• Полторы зарплаты за переход эстонской школы на эстонский и кадровый голод соседей

    Бонусы учителей в Ида-Вирумаа грозят дефицитом кадров в Раквере: повышение дохода на 50% является весомым аргументом при выборе работы.Фото: Николай Андреев

    Не все ида-вируские школы – русскоязычные, в то же время и эстонские школы региона получают обещанную правительством надбавку за переход на эстонский язык обучения. И это лишь один из непродуманных моментов реформы.

    Установленная государством доплата учителям школ и детских садов, которые преподают на эстонском языке в Ида-Вирумаа, призвана привлечь в этот регион новых педагогов. И это работает, правда, многие новые учителя трудятся здесь вахтовым методом, либо их решение о переезде не окончательное – они не покупают, а снимают квартиры, не перевозят семьи.
    Легче других таким образом переходить на работу в Ида-Вирумаа тем, кто живет рядом с этим регионом. Дорога на работу будет занимать больше времени, но повышенная зарплата компенсирует это неудобство.
    Однако нехватка учителей ощущается практически по всей Эстонии. И ида-вируская доплата приводит к тому, что растет их дефицит в соседних самоуправлениях.

    Полчаса на поезде – плюс 50% к зарплате

    С другими уездами непосредственно граничат только два самоуправления Ида-Вирумаа: волость Люганузе и волость Алутагузе. Для Люганузе ближайший крупный сосед – город Раквере.
    Заместитель старейшины волости Люганузе Макс Каур рассказал, что с 1 сентября прошлого года три школы на территории волости стали государственными. У волости остались только детсады и одна маленькая школа на мызе Майдла, также включающая в себя детсад.
    «Многие бывшие учителя действительно стали возвращаться – кто из Ляэне-Вирумаа, кто из более далеких мест в родные пенаты. Особенно это было заметно по детскому садику "Каннике". Поскольку переход на эстонский язык с 1 сентября коснется и детских садов, там тоже были кадровые вопросы. Некоторые кадры уходят на пенсию, и нам надо было добирать в садик 5-6 воспитательниц с соответствующими знаниями и образовательным уровнем. Так что, да, нам стало полегче», – рассказал Макс Каур.
    По его словам, у кого-то из учителей, ранее уехавших, остались в собственности квартиры, и они просто вернулись на родину. Другие же ездят на работу из соседних самоуправлений.
    «Между нами и Раквере прекрасно ходит общественный транспорт: скоростной поезд или же автобусы. Или на личном транспорте довольно удобно добираться», – добавляет Макс Каур.
    Минимальная зарплата учителя, работающего с полной нагрузкой, в целом в Эстонии повышается до 1803 евро (брутто), для школьных учителей Ида-Вирумаа, преподающих на эстонском, она умножается на коэффициент 1,5. Для учителей детсадов к их зарплатам установлен коэффициент 1,3.
    По словам Макса Каура, на практике это означает зарплаты выше двух тысяч евро в волостных садиках и 2300-2600 евро (брутто) в общеобразовательных школах.

    Раквере меж двух доплат

    Лаур Кальювеэ, вице-мэр Раквере по образованию, молодежной работе и культуре, отметил, что нехватка учителей является проблемой для его города, как и для всей Эстонии. Городским школам с каждым годом все сложнее находить новых учителей, сказал он.
    «Бонусы учителей в Ида-Вирумаа, безусловно, повлияют на весь Ляэне-Вирумаа, ведь повышение дохода на 50% является весомым аргументом при выборе работы. Это подтверждает и тот факт, что я лично знаком с несколькими учителями из Раквере и Ляэне-Вирумаа, которые работают в ида-вируских школах», – сказал Лаур Кальювеэ.
    Он опасается, что, если дополнительно будет финансироваться переход на эстонский язык обучения и школ Харьюмаа, зарплата учителей, преподающих на эстонском, может вырасти и там.
    «Я понимаю, что государство пытается помочь регионам Ида-Вирумаа и Харьюмаа, у которых еще большие проблемы с кадрами, – говорит вице-мэр Раквере. – В то же время это ставит Ляэне-Вирумаа в чрезвычайно сложную ситуацию, поскольку нам не выделяются никакие государственные дотации, однако мы находимся между двумя уездами, где эти дотации существуют».
    По его словам, по сути, педагоги, живущие в Раквере, в получасе езды, за ту же работу могут получать на 50% больше зарплаты. «Всем понятно, насколько сложно нашим школам оставаться конкурентоспособными при наборе учителей в таких условиях», – замечает он.

    Нестандартный Ида-Вирумаа

    Волость Алутагузе занимает почти половину территории Ида-Вирумаа и располагается между крупными городами и побережьем Чудского озера. Вопреки представлению об Ида-Вирумаа как о русском и промышленном регионе, Алутагузе – это сельская местность, населенная, в основном, эстонцами. Государственных школ и гимназий здесь нет, все три школы – муниципальные и все преподают на эстонском языке. Соответственно, проблемы перехода на эстонский язык обучения здесь не существует.
    Председатель волостного собрания Алутагузе Марек Кулламяги говорит, что в этой волости средняя зарплата школьного учителя с учетом доплаты – около 2600 евро (брутто), после объявленного правительством повышения – будет более 2700. При этом в маленьких волостных школах нагрузка учителей меньше, чем в городах, а самоуправлениям их содержание обходится в разы дороже.
    В связи с этим Кулламяги возмущен тем, что больше половины местных учителей сейчас бастуют из солидарности с коллегами, которые требуют себе гораздо меньшую зарплату.
    «Когда дают дополнительные деньги в русскоязычных самоуправлениях – Нарва, Силламяэ, Кохтла-Ярве, чтобы был стимул перехода на эстонский язык – это понятно, оправдано и хорошо, – сказал Марек Кулламяги. – У нас тоже педагоги получают доплату, хотя у нас вокруг эстоноязычная среда, и я не очень понимаю, почему такое повышение – и в эстоноязычной местности тоже. Вроде бы тоже Ида-Вирумаа, но у нас как была эстонская среда, так и осталась, ничего не изменилось».
    Председатель волостного собрания сказал, что учителей не хватает везде, но в Алутагузе пока штат с трудом, но укомплектован. И заметного притока новых учителей нет.

    Задачи те же, но доплата влияет иначе

    В волостях Причудья, в отличие от волости Алутагузе, есть русскоязычные школы, которые переходят на эстонский язык обучения. Но региональной доплаты здесь нет: территориально они относятся к другим уездам.
    В Ида-Вирумаа – относительно крупные города и надбавка 50%, в Причудье – тихие городки на озере и более низкая зарплата учителей. К тому же, очень небольшой выбор арендного жилья, добавляет Анатолий Гольц, замещающий член волостного собрания волости Муствеэ, избранный также в попечительский совет местной гимназии. Гольц рассказал ДВ, что знает нескольких учителей, которые подумывают о работе в Ида-Вирумаа.
    Волость Муствеэ непосредственно граничит с последним, от города Муствеэ до, например, Кохтла-Ярве – около часа езды на машине.
    Гольц считает, что на настроения учителей влияют не только доплата в Ида-Вирумаа, но и многолетние разговоры о реформе школьной сети в Причудье, в результате которой может закрыться гимназическая ступень, а часть учителей могут потерять работу.
    «Учителя, конечно, не могут относиться хладнокровно к этому, они потихонечку уходят либо подыскивают себе какую-то альтернативу на случай, если вдруг произойдет действительно так, как говорят», – сказал Анатолий Гольц.
    Гайле Васьк, специалист по образованию в волости Муствеэ, сообщила, что реорганизация школ здесь еще не завершена, и неясно, кто из учителей осенью продолжит работу: “Учителей хватает на одну русскоязычную гимназию и одну двуязычную начальную школу, но у нас действительно есть те, кто уехал в Ида-Вирумаа. Если мы оптимизируем школьную сеть, уехавших может стать больше”.
    Сейчас учителя из эстонских школ (т.е., способные преподавать по-эстонски) поддерживают работу и в русскоязычной гимназии. В будущем в волости можно предвидеть более серьезный дефицит учителей, добавила специалист, поскольку почти треть нынешних учителей старше 60 лет.
    Соседняя волость Пейпсияэре уже слишком далеко от городов Ида-Вирумаа, чтобы всерьез говорить о том, что учителя смогут ездить туда на работу каждый день. К тому же, нехватка учителей есть и здесь. Ирина Орлова, член местного волостного собрания, в качестве примера приводит одну из волостных школ, которая получила предписание от минобразования заполнить вакансии социального педагога и логопеда, но никак не может этого сделать. При этом Орлова рассказывает, что лично знает одного педагога, переехавшего в Ида-Вирумаа.
    Гольц и Орлова в своих волостях находятся в оппозиции. По их описанию, школьные проблемы Причудья – отток населения, качество преподавания эстонского, переход на эстоноязычное обучение – очень похожи на такие же проблемы в Ида-Вирумаа. Но поскольку в Причудье никакой региональной доплаты нет, готовые к переезду учителя поедут не сюда. А в Ида-Вирумаа тем временем надбавку в том числе будут получать учителя обычных эстонских школ.
  • Самое читаемое
Статьи по теме
Все статьи по теме

Убытки Ford от производства электромобилей превысили миллиард
Подразделение электромобилей Ford сообщило, что убытки в первом квартале увеличились до $1,3 млрд, или $132 000 на каждый из 10 000 проданных за квартал автомобилей. Это отразилось и на общей прибыльности компании.
Подразделение электромобилей Ford сообщило, что убытки в первом квартале увеличились до $1,3 млрд, или $132 000 на каждый из 10 000 проданных за квартал автомобилей. Это отразилось и на общей прибыльности компании.
Большой обзор рынка недвижимости: количество сделок падает, цены стабильны
Общий уровень цен на квартиры остается стабильным, несмотря на снижение спроса, пишет аналитик компании по недвижимости Restate Юлия Линде.
Общий уровень цен на квартиры остается стабильным, несмотря на снижение спроса, пишет аналитик компании по недвижимости Restate Юлия Линде.
Президент Bolt: писать для чиновников законопроекты – нормально
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.