Между прошлым периодом спада в Финляндии и
нынешней ситуацией в Эстонии есть что-то общее. Кто-то предложил назвать падение
экономики в Эстонии как-нибудь более кратко, подобно финскому периоду спада
(по-фин. lama). Предлагаю – «момент истины», или период, предшествующий
подъему.
В середине 80-х годов в Финляндии перенасытили рынок свободными деньгами, «отпустив» возможности брать валютные кредиты. Последние были в разы дешевле кредитов в марках. Новую ситуацию, казалось, лучше всего использует SKOP (Saastopankkien Keskusosakepankki).
За рыночные доли боролись и другие банки, стараясь предлагать своим клиентам кредиты на максимально льготных условиях. Свободные средства инвестировались в недвижимость и акции, цены росли. Мой знакомый хотел взять в банке миллионный кредит, чтобы инвестировать в акции. Управляющий банком отказал в таком крупном кредите частному лицу. Он порекомендовал запустить предприятие, под которое можно будет выделить два миллиона.
Два члена руководства SKOP написали учебник и стали вести телепередачу, обучая тому, как с помощью инвестиций в акции все могут разбогатеть. Учебник вышел в начале биржевого краха, и его покупали, скорее, из приправленного сарказмом любопытства.
Спад в экономике Эстонии совпал с периодом глобального экономического кризиса. Предыдущий спад в Финляндии - с распадом Советского Союза. Эстонский экспорт многостороннее, чем финский в те времена. Экспортная промышленность Эстонии нуждается в импортных компонентах, стоимость которых при девальвации мгновенно подскочила бы, что быстро «съело» бы ценовое предпочтение, полученное при девальвации. Исходя из этой логики, девальвация эстонской кроны – очень маловероятный вариант, но окончательно исключать ничего нельзя.
Сколько еще продлится падение цен на недвижимость, длящееся в Эстонии два года? Нет причин утверждать, что рынок недвижимости Эстонии должен вести себя так же, как финский. Однако интересно то, что финский падал четыре года. Четыре года продолжался последовавший за спадом период стабильности, еще столько же времени понадобилось для восстановления цен до уровня, предшествовавшего спаду. За двенадцать лет появились новые клиенты и покупатели. Эстония тоже нуждается в реальных новых клиентах, чтобы рынок недвижимости вновь пришел в движение.
Предпринимательство с низкой производительностью в Финляндии исчезло. Текстильная промышленность переместилась в Португалию и в государства с экономикой переходного периода. Добавленная стоимость, произведенная обрабатывающей промышленности Эстонии, составляет примерно 20% от европейской. Страна должна пережить структурные изменения в промышленности, поскольку конкурентное преимущество более низких производственных расходов с годами растворилось.
Горячие новости
«У работающего человека должно быть минимум 1-2 ребенка»
Не покупают даже электромобили
Промышленность и бизнес должны по примеру Nokia сосредоточиться на главном. Nokia возвеличилась, благодаря экономическому спаду. Она продала еще хорошо работавшие промышленные подразделения и инвестировала полученные деньги в более перспективный бизнес.
Одним из самых больших камней преткновения при управлении переменами является осознание необходимости перемен. Период, в котором мы сейчас пребываем, - самое выгодное время для перемен и для подготовки к своему моменту истины.
Autor: Яри Кукконен
Похожие статьи
При запуске нового бизнеса зачастую основное внимание уделяется продукту, услуге или маркетинговому плану, однако в мире, где все большее распространение получают цифровые технологии, одной из важнейших ценностей в плане идентичности вашего бренда становится домен. Зачем он нужен, как его выбрать и на какие тренды следует обратить внимание в 2025 году? Основываясь на опыте, приобретенном как в Эстонии, так и за рубежом, мы составили обзор, который поможет вам легче сориентироваться в мире, связанном с доменами.