынешний состав парламента или нет. К застрявшему в столе комиссии по окружающей среде законопроекту добавляются, правда, различные отзывы заинтересованных групп, но до второго чтения проект так и не дошёл.
    На вопрос, не опасаются ли в министерстве возможного политического риска, что до выборов законопроект так и не станет законом, Хейнма признался, что несколько заинтересованных групп действительно продемонстрировали противостояние – союз квартирных товариществ, производители, например, – но при этом есть местные самоуправления, наоборот очень даже поддерживающие поправки.
    Поскольку министерство предложило заставить все домохозяйства самостоятельно сортировать пластиковую упаковку, то это, конечно же, изменение, затрагивающее многих, но, по словам Хейнма, Эстония должна достичь цели, о которой договорились в 2008 году.
    Ируская станция сжигания смешанных отходов
    Стоила 105 миллионов евро и была готова в 2013 году.
    Способна за год сжигать около 250 000 тонн смешанных бытовых отходов.
    Вырабатывает в год до 134 гигаватт-часов электроэнергии и 310 гигаватт-часов теплоэнергии.
    Поставлямое тепло покрывает потребность в нём города Таллинна почти на 15%.
    Источник: Eesti Energia
    Субсидия за совместное производство
    В 2017 году концерн Eesti Energia получил 3 миллиона евро субсидии за совместное производство.
    За 9 месяцев текущего года выплачено 1,9 миллиона евро.
  • Самое читаемое
Число клиентов Netflix выросло на 9 млн человек, но акции все равно упали
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Экономист: отели и рестораны еще не оправились от спада
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.