Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Стальнухин: оппозиция считает, что пиво – главный продукт страны

    Фото: Indrek Susi

    9 декабря «Деловые ведомости» открыли своё радио. В подкастах «Деловые в эфире» теперь будут обсуждаться самые интересные и актуальные вопросы с лицами, принимающими решения (предпринимателями, политиками). Гостем первого эфира стал Михаил Стальнухин, который, являясь председателем финансовой комиссии Рийгикогу, представил неделю назад в парламенте ключевой для правящей коалиции проект поправок к Закону о подоходном налоге, Закону о социальном налоге и иным законам.

    Михаил, в среду вечером произошло драматичное второе чтение проекта поправок в Закон о подоходном налоге, Закон о социальном налоге и иных законов...
    И что там драматичного?
    Хотя бы то, что оно длилось 4 часа.
    Да.
    И у меня сложилось впечатление, что заседание специально затягивали Партия реформ и Свободная партия. Своей цели они достигли: чтение было прервано и перенесено на 14 декабря.
    Нет. Решение о том, что мы прерываем чтение, было принято комиссией накануне. Это нужно, чтобы у нас была неделя на обсуждение всех поправок и встречи с необходимыми организациями. Хотим внести некоторые коррективы. Если бы реформис­ты хотели затянуть, то речей было бы не 10-12, а штук 50, причём каждая из них длилась бы по 8 минут. А ещё перед каждой поправкой оппозиция брала бы 10-минутный перерыв, и заседание длилось бы до 3-4 часов ночи.
    Тем не менее, реформис­ты заявляют, что второе чтение проходило и будет проходить в будущем (в день выхода газеты – ДВ) с нарушением закона. Если это так, то президент может просто не провозгласить этот закон.
    С реформистами такая беда... Они так долго управляли страной, так привыкли быть всегда правыми, что когда что-то идёт «против шерс­ти», они в этом тут же усмат­ривают какое-то нарушение. Тот же самый закон, под тем же названием, был представлен парламенту в июне 2015 года, только тогда этим занимались реформисты. Есть хорошая фраза: «Длина минуты зависит от того, по какую сторону туалета ты находишься». У Партии реформ сейчас возникли какие-то подозрения, только почему-то когда они занимались тем же самым, никаких подозрений не было. Прямых нарушений в законопроекте нет.
    Оппозиция утверждает, что закон был нарушен в той части, что не был проведён анализ влияния этого налогового пакета на налоговую среду и экономику страны.
    Анализ – штука, конечно красивая. Сколько я этих анализов выслушал в Рийги­когу - не пересказать. Вот приходит к тебе специалист Банка Эстонии и рассказывает, что будет в третьем квартале, в следующем году. Через год ты достаёшь их прошлогодний доклад, приходишь на слушание и задаёшь вопрос: «Слушайте, а как соотносится то, что вы сейчас говорите, с тем, что вы говорили год назад?» Их ответ: «Ну, вы понимаете, внешняя конъюнктура изменилась, нефть подешевела, война началась, Трамп, Brexit...». Всегда находятся оправдания тому, почему не получилось так, как планировалось. Это ещё менее перс­пективно, чем прогноз погоды. Последний больше совпадает с реальностью, чем прог­нозы экономистов. Вот если ответственности было больше... Знаете, как было в Древней Греции? В одном из городов-государств местный закон можно было поменять следующим образом: инициатору поправок надевали на шею петлю, а собравшаяся толпа голосовала. Если они поддерживали предложенную поправку, то петлю снимали, и автор поправок шёл домой, сияющий и довольный. А вот если предложение не поддерживали, то какой-нибудь шустрый парень быстро выбивал табуретку из-под ног.
    Анализ влияния - бесполезная процедура?
    Нет. В её результате появляется новое знание, мы начинаем понимать тенденцию. Сегодня (беседа состоялась 8 декабря – ДВ) мы с комиссией согласуем письмо, которое я подпишу и отправлю в минфин. Думаю, что все существующие анализы мы получим уже завтра.
    Вы намерены уже с начала будущего года отменить снижение социального налога, принятого предыдущей коалицией. Оппозиция говорит, что это незаконно, т.к. сущест­вует 6-месячный срок предуведомления.
    Обычные парламентские дебаты. На столе, за которым мы сейчас беседуем, стоит кружка. Вы можете сказать, что она красная, а я - что синяя.
    В то время как в реальнос­ти она зелёная.
    Да. Но мы с вами можем говорить всё, что угодно. То, что кружка красная, синяя или зелёная, может сказать лишь определённый круг лиц, к которым нужно сделать официальное обращение. Когда это происходит, все эти разговоры про «незаконно, незаконно, незаконно» кончаются ничем. Данный налоговый пакет мы намерены принять 19-20 декабря, и хотим дать президенту максимальное время на то, чтобы определиться, будет ли она провозглашать этот закон или нет. Если её решение будет положительным, то следующая инстанция - Государственный суд.
    Следующий аргумент оппозиции: законопроект был в полном и окончательном виде обнародован за сутки до второго чтения, и не было времени с ними ознакомиться.
    Иногда мы принимаем по 50-60 законов за неделю. Неужели кто-то думает, что каждый парламентарий проштудировал все эти законопроекты?! В Финансовую комиссию входят два бывших министра финансов и один бывший председатель комиссии. Айвар Сыерд, на мой взгляд, вообще фантастический профессионал. Вы хотите сказать, что эти люди, прочитав этот законопроект, не понимают, о чём в нём идёт речь?! Вот если бы лично вы читали этот законопроект, то действительно без дополнительных разъяснений вам было бы сложно понять, что означает: «Мы исключаем третий абзац сорок второй части восьмого параграфа прим и заменяем его на...». Но профессионалы понимают всё влёт! В общем, я не берусь судить, законно это или незаконно. Однако я должен выполнить свою работу, а данные поправки дадут каждому человеку в Эстонии гораздо больше, чем нынешняя налоговая политика.
    Вы хотите запретить делать совместные декларации. Два вопроса. Первый: зачем? Второй: не нарушает ли это принцип (записанный в Законе о семье), согласно которому совместное имущество может управляться только совместно?
    Замечательно. Этот принцип действует в Швеции. В Финляндии. В Литве. Только в этих странах нет совместных деклараций. Что-то здесь в логике не так. Семья подаёт налоговую декларацию. Не облагаемый налогом минимум составляет 170 евро, на двоих это будет 340 евро. А с 2018 года он повысится до 500 евро! Семья сразу оказывается в выигрыше. Давайте смотреть на картину в целом. Мы могли бы пойти и другим путём. Например, поднять налог с оборота на 1%.
    Бизнес бы никак этого не заметил, как не заметил двухпроцентного повышения в 2009 году.
    С одной стороны, да. А с другой, мы повышаем расходы людей на самое необходимое! Вынимаем дополнительные деньги из их кармана. Вместо этого можно пойти другим путём. Да, вырастет цена на алкоголь (акциз на пиво и сидр, будет удвоен за 2 года – ДВ). Во время обсуждения в парламенте у меня сложилось впечатление, что пиво – это главный продукт в Эстонии. Это и лекарство, и еда, и культурное мероприятие. Всё крутится вокруг пива.
    Пиво - это экономика. Если его перестанут покупать, то региональные магазины не смогут продавать и молоко, хлеб, а также другие продукты.
    Оппозиционеры видят только одну сторону: пиво подорожает. Но при этом они не понимают, что те, кто ходят в магазин и зарабатывают до 1200 евро в месяц, будут дополнительно получать 750 евро в год. Тем самым у них появится возможность покупать в магазинах и больше продуктов, более полезных для здоровья. Мы за что выступаем? За здоровую семью? Которая не пьёт пиво в диких количест­вах, пытается сэкономить, оставить что-то на отпуск... Я бы понял возмущение, если бы предложили, скажем, повысить налог с оборота на книги.
    По-моему, это настоящее вредительство.
    Да. И такое предложение было. А что касается совместных деклараций, то я, если честно, не очень понимаю смысла их отмены. Однако в этом вопросе я доверяю тем специалистам, которые приняли такое решение при составлении коалиционного договора. Потому что этот договор за 2 года сделает то, чего я не мог сделать за 20 лет.
    Перейдём к отелям. Вы отменяете повышение налога с оборота для предприятий гостиничного бизнеса с 9% до 14%. Выглядит очень хорошей мерой. Но в реальности иностранный турист не заметит разницы в ценах.
    Действительно, есть турис­ты, которые денег не считают. Скоро Рождество, сюда приедет много российских туристов. И когда мы потом поднимем статистику, выяснится, что некоторые гостиницы «случайно» так поднимут цены в несколько раз. Я как-то читал об отеле, который на праздники поднял цены в 12 раз. Но это Таллинн. А теперь посмотрим за пределы столицы. Нарва-Йыэсуу. Два СПА-отеля, несколько домов отдыха. Туда едут не те люди, которым легко заплатить 800 евро за ночь. Нет, они сидят в интернете и сравнивают предложения. А теперь возьмите тот факт, что в европейских столицах можно найти очень хорошее размещение за 45 евро, а у нас на окраинах - 60-70 евро. Это каким фанатиком Эстонии нужно быть, чтобы приехать туда и платить такие деньги? А нам предлагают ещё на 5% налог поднять... Помните, что творилось в СМИ, когда объявили об этом повышении? Да там стон стоял!
    А ещё все эти годы стоял стон среди предпринимателей все эти годы: «Когда, наконец, установят потолок социального налога?»
    Это всё на уровне переговоров.
    То есть, это ещё возможно?
    Да. Премьер-министр несколько раз сказал: «Наш коалиционный договор открыт». Если будут новые целесооб­разные идеи, мы будем их добавлять. Такой коалиции давно не было.
    А будет ли этот законопроект всё же принят? Реформисты настроены серьёзно.
    Скорее всего, завтра (9 декаб­ря – ДВ) в 16:00 мне позвонит советник Финансовой комиссии и скажет, что поступили сотни, если не тысяча поправок к законопроекту. Такой случай уже был, когда фракция IRL прислала 1000 поправок. Перед каждой поправкой можно делать голосование и брать 10-минутный перерыв.
    Итальянская забастовка.
    Да. Если есть возможность что-то бойкотировать, то должна быть и возможность рискнуть и данное препятст­вие обойти. И это делается т.н. «голосованием доверия». Когда видно, что оппозиция настроилась на то, чтобы все поправки ставить на голосование и перед этим брать паузы, приходит правительство и сообщает: «Сейчас проводим голосование доверия». А там так: если получаем большинство, то считаем, что эту процедуру мы уже прошли. Если меньшинство - правительство уходит в отставку. По-моему, справедливо. Это произойдёт в среду (день выхода газеты), если реформис­ты начнут брать перерывы, перерывы и ещё раз перерывы. Потому что теоретически они могут затянуть этот процесс до лета: сделал 5000 поправок и сиди себе, никаких проблем. 19-го декабря – третье чтение, 20-го – принятие бюджета.
  • Самое читаемое
Статьи по теме
Все статьи по теме

Число клиентов Netflix выросло на 9 млн человек, но акции все равно упали
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Экономист: отели и рестораны еще не оправились от спада
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.