Заявления Кремля о необходимости отказа от иностранного программного обеспечения сталкиваются с суровой реальностью российских корпораций и потребительских привычек. Несмотря на указы и амбициозные планы по достижению цифрового суверенитета, крупнейшие госкомпании вынуждены признать: полный отказ от иностранного софта в ближайшие годы невозможен, а Владимир Путин, пообещавший «душить» западные IT-компании, похоже, недооценивает глубину проблемы.

- Дискуссия на конференции «Цифровая индустрия промышленной России», несмотря на оптимистичный тон, вскрыла проблемы с софтом. Нижний Новгород, Россия, июнь 2025 года.
- Foto: Scanpix
На прошедшей конференции «Цифровая индустрия промышленной России 2025» (ЦИПР) представители ведущих энергетических, транспортных и коммуникационных компаний России открыто заявили о нехватке средств для выполнения директив по импортозамещению. Заместитель гендиректора по цифровой трансформации госкомпании «Россети» Константин Кравченко сообщил, что холдингу придется использовать пиратское иностранное ПО еще 5-7 лет, до его полного «износа». Причина проста: компания не может повышать фиксированные тарифы, а значит, и позволить себе дополнительные расходы на переход к российским решениям. «С 2022 года мы не платим за импортные продукты и лицензионную поддержку, переходим на российское – надо платить», –
пояснил он.
«Российские железные дороги» – один из гигантов инфраструктуры, самая большая госкомпания по числу сотрудников – планирует полностью перейти на российское ПО чуть быстрее, к 2030 году. По бизнес-критичным системам – в 2027 году. При этом замглавы холдинга Евгений Чаркин утверждает, что уход иностранных вендоров не нарушил ни один бизнес-процесс компании.
Всего за неделю до этих откровений руководящий Россией Владимир Путин, выслушав жалобы разработчиков на «потребительские привычки» пользователей, порекомендовал жестко обращаться с иностранными IT-компаниями. «Надо их душить. Говорю без всякого стеснения, потому что они нас пытаются душить. Надо отвечать им взаимностью», – заявил президент. Он также потребовал обратить внимание на маркетплейсы, «бесконтрольно» завозящие импортные товары, и перекрыть лазейки, позволяющие обойти «российского национального производителя», даже если отечественный продукт дороже. «Иначе у нас не будет ни фига своего», – предупредил он. Экономический план Путина на новый президентский срок
предусматривает сокращение доли импорта в экономике до 17% к 2030 году – самый низкий уровень со времен СССР.
Статья продолжается после рекламы
Опасные западные конкуренты
Рынок инфраструктурного ПО (операционные системы, системы управления базами данных, резервное копирование и т.д.) в России в 2024 году вырос на 28%, достигнув 132 млрд рублей и вернувшись к показателям 2021 года. Этот рост, по данным Strategy Partners, которые приводят
«Ведомости», в основном обусловлен регуляторными требованиями, обязывающими субъектов критической информационной инфраструктуры провести полное импортозамещение софта к 1 января 2025 года.

- Члены правительства РФ на ЦИПР-2025. Скриншот трансляции. Премьер-министр Михаил Мишустин, руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко, председатель Сбербанка Герман Греф. На заднем плане министр промышленности Антон Алиханов и министр цифрового развития Максут Шадаев.
Однако углубленный анализ выявляет серьезные диспропорции. Например, доля российских решений для управления сетями (SDN) за 2024 год составила всего 3% (400 млн рублей) при общем объеме рынка в 14 млрд рублей. Генеральный директор компании «Базис», российский менеджер Давид Мартиросов подчеркивает, что эта разница – в 15 раз меньше продаж зарубежных продуктов – связана с отсутствием на российском рынке самостоятельных инфраструктурно-нейтральных решений.
Часть иностранного софта «зашита» непосредственно в оборудование, которое все еще используют российские предприятия. Так, председатель совета директоров «Северстали» олигарх Алексей Мордашов отметил, что его компания, достигнув 62% импортозамещения ПО, вряд ли сможет полностью отказаться от иностранного софта по этой причине.
Несмотря на инвестиции бизнеса в свое ПО, которые в 2024 году превысили 3 трлн рублей (вдвое больше, чем в довоенном 2021-м году), полное импортозамещение остается недостижимым. Даже российский премьер Михаил Мишустин отметил, что частные инвестиции позволили пока половине компаний перейти на местный софт. В некоторых сегментах достигнуты значительные успехи: 80% решений для управления финансами, каждая вторая программа для цифрового проектирования и более 40% платформ для автоматизации производств – российские.
Тем не менее, по словам исполнительного директора АРПП «Отечественный софт» Рената Лашина, в ряде сегментов, например, в инженерном ПО, процент использования российских решений не превышает 20-30%. Глава АРПП связывает это с возможностью использования бесплатного иностранного пиратского софта, а также с необходимостью «нескольких лет» для окупаемости инвестиций в российские продукты.

5 fotot
- Мишустин рассказал, как российские власти намерены добиваться импортозамещения.
Поэтому российских разработчиков особенно напугали заявления первого вице-премьера Дениса Мантурова о возможном возвращении западных компаний на российский рынок. Это создает угрозу технологической независимости России, пишет ему Лашин (письмо цитирует
«Коммерсант»), риски «нечестной конкуренции» и утечки данных.
Российский фаервол
Статья продолжается после рекламы
Власти пытаются защитить своих как могут. Российский сенатор Иван Евстифеев, например,
предложил разработать рейтинг предприятий по импортонезависимости ПО и перестать устанавливать систему Windows.
Российское Минэнерго предложило Министерству цифрового развития создать систему рейтингования общесистемного софта – аналога приложения App Store или RuStore с рейтингом российского ПО и отзывами от пользователей. По задумке, технические специалисты заказчика будут описывать конкретную проблему, прикладывать скриншоты с описанием, а разработчик должен на это отреагировать.
Активно обсуждается создание единого мессенджера. Такое предложение
выдвинул глава комитета Госдумы по информполитике Сергей Боярский. «Будет образована доверенная и безопасная среда для общения, коммуникации, телефонных вызовов и одновременно для получения государственных и коммерческих услуг», – сообщил Боярский.
До этого глава Минцифры России Максут Шадаев
анонсировал интеграцию портала «Госуслуги» (аналог э-среды) с мессенджером Max. Примечательно, что, по его словам, рассматривалась интеграция с Telegram, однако впоследствии было принято решение отказаться от нее. Как
выяснили «Важные истории», конфиденциальность сотен миллионов пользователей Telegram не только из России, но и из других стран, может быть под угрозой – из-за того, что Павел Дуров передал обустройство всей инфраструктуры мессенджера одной компании, де-факто находящейся в России, а зарегистрированной на карибских островах Антигуа и Барбуда – Global Network Management.
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
После операции «Паутина» в России ужесточился контроль на дорогах – фуры надолго задерживают для досмотра и открывают даже запломбированные прицепы. Но вряд ли это поможет повысить уровень безопасности, скорее создает новый коррупционный механизм, считает эксперт по российскому автотранспортному рынку.
«Дочки» эстонской Elme Messer Gaas в 2024 году принесли России миллионы налоговых поступлений. «Сделка по продаже этих активов по-прежнему находится на рассмотрении российских государственных органов», – объясняет директор Elme Messer Gaas Эдуард Виркунен.
Семь членов ОПЕК и Россия хотят летом увеличить добычу нефти, сообщили источники CNBC.
Операция значительно улучшает зрение, но не возвращает «молодость» глаз, рассказал оперирующий хирург клиники Turman Silmakliinik Юрий Иванов, который также поделился профессиональным взглядом на лечение катаракты с помощью имплантации искусственного хрусталика.