Ида-Вируская центральная больницаФото: Николай Андреев

Больницы Ида-Вирумаа ищут врачей в других городах, за границей и даже в гимназиях

Проблема нехватки врачей и медсестер, существующая во всех уездах Эстонии, в Ида-Вирумаа ощущается особенно остро – выпускника медицинского факультета Тартуского университета заманить на работу в этот регион сложно. Чаще работать сюда приезжают врачи из Украины и России. Некоторые из россиян буквально ходят на работу в Эстонию.

Больницы не только ищут, но и учат новых сотрудников. Нарвская больница с сентября начинает обучение медсестер. Ида-Вируская центральная больница уже ведет его, а также вербует будущих врачей прямо в гимназиях.
В Силламяэ привлекать новых сотрудников не удается совсем – медсестер и врачей, которые ушли на пенсию, заболели или умерли, заменить просто некем.

Больницы как крупные предприятия

Ида-Вируская центральная больница для города Кохтла-Ярве – работодатель номер два по количеству работников, их 1300. Больше только у концерна VKG.
Нарвская больница для своего города – работодатель номер три после Eesti Energia и городского отдела культуры, управляющего школами и детсадами. В этой больнице около 770 работников.
В отличие от двух крупных больниц, Силламяэская больница небольшая, и она не растет, а уменьшается. Здесь остается около 50 работников.
Аго Кыргвеэ, руководитель Нарвской больницы, отмечает, что врача, который учился в Тарту, заманить в Ида-Вирумаа особенно трудно.Фото: Николай Андреев
Аго Кыргвеэ – анестезиолог, реаниматолог и кардиолог, основатель нескольких медицинских учреждений, долгое время возглавлявший Тартускую скорую помощь. В Нарву, руководить больницей, он приехал два с половиной года назад. От персонала он требует говорить по-эстонски: «У нас тут, в основном, люди говорят по-русски, поскольку были годы, когда в Нарву приезжали работать, в основном, врачи русского происхождения – из России, Украины, Беларуси, которые окончили вузы, приехали сюда и работали. Теперь у нас Евросоюз, совсем другие стандарты, и мы конкурируем за врачей, которые выходят из Тартуского университета. А они предпочитают, в основном, говорить по-эстонски, для них уже довольно непривычно говорить по-русски – и с пациентами тоже. Тут уже большие языковые проблемы. И врачей, которые согласны здесь работать и владеют языками, нелегко найти».

Если даже в Тарту тяжело найти специалиста, то тем хуже ситуация для нас. И когда такие специалисты находятся, у них есть конкретные пожелания насчет зарплаты и льгот.

Аго Кыргвеэ
руководитель Нарвской больницы
«Когда к нам приезжают врачи из других городов и начинают искать квартиру, чтобы снять, им ничего не найти, потому что наш жилой фонд – для них это немножечко дико, они не привыкли жить в таких условиях», – добавляет Дарья Давыдовская, руководитель Нарвской больницы по коммуникациям.
О недостатке медицинского персонала говорит и председатель правления Ида-Вируской центральной больницы Тармо Тохвер: «Не хватает и врачей, и людей сестерских профессий. У нас сегодня работает приблизительно 200 врачей, и мы взяли бы ещё 20-30. Также у нас работает около 400 сестер, взяли бы еще 30, как минимум».
Демографическая ситуация в Эстонии и особенно в Ида-Вирумаа, по его словам, сейчас такая, что молодых все меньше, а пожилых все больше.

Из-за нехватки кадров мы не можем делать столько работы, сколько народ хочет. Из-за этого и бывают очереди.

Тармо Тохвер
председатель правления Ида-Вируской центральной больницы
Тем не менее, в больницах Нарвы и Кохтла-Ярве перспективы лучше, чем в Силламяэской.

Маленькая больница тает между двумя большими

Когда-то в Силламяэ был целый больничный городок, сейчас от него осталось два подразделения. Первое – стационар на 120 коек, основной деятельностью которого стало оказание платных услуг домам престарелых. Больше половины пациентов – из других городов, рассказал руководитель больницы Валерий Абрамович. Услуги здесь дешевле, чем в подобных учреждениях.
Второе подразделение – поликлиника. Здесь ведут прием семейные врачи, стоматологи, работает лаборатория, а также выездной прием ведут врачи-специалисты Ида-Вируской центральной больницы. Все они – не сотрудники Силламяэской больницы, а арендаторы помещений принадлежащей ей поликлиники.
Председатель правления центральной больницы Тармо Тохвер считает, что в нынешней демографической ситуации специалисты неизбежно будут концентрироваться в более крупных больницах.
Тармо Тохвер: в Ида-Вирускую центральную больницу за последние пять лет инвестировано 50 миллионов евро.Фото: Николай Андреев
«Свои услуги у нас не такие большие – физиотерапия, небольшая диагностика и администрация, – говорит Валерий Абрамович. - Наша больница теперь, фактически, стала медсестринской. Врачей мало. Специалист-радиолог еще работает, но ему уже за 85 лет. Нового врача уже, конечно, не будет. Он уйдет, и придется этот вид диагностики убирать».
С медсестрами, по его словам, тоже проблема, в физиотерапии дорабатывают пенсионерки. В стационар, где уход нужен лежачим тяжелобольным пациентам, новые медсестры просто не приходят.
«Было четыре медсестры, одна получила инфаркт, и вместо нее никого не можем найти. Работают три вместо четырех. Если кто-то уходит, замену найти практически невозможно».
Сам Абрамович совмещает руководство больницей с приемами в качестве семейного врача. В этой сфере дефицит кадров тоже критический, рассказал доктор: «У меня как у семейного врача работала медсестра. В прошлом году она тяжело заболела, и мне стоило огромных усилий найти другую медсестру. И то ей три года до пенсии осталось».
«У нас было десять семейных врачей, – Абрамович продолжает описывать ситуацию в Силламяэ. – Двое ушли на пенсию, одна умерла, к сожалению. Осталось семь. И найти где-то врачей практически невозможно. Пару участков отдали врачу, основное место работы которого - в Йыхви. Он помогает, разгружает. Но ситуация такая, что из этих семи врачей четверо – уже пенсионеры, а оставшиеся три – предпенсионного возраста».

Все зависит от человека

Помимо уже названных проблем с языком и жилищным фондом часто говорят о том, что в Ида-Вирумаа врачам нечем будет заняться, кроме работы.
«Это зависит от человека, – не согласен Тохвер. – Я родился в городе Йыхви. Вернее, непосредственно родился в этой самой больнице. Я всегда нахожу для себя, чем заниматься после работы и в выходные. Как-то не чувствую, что у меня нет возможности в чем-то участвовать. Если какой-то концерт – ну, что ж делать, садишься в машину, едешь два часа и будешь на концерте. Потом для часа обратно. А тут у меня и друзья, и родственники, и мне это место нравится - пляжи хорошие, леса интересные».
Руководитель по коммуникациям этой же больницы, Михаил Таммеару, вырос в Кивиыли. В регионе есть то же, что и в других, и даже свой очень маленький горнолыжный курорт, отмечает он. «Когда я приезжаю в Тарту на учебу, я, по большому счету, вижу то же, что и здесь», – говорит Таммеару.
Михаил Таммеару считает, что Ида-Вирумаа по комфортности не хуже других регионов.Фото: Николай Андреев

Где брать новых врачей?

Несколько лет назад основными источниками новых врачей в Ида-Вирумаа были Россия, Украина, Беларусь и Молдова.
Но до Силламяэ, по словам доктора Абрамовича, иностранцы не добирались. Перед релокацией нужно выучить эстонский, а если врач не из постсоветской страны, то в Ида-Вирумаа для общения с пациентами придется учить и русский язык.
По словам Аго Кыргвеэ, в Нарвской больнице есть врачи, которые родились здесь и сюда же вернулись после учебы, но это редкость. Есть два хирурга – супружеская пара беженцев из Мариуполя, которые ровно год назад обратились по его совету в Тартуский университет, прошли там курс, выучили эстонский язык, подтвердили специальность и сейчас уже официально зарегистрированы в Департаменте здоровья как врачи общей практики и работают.

У нас сейчас даже есть врачи, которые живут в Ивангороде и ходят сюда работать.

Аго Кыргвеэ
руководитель Нарвской больницы
Надо, чтобы у людей появилась уверенность в том, что Нарвская больница действительно развивается, и в будущем здесь построят все-таки современную больницу, делится успехом Кыргвеэ.
Тармо Тохвер показывает фотографию сотрудницы на сайте больницы: «Вот девушка – Инна Долгова – приехала к нам с Украины уже во время войны. Она выучила эстонский достаточно, чтобы сдать экзамен, прошла практику и сейчас может самостоятельно работать как общий врач. У нас есть много таких людей, которые, скажем, лет 10 назад приехали из России или Украины, и сейчас тоже выучили эстонский язык, руководят отделами. У нас даже есть пара врачей, в которой она из России, он – из Украины, их дети сейчас ходят в школу и учатся на эстонском. Для них это уже дом, они никуда не собираются».
Руководитель больницы по коммуникациям Михаил Таммеару отмечает, что эстонские больницы больше заинтересованы привлекать врачей-специалистов, а не врачей общей практики, но это сложнее: «У себя на родине они могут быть хорошими специалистами, полностью отвечающими своей квалификации, но в Эстонии, чтобы продолжить врачебную практику по своему профилю, им нужно пройти несколько серьезных ступеней, которые занимают достаточно много времени».
Ида-Вируская центральная больницаФото: Николай Андреев

Будущие врачи – местные гимназисты

За последние три года в больницу Тармо Тохвера пришли несколько врачей из других городов Эстонии – в основном их привлекли через личные знакомства или профессиональные организации медиков. «Наше видение сейчас такое, что нужно больше заниматься молодежью, потому что пожилые люди, которые работают и живут, скажем, в Пярну, в Раквере или в Хаапсалу – их трудно привлечь. А вот молодежь, которая еще не нашла своего места в жизни, мы ее ждем», – говорит руководитель Ида-Вируской центральной больницы.
Однако, здесь, по словам Тохвера, все новые медики, которые пришли в этом году – кроме двух украинок – местные, родом из Ида-Вирумаа. Это врачи общей практики, врачи-специалисты, биоаналитик в лаборатории, администратор. Местные кадры больница ищет среди старшеклассников.
«С Йыхвиской гимназией уже три или четыре года работаем, там есть специальный предмет по выбору, и народ там весьма интересуется этим, – рассказал Тохвер. – В прошлом году мы заключили договор с Кохтла-Ярвеской гимназией, и Силламяэская нас тоже ждет. У нас не хватает персонала, чтобы всё это делать. Более качественное обучение могут проводить врачи, но врачи очень заняты, они всё время работают. Трудно это всё организовать. Но, с другой стороны, если мы не будем этим заниматься, молодежь не будет знать, что это вообще такое – больница, и просто не придет к нам. Знаете, очень приятно, когда заходишь в ЭМО, а там работает человек, который ещё четыре-пять лет назад был в гимназии, проходил этот курс».
Нарвская больницаФото: Николай Андреев

Обучение медсестер организовали на месте

«В прошлом году мы открыли здесь филиал Тартуской высшей школы здравоохранения, – говорит Кыргвеэ из Нарвской больницы. – В прошлом году начали учить санитаров, работников по уходу, с сентября будем учить сестер. Мы надеемся, что уже во время учебы они смогут работать в Нарвской больнице. А после учебы – поскольку они живут тут, в Нарве – останутся работать в нашей больнице. У нас большие ожидания в связи с этим».
Большие надежды на новое учебное заведение и в Силламяэской больнице: «Это обязательно поможет. Каждая медсестра на счету!», – уверен Абрамович. Нехватка медсестер – более острая проблема, чем нехватка врачей, поскольку медсестры сейчас все чаще заменяют врачей, их нагрузка и полномочия растут.
В Кохтла-Ярве обучение медсестер проводится уже давно – в Кукрузе действует филиал Таллиннской высшей школы здравоохранения. «Мы оттуда каждый год получаем сестер, так что ситуация у нас немного лучше, чем в Нарве», – сказал Тармо Тохвер.
Также, рассказал он, в Тарту создана учебная группа радиологических техников совместно с больницами Нарвы и Раквере, в прошлом году появилась группа биоаналитиков, идут переговоры о подготовке физиотерапевтов для больниц Ида-Вирумаа.
Статьи по теме

«Я не знаю, как тогда работать»: перевозчиков беспокоит возможное ночное закрытие Койдула
Минфин обсуждает идею закрывать погранпереход в Койдула на ночь по аналогии с нарвским. Министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс сообщил ДВ, что готов ее поддержать. Но Койдула – один из двух логистических центров у перевозчиков в Россию. Ночная остановка удлинит и без того чудовищные очереди, предупреждают они, а бюджет лишится доходов.
Минфин обсуждает идею закрывать погранпереход в Койдула на ночь по аналогии с нарвским. Министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс сообщил ДВ, что готов ее поддержать. Но Койдула – один из двух логистических центров у перевозчиков в Россию. Ночная остановка удлинит и без того чудовищные очереди, предупреждают они, а бюджет лишится доходов.
Ekspress Grupp закончил квартал с ожидаемым убытком
Медиаконцерн Ekspress Grupp закончил первый квартал с ожидаемым убытком. Компания, однако, планирует продолжать выплачивать дивиденды несмотря на экономические трудности, говорится в сообщении фондовой биржи.
Медиаконцерн Ekspress Grupp закончил первый квартал с ожидаемым убытком. Компания, однако, планирует продолжать выплачивать дивиденды несмотря на экономические трудности, говорится в сообщении фондовой биржи.
Большой обзор рынка недвижимости: количество сделок падает, цены стабильны
Общий уровень цен на квартиры остается стабильным, несмотря на снижение спроса, пишет аналитик компании по недвижимости Restate Юлия Линде.
Общий уровень цен на квартиры остается стабильным, несмотря на снижение спроса, пишет аналитик компании по недвижимости Restate Юлия Линде.
Президент Bolt: писать для чиновников законопроекты – нормально
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.