Эстонская семейная компания Letofin, которая уже много лет занимается трейдингом кормовых культур и владеет производством в Украине, из-за войны была вынуждена искать новые направления и возможности, что ускорило рождение уникальных продуктов питания, часть которых уже можно найти на прилавках эстонских магазинов.
- Руководители эстонской компании Sunfly Дмитрий и Марк Эйвины на заводе по производству пасты и белка из семечки подсолнуха в Таллинне. Foto: Liis Treimann
Letofin существует с 1994 года и в свое время занималась продажей топлива, но позднее переключилась на зерновые культуры. В 2014 году компания вместе с украинскими партнерами основала фирму Seedco Ukraine.
Небольшой завод, который расположился в городе Ичня недалеко от Киева, занимался очисткой, калибровкой и упаковкой семян подсолнечника.
Однако война, которая идет с 2022 года, внесла свои коррективы. «Больше половины людей ушло на фронт. Завод хоть и не пострадал, но мы находимся в зоне, где с одной стороны Беларусь, с другой – Россия. В эту ночь (17 ноября – прим. ред.) была самая массированная атака, постоянные перебои с электричеством. Если раньше мы ехали через Беларусь, то теперь через Польшу, и транспортные расходы выросли в 2-2,5 раза», – перечисляет трудности украинской фирмы руководитель Letofin Марк Эйвин. Он добавляет, что польские фермеры, которые не пропускали украинские товары через свою границу, тоже стали дополнительным риском.
Дмитрий Эйвин, который руководил бизнесом в Украине, добавляет, что после начала войны покупатели стали переключаться на Болгарию. «Закупщику что у нас покупать, что чуть дороже в Болгарии, зато он будет знать, что зимой у него все хорошо будет на полках. Поэтому третий год у нас клиенты отваливаются один за другим», – констатирует он.
По словам предпринимателей, этот год они планируют еще подождать, но если война будет продолжаться, то, вероятно, будут выходить из Украины.
С другой стороны, Seedco Ukraine послужило началом для нового бизнеса и уникального продукта. И война этот процесс лишь ускорила.
Ничего не получалось
Продукция Seedco Ukraine шла в 23 страны мира, бизнес с первого года был рентабельным, однако, по мнению Дмитрия Эйвина, была одна проблема. «У нас не было своего бренда. Компании продавали нашу продукцию под своими», – поясняет он.
Он нашел ресторатора, который попробовал сварить молоко на кухне, и что-то вроде получилось.
Дмитрий Эйвин
предприниматель
В поисках конечной продукции из семян подсолнечника внимание бизнесменов привлек растущий тренд на рынке – альтернативное молоко. «И вот в августе 2020 года Марк позвонил и говорит: давай делать молоко. Он нашел ресторатора, который попробовал сварить молоко на кухне, и что-то вроде получилось», – вспоминает Дмитрий Эйвин.
Получив грант на первую разработку от EAS совместно с Таллиннским техническим университетом они сделали первую попытку. «Ничего не получилось. И мы расстроились», – рассказывают предприниматели.
Молоко в итоге оказалось слишком жирное, малобелковое, невкусное и с зеленоватым оттенком. Они сделали вывод, что если из цельной семечки не получилось, то по примеру горохового молока им нужен белковый порошок из нее. «Поэтому мы ушли в разработку белка. Но тоже ничего не получалось, а если и получалось, то без вкуса. Поэтому мы ушли в разработку технологического процеса. Такой линии по производству белка из подсолнечной семечки не было», – перечисляют они этапы развития своей новой продукции.
- Белок из семечки подсолнуха, произведенный на таллиннском заводе Sunfly. Foto: Liis Treimann
Вместо одного сразу четыре новых продукта
И вот в январе этого года новая компания Sunfly запустила в Эстонии завод, который начал производить белок, а заодно и еще один незапланированный продукт. «Процесс подготовки цельной семечки для производства белка – уникален, наше ноу-хау. В процессе тестирования мы увидели, что обрабатываем семечку таким образом, что получается еще и подсолнечная паста», – демонстрируют предприниматели новую продукцию.
По их словам, если ореховую пасту можно делать из сырых, жареных орехов, с солью, и вообще как угодно – и все будет вкусно, то с семечкой ни в каком виде добиться хорошего вкуса у них не получалось. «Повезло, что мы работали над белком. Те тесты, которые мы делали, мы для пасты никогда не додумались бы проводить», – рассказывают они о своем «случайном» изобретении.
- По словам директора завода и технолога Энна Паюпуу, который участвовал в разработке новых производственных линий, самое сложное в их процессе производства - это подготовка сырья, которая включает в себя влажную обработку, сушку и обжарку семечек. Foto: Liis Treimann
Предприниматели уверены, что уникальность их подхода защитит их и от конкурентов: «Ни один производитель ореховой пасты этого не сделает, потому что такой обработки нет, и они никогда до нее не дойдут, потому как в их понимании то, что делаем мы, – утопия», – поясняют они.
По словам производителей пасты, теперь сто процентов сырья идет в пищевое производство, так как в процессе получения белка на выходе также получается подсолнечное масло холодного отжима.
«Популяция в мире растет колоссально. Белка не хватает, поэтому он берется отовсюду. Один продукт, который остался вне этого процесса, – это подсолнечная семечка, которой в год производится 50 млн тонн и которая сегодня используется неэффективно, потому что для человека идет только подсолнечное масло, все остальное идет на корм скоту. У нас только шелуха идет в отходы, а все остальное – в употребление человеком. И вся продукция, кроме масла, белковая», - разъясняет Марк Эйвин.
Грандиозные планы требуют финансирования
Четыре вида пасты с начала этого года уже продаются на рынках Англии, Португалии, Франции и Арабских Эмиратов. В Эстонии она доступна в 150 магазинах. По оценке предпринимателей, в первый год продажи пасты составят около 150 тысяч евро. «В следующем году мы планируем выйти на продажи в 1,5-2 миллиона», – говорят они.
Белок из семечек компания Sunfly начала производить лишь несколько месяцев назад. После этого в Италии им удалось добиться результатов и создать, как говорят Эйвины, первое в мире высокобелковое подсолнечное молоко без добавления масла. Оно еще не поступило в продажу, но первая партия уже прибыла на завод в Таллинне.
По их прогнозам, молоко на рынке появится ориентировочно к лету, так как для дальнейшего продвижения товаров и увеличения продаж необходимо финансирование. «Сейчас мы хотим закрыть seed round на 1,3 миллиона евро», – говорят они о привлечении капитала извне, до сих пор все финансировалось за счет собственных средств.
Они не сомневаются в том, что спрос на продукцию будет еще и потому, что, по их словам, одно из самых главных преимуществ подсолнечной семечки в том, что она не является аллергеном, в отличие, например, от арахиса, кунжута и т.д.
«Осознанность потребителя растет – Generation Z подрастает (рожденные в период с 1996 по 2010 годы – прим. ред.), они хотят высокобелковый продукт. Размер рынка шоколадных и ореховых паст в мире – около 20 млрд долларов. Мы хотим взять оттуда часть. Плюс, мы хотим привлечь в эту категорию абсолютно новую аудиторию – аллергиков, так как до сих пор для них особо аналогов нет», – рассказывают они о потенциале своей продукции.
- Четыре вкуса пасты из семечки подсолнуха, которая производится на заводе в Таллинне. Foto: Liis Treimann
Свой бренд – дорогое удовольствие
То, чего не хватало украинскому производству, теперь у бизнеса есть – свой бренд. Однако уникальность продукта влечет за собой сложности.
Во-первых, продукция, которую производит Sunfly, для многих рынков новая и незнакомая потребителю. Во-вторых, продвигать свой бренд затратно. Но у семьи Эйвин есть план.
«Один в поле не войн, и нам выгодно, чтобы на рынке, где мы есть, был еще один прайвит лейбл, который тоже продвигал бы эту продукцию. Например, в Эстонии мы бы отдали прайвит лейбл либо Rimi, либо Maxima», – называют они крупные сети магазинов, которые могли бы взять на себя часть работы по продвижению новой продукции в регионе.
Что же касается снижения затрат, то и тут предприниматели готовы делиться с другими. «Поскольку продвигать свой бренд затратно, а у нас есть достаточно мощностей, чтобы снизить затраты, мы часть мощностей также отдадим на прайвит лейбл. Но это не наш основной фокус, это временные меры. В будущем все будет под нашим брендом», – говорят предприниматели.
На рынке США, куда они в будущем также планируют выйти, таких трудностей не будет, так как там такая продукция уже знакома потребителям. Америка – как ледокол, где знакомить потребителя с товаром уже не нужно, замечают они. «Там один огромный рынок, одна маркетинговая стратегия, один язык», – перечисляют они преимущества рынка США, куда компания планирует выходить уже после второго раунда по привлечению капитала.
Похожие статьи
Украина и Россия - одни из крупнейших в Европе поставщиков зерновых. Война подняла цены на этом рынке в несколько раз, из-за чего говорят об опасности голода. В эстонской компании Letofin считают эти страхи преувеличенными, и даже рассчитывают в этом году получить корма из Черниговской области.
Под влиянием улучшения покупательной способности и снижения процентных ставок интерес к покупке жилья снова растет, однако желание приобретать новые квартиры остается слабым.
Перед эстонской компанией H2Electro, производящей компоненты для водородного производства, открылись двери долгосрочного сотрудничества в Южной Корее. Уже сегодня продукция компании поставляется через дистрибьюторов таким крупным конгломератам, как Toyota и Hyundai.
Если Министерству юстиции США удастся разрушить империю Google, на карту поставлено многое: от контроля над поисковыми данными и операционной системой Android до потери браузера Chrome.
Никого не удивляет тот факт, что киберпреступников интересуют государственные учреждения или поставщики жизненно важных услуг. Однако для многих, вероятно, станет новостью то, что ежедневно атакам подвергаются и малые предприятия – часто даже они сами.