Выборы сулят населению аукцион неслыханной щедрости

    Хоронили старое правительство, порвали три бюджета.Фото: Liis Treimann

    «Все будут предлагать свои варианты снижения цен на энергию, хотя все знают, что это невозможно. И все будут предлагать свои варианты поддержки, чтобы справиться с дороговизной, – хотя всем понятно, что обещания не будут выполнены. Будет своего рода аукцион - кто больше пообещает», - рисует политолог Пеэтер Тайм контуры будущей предвыборной кампании.

    Более-менее наблюдатели сходятся в том, что основная борьба развернется между консервативным и либеральным политическим лагерем, которые во многом придерживаются противоположного мнения по ключевым вопросам – от социальных пособий до зеленого перехода. При этом энергетика и безопасность так или иначе будут определять предвыборную кампанию, которая входит в самую активную фазу.

    Энергии нет, весь пар ушел в свисток

    Политолог Тынис Саартс выделяет несколько ключевых для предстоящих выборов в Рийгикогу тем и трендов, в том числе войну в Украине, рост цен и инфляцию, энергетическую политику и рост цен на энергоносители, а также реформу образования.
    Война в Украине, по мнению политолога, в наибольшей степени будет определять предвыборную кампанию. Однако, с точки зрения большой части населения, более актуальным остается всеобщее подорожание, в том числе цены на энергоносители, в связи с чем стране необходима ответственная энергетическая политика. «Хотелось бы надеяться, что партии сумеют начать на эту тему дебаты по существу, а избиратель поймет необходимость этого и будет за ними следить», - сказал Саартс.
    Главной темой выборов станет экономика, причем в довольно узком смысле, считает и обозреватель Андрей Деменков. «Безудержный рост цен прошлого года, который пока не прекратился, задевает интересы абсолютного большинства жителей страны, как потребителей, так и бизнес. Неслучайно большинство партий идут на выборы со своими рецептами борьбы с ростом цен», - констатирует он.
    Согласен с ними и политолог Пеэтер Тайм, называющий в качестве центральной темы предстоящих выборов национальную безопасность и оборонные расходы, но тоже предполагающий, что в политическом фокусе окажутся растущие цены на энергоносители и проблемы экономического выживания.
    «Все будут предлагать свои варианты снижения цен на энергию, хотя все знают, что это невозможно. И все будут предлагать свои варианты поддержки, чтобы справиться с дороговизной, – хотя всем понятно, что обещания не будут выполнены. Будет своего рода аукцион - кто больше пообещает. Соцдемы уже сделали первый шаг, предложив минимальную зарплату в 1200 евро. Теперь будем ждать, что предложат остальные. Уверен, что реформисты предложат меньше других», - прогнозирует Тайм.
    Праздник раздачи слонов уже устроила и партия «Отечество», усилиями которой при поддержке центристов было продавлено повышение пособий для многодетных семей. При этом в условиях войны в Европе бюджетные возможности эстонского государства весьма ограничены: традиционные для предвыборных кампаний щедрые обещания пособий, которые помогли бы населению и бизнесу пережить кризис, неизбежно будут ограничиваться необходимостью зарезервировать средства на оборонные расходы.
    «Эстония соседствует с государством, ведущим захватническую войну в Украине. Войну, которая, в свою очередь, повлияла на мировую экономику и цены, особенно в Европе. Для экономики это минус, потому что повлечет рост расходов на оборону в ущерб другим направлениям, но это неизбежность», - замечает Деменков.
    Мэр Нарвы Катри Райк не собирается баллотироваться на этих выборах.Фото: Liis Treimann
    Об очевидной нехватке средств, обусловленной идущей войной и угрозой безопасности, говорят и действующие политики. Так, например, мэр Нарвы Катри Райк замечает, что эта предвыборная парламентская кампания будет короче предыдущих. «У людей в партиях, очевидно, немного денег, и скажем честно: обещать что-то очень сложно. Люди крайне скептичны в отношении политики и обещаний. А деньги распределены на постоянные расходы. Вдобавок все политические силы объединяет понимание, что оборонные расходы – это абсолютный приоритет», - говорит Райк.

    Если Россия действительно закроет движение на мосту между Нарвой и Ивангородом, мы окажемся в тупике.

    Катри Райк
    мэр Нарвы
    Соображения обороны играют свою роль и в энергетике: помимо более широкой проблемы энергетической независимости в Ида-Вирумаа существует еще одна, региональная проблема, осложняющая, с точки зрения мэра Нарвы, достижение заявленных экологических целей. «Из-за государственной обороны в нашем регионе невозможно использовать энергию солнца и ветра, точнее сказать, можно, но в очень маленьком объеме. Как мы здесь, на востоке, сможем достичь целей зеленого перехода?» - задается вопросом Катри Райк.

    Подсадные утки в провинциальном болоте?

    Война неизбежно играет свою роль в региональной политике. С одной стороны, вроде бы она притягивает внимание к пограничному региону. С другой, учитывая, что из-за нее новый железный занавес между Россией и ЕС становится все более осязаемым, Нарва теряет свое значение как транзитного города, что в итоге может привести к постепенной изоляции региона и замиранию в нем экономической активности. Если, конечно, новое центральное правительство не предпримет меры.
    «Если Россия действительно закроет движение на мосту между Нарвой и Ивангородом, мы окажемся в тупике, и целесообразность строительства в Нарве новых заводов окажется под вопросом», - прогнозирует мэр приграничного города, замечая, что это, опять-таки, связано с вопросами безопасности. По ее словам, оторванности региона от столицы способствует и существующая транспортная система. «Когда до нас дойдут электрички? Из Нарвы в Таллинн мы добираемся час и сорок минут», - напоминает Райк.

    “Спасибо” путинской России, все русское в Эстонии теперь вызывает настороженность, а эстонские националисты получили отличный повод резко ускорить уничтожение школьного образования на русском языке.

    Андрей Деменков
    обозреватель
    В качестве еще одной темы, которая определит итог предстоящих выборов, эксперты единодушно называют образование. Тынис Саартс указывает на ее важность именно для русскоязычного избирателя, в первую очередь, в плане осуществления и темпов реформы. В то же время война в Украине ускорила и этот процесс, и можно говорить о том, что в эстонском истеблишменте по этому вопросу почти достигнут консенсус.
    «“Спасибо” путинской России, все русское в Эстонии теперь вызывает настороженность, а эстонские националисты получили отличный повод резко ускорить уничтожение школьного образования на русском языке (курс на ассимиляцию, который подается под видом интеграции). Что характерно, в этом две противостоящие политические группировки страны практически едины. Лишь центристы традиционно будут обещать русским избирателям отстоять образование на родном языке, но им уже мало кто верит», - полагает Андрей Деменков.
    Непродуманность реформы и отсутствие реальной коммуникации с местными самоуправлениями, которым придется иметь дело с ее последствиями, не только осложнит последним жизнь, но и может привести к пассивности русскоязычного электората. «Если эстоноязычное образование в Эстонии не хотят внедрить исключительно на бумаге, которая стерпит все, Министерство образования должно немедленно приступить к общению с местными самоуправлениями, школами и детскими садами. Сейчас эта связь крайне слаба», - сигнализирует Катри Райк.
    Слабая связь центральной власти с провинцией обусловлена в том числе тем, что зачастую избранные депутаты не представляют в парламенте свой избирательный округ. Система партийных «подсадных уток» и случайных для региона назначенцев приводит к тому, что интересы региональных избирателей на парламентском уровне игнорируются, а реальная политика происходит не по результатам народного голосования, а в партийных кулуарах.
    «В этом году больше говорят о том, следует ли выбирать местных или присланных из Таллинна варягов, которых мы знаем по телевизору. Это проблема именно удаленных от Таллинна эстонских регионов. Выбираешь Яну Тоом и получаешь не-пойми-кого. А Яна приезжает в Ида-Вирумаа раз в год. И так происходит не только с уважаемым и активным евродепутатом, но зачастую и с теми, кто сидит на Тоомпеа с мандатом от того или иного региона. Второй раз от этого региона больше не баллотируются (читай: партия не посылает)», - описывает ситуацию Катри Райк.

    Партия реформ не в форме

    Как показывают социологические опросы, основная конкурентная борьба на предстоящих выборах в Эстонии будет разворачиваться между Партией реформ и EKRE. В этом смысле эстонская политика вполне вписывается в мировой тренд.
    «В последние годы в мире обострилось противостояние между, условно говоря, сторонниками максимальных свобод и прогресса и жесткими консерваторами. Рост популярности крайне правых партий в Европе, трампизм в США, война в Украине – все это проявления одного глобального процесса. Эстония не стала исключением: общество в значительной степени радикализовано, что непременно отразится на предстоящих выборах», - констатирует политический обозреватель Андрей Деменков.
    «С оговорками, но реформистов можно отнести к либеральным поборникам свобод и ускоренного социально-экономического прогресса, тогда как EKRE выражает позицию тех, кто не сумел вписаться в современные реалии или просто не желает принимать постиндустриальную эпоху и пытается удержать старый добрый и такой привычный „ламповый“ мир, в котором все менялось очень медленно», - говорит Деменков.
    С его точки зрения, Партия реформ давно не в лучшей форме и бедна прорывными идеями, которыми славилась в 2000-е, однако подходящей альтернативы ей не видно.
    При этом, с точки зрения обозревателя, оптимальный сценарий предполагал бы наличие в коалиции такой политической силы, которая могла бы оказывать реальное влияние на принимаемые решения, смягчая иногда радикальный реформистский либерализм, но не препятствуя давно назревшим экономическим реформам. В противном случае Эстония рискует надолго застрять в группе стран - крепких середнячков, рисует он альтернативу. Такой балансирующей силой могла бы стать «Ээсти 200», в багаже которой хватает визионерских идей.
    В то же время многое будет зависеть не только от хода военных действий в Украине и реального уровня жизни в стране в ближайшие месяцы, но и от тех неожиданных событий и скандалов, о которых мы еще не знаем, но которые в итоге могут качнуть результат выборов в ту или иную сторону, замечает политолог Тынис Саартс, указывая на то, что именно они могут повлиять на решение колеблющегося избирателя.
  • Самое читаемое
Статьи по теме
Все статьи по теме

TextMagic о миллионных убытках: опасения по поводу ухода с биржи слишком драматичны
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.