Русофобия уже достигла уровня, когда мы начинаем хмурить брови на своих друзей, которые начинают нам на это намекать. Я имею ввиду реакцию на высказывание президента Финляндии, от которой зажужжал, как улей, и Дом Стенбока и Кадриорг.
Позиция наших политиков слишком напоминает отношение руководства России к нашей стране, и поддерживает навязанный нам темп игры. Но такое поведение не является нашей силой. «Ненавидим» или «ненавидим, как и они нас» - это тупик. Ненависть и обиды создают такую же ответную рекцию. Но Эстонии такая реакция не нужна. Или нужна? Мы хотим добиться того, чтобы очень большая русскоязычная часть нашего общества постоянно находилась под давлением? Чувствовала, слушая заявления наших политиков, как краска ударяет в лицо?
Правда и то, что критика правительства тоже не облегчает положение. Даже когда Партия центристов и её лидер Эдгар Сависаар справедливо обращают на что-то внимание, то мы воспринимаем это так, как будто они наклеили себе на лоб табличку «партия Путина», и поэтому прислушаться к их мнению – равнозначно государственной измене.
Даже высказывания бывшего премьер-министра, лоббиста группы крупных предпринимателей Тийта Вяхи, которые содержат здравые аргументы, уже в самом начале отравлены тональностью и требованием смены правительства.
Что особенно ужасно, так это то, что в последнее время премьер-министр относится предвзято и иногда даже враждебно к любым предложениям предпринимателей. Недоверие, однако, всегда взаимное. Мои личные контакты с предпринимателями указывают на тенденции, с которыми я раньше никогда не сталкивался. Все, кто берут за труд обсуждать правительство, делают это в негативном тоне, с критикой. Правительство упрекают как в создании ловушки, связанной с урезанием раздувшихся государственных расходов, так и в русофобии. И я не верю в то, что предприниматели всего лишь ищут виноватого в экономическом спаде. Скорее, они не верят и беспокоятся по поводу того, что на Тоомпеа принимают решения, которые вредны для здоровья предпринимательской среды.
Порой, отношение к российской теме напоминает времена на пороге вступления Эстонии в Евросоюз. Тогда это событие также рассматривалось одними, как верный шаг, другими – как ошибочный. В высказывании нейтральной позиции по отношению к действиям России тут же усматривается подыгрывание или тайный сговор. Мы начинаем превращаться в злое маленькое государство, которое беспокоит только одна тема.
У кого есть смелость утверждать, что в пожаре эмоций, связанных с Грузией, принятое правительством в течение нескольких часов решение увеличить расходы на оборону Эстонии в бюджете следующего года – плохое решение? Или решение, которое требует, по крайней мере, обсуждения, так как во-первых, нет уверенности в том, что вооруженные силы/министерство обороны достаточно эффективно используют и до сих пор выделяемые им средства, а во-вторых, никто не сказал избирателям, за счет чего найдутся эти дополнительные деньги. Какие орала, то есть школьные обеды и детские пособия, мы все же перекуем на мечи?
Наши политики слишком чувствительны и легко обижаются. Более того, жизненно важные для государства решения они принимают, исходя из своих личных переживаний, эмоций. Такого быть не должно. Увы, это не сделает граждан Эстонии более счастливыми.